Автор: Лисак Елена Николаевна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа 6 "Классика"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Сценическое волнение: причины, методы и способы его преодоления
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 «КЛАССИКА»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ:
СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ: ПРИЧИНЫ, МЕТОДЫ И СПОСОБЫ
ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Автор:
преподаватель высшей квалификационной
категории по классу фортепиано, концертмейстер
Лисак Елена Николаевна
г.Пермь, 2025.
Волнение – это врожденная эмоция человека, связанная с внутренним
напряжением,
возникшим
в
результате
какой-либо
неопределенности.
Человек еще не понимает, чего ему ждать от будущего и предполагает самый
наихудший вариант развития событий, чтобы максимально себя обезопасить
и спасти.
Волнение
–
это
явление
физическое,
означающее
колебательные
движения на водной поверхности, а в психологии – состояние человека на
стресс – тревогу, беспокойство. Источник волнения заключается в инстинкте
самосохранения. Это основной инстинкт, который активизируется в момент
опасности и выражается в чувстве страха.
Сценическое
волнение
–
это
психологическое
состояние,
которое
возникает
в
процессе
публичного
выступления,
то
есть
боязнь
сцены.
Волнуются все: лекторы, педагоги на открытых уроках, учащиеся ДМШ,
признанные мастера-исполнители. Испытывать волнение – это нормальная
реакция организма на стрессовую ситуацию, каковой является публичное
выступление.
Практически любой концертный исполнитель перед выходом на сцену,
а
также
во
время
публичного
выступления,
испытывает
различные
эмоциональные состояния, которые выражаются в сценическом волнении.
Необходимо
различать
взволнованность
или
приподнятость
перед
выступлением и волнение-панику.
Волнение-подъем
характеризуется
ощущением
эмоционального
подъема, воодушевления, внутренним тонусом, придающим естественность.
Выступление
на
публике
побуждает
исполнителя
поделиться
своим
отношением к исполняемому, образуя таким образом контакт со слушателями.
Происходит
своеобразный
энергообмен,
что
обеспечивает
успех
выступлению. Отдавая позитивную энергию, исполнитель испытывает
колоссальный
прилив
сил.
Эстрадное,
сценическое
волнение
трансформируется во вдохновение.
Волнение-паника
–
это
неконтролируемый
страх,
тревожность,
беспокойство,
неуверенность
в
собственных
силах
и
способностях.
Негативные установки: «Я не могу», «У меня не получится», «Мне с этим не
справиться», «Я боюсь». Они основаны не на реальных показателях, а на
собственных ощущениях внешних обстоятельств, разрушительно действуют
на
предварительную
подготовку
исполнителя
к
выступлению.
Пальцы
становятся ватными, голова теряет способность соображать, текст вылетает из
головы. Выступление под таким волнением нередко провальное. Появляются
психологические
травмы,
повышается
самовнушаемость,
снижается
сила
воли, что ведет к потере веры в собственные силы и успех. С таким состоянием
можно и нужно работать, чтобы от него избавиться.
Причины сценического волнения
К
внешним
причинам
можно
отнести
все,
что
оказывает
постоянное
давление на сознание и психику человека, укореняясь в его подсознании
ощущением собственной несостоятельности:
Одергивания, придирки, насмешки
Частые критические замечания
Постоянное выражение недовольства
Чрезмерная строгость и требовательность
Восхваление не в меру таланта
В этом, как правило, виноваты люди из ближайшего окружения, которые
являются авторитетами. Это родители, педагоги, друзья.
К
внутренним
причинам
боязни
и
чрезмерного
волнения
перед
публичными выступлениями можно отнести:
Скромность, застенчивость, сомнения в собственных силах
Заниженная или завышенная самооценка
Беспокойство за свою репутацию, конкуренция
Страх большого пространства и большого количества людей
Страх забыть текст музыкального произведения.
Недостаточная подготовка к выступлению
Страх сцены из-за предыдущих неудач
Свойства темперамента
Плохое физическое самочувствие
Волнующийся артист сосредоточен на себе: «Как я выгляжу», «Как я
подготовился», «Что обо мне подумают зрители», «На меня все смотрят», «А
я справлюсь». Такие мысли мешают сосредоточиться на игре. Единственным
способом избавиться от них – думать о чем-то другом, сконцентрироваться на
своей работе, на музыке.
Методы и способы преодоления сценического волнения
Рациональный подбор репертуара.
Произведения
не
должны
быть
на
пределе
технических,
физических
и
эмоциональных возможностей исполнителя, примерно со сложностью 50%
ученических возможностей и потенциала.
Формирование
стабильности
в
концертном
выступлении
за
счет
добросовестной предварительной подготовки.
Не выставлять на публичные выступления недоученный материал, так как это
ведет к страху забыть текст.
Предварительный многократный показ подготовленного материала в
различной обстановке.
Перед
публичным
выступлением
нужно
как
можно
больше
обыграть
произведение, причем в разных залах и для разной аудитории. Это могут быть
концерты разного уровня: для воспитанников детских садов, учащихся школ,
родителей, друзей и т.д. Чтобы минимизировать страх большого пространства
и боязнь публики.
Дыхательные упражнения.
При
волнении
увеличивается
частота
дыхания,
оно
становится
поверхностным. Медленное, глубокое дыхание уменьшает тревожность.
Физические упражнения.
Чтобы снять мышечное напряжение, можно попрыгать, помахать руками,
сделать легкую разминку.
Аффирмации (аутотренинг).
Помогают договориться со своим подсознанием о беспочвенности излишней
тревоги.
Выходить на сцену смело и уверенно, с улыбкой на лице.
Улыбка обладает фантастической силой
–
на нее непременно
ответят
встречными улыбками, а это придаст уверенности выступающему!
Список литературы
Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Москва «Музыка» 1988.
Глазкова
Е.А.
Факторы
тревожности
в
музыкально-исполнительской
деятельности у учащихся детских музыкальных школ. М., 1965.
Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. Ленинград «Музыка» 1985.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. Москва «ВЛАДОС» 1997.