Авторы: Тазина Галина Александровна, Фомина Ирина Михайловна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №5" дошкольное отделение здание ул. Ленинская, д.34
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗАРАЙСК
Наименование материала: Конспект занятия по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии
Тема: Тема: "Путешествие по сказкам"
Раздел: дошкольное образование
Занятие по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии
Тема: «Путешествие по сказкам»
Цель:
развивать связную речь, творческое воображение детей, используя методы и приемы
ТРИЗ технологии.
Задачи:
- активизировать словарный запас детей;
-развивать любознательность, внимание, память, коммуникативные качества, речевую
активность детей;
-развивать умение подбирать прилагательные для характеристики животных;
-развивать умение подбирать противоположные по смыслу слова;
- развивать умение давать описание внешнего вида предмета
-воспитывать звуковую культуру речи
Предшествующая работа: чтение сказки «Красная шапочка», д/и «Отгадай кличку», д/и
«Скажи какой?», д/и «Найди противоположное по смыслу слово»
Материал и оборудование: интерактивная доска, видеозапись «Красная шапочка»,
коробочка с заданиями, карточки с изображением предметов, животных, нейродорожка,
«сказочная» коробочка для релаксации, аудиозапись «Песня Красной Шапочки» слова Ю.
Кима, музыка А. Рыбникова, тренажеры для развития речевого дыхания «Аэробол»,
логопедический тренажер «Веселый Язычок»
Ход занятия:
-К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся
-Давайте с вами немного поразмышляем, продолжите фразу: «Я люблю, когда…» (метод
мозгового штурма)
(ответы детей)
-Я тоже отвечу на этот вопрос «Я люблю, когда ко мне приходят гости». Сегодня к нам
пришел сказочный гость. А кто это, вы догадаетесь, если отгадаете загадку:
Темный лес, цветы, тропинка,
Девочка – в руках корзинка.
Пирожки в корзинке той,
Масло бабушке больной.
Серый волк уж тут как тут.
Как ту девочку зовут?
(Красная Шапочка)
(на интерактивной доске появляется Красная Шапочка)
- У меня случилась беда, злой и голодный волк украл у меня пирожки, которые я несла
бабушке и сказал. что вернет, если я выполню его задания. Ребята, помогите мне
выполнить задания волка.
- Ребята, давайте сделаем доброе дело, выполним задания волка и поможем Красной
Шапочке вернуть пирожки.
- Чтобы выполнить первое задание волка, давайте сделаем гимнастику для языка, а
поможет нам – Веселый Язычок
1 упражнение «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык-
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
2 упражнение «Шарики»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
Шарик слева, шарик справа
3 упражнение «Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок
Вот мы и готовы выполнить первое задание волка, ваша задача, найти противоположное
по смыслу слово к слову, которое я назову (метод мозгового штурма).
Мягкий-твердый
Злой-добрый
Высокий-низкий
Грустный-веселый
Громкий-тихий
Сильный-слабый
Чистый-грязный
Широкий-узкий
- Молодцы с первым заданием справились очень хорошо.
- Второе задание очень трудное, и чтобы его выполнить, надо сначала потренироваться, а
помогут нам - тренажеры для развития дыхания «Аэробол»: надо положить шарик в
чашечку и плавно подуть в трубочку так, чтобы шарик парил в воздухе, а затем опустился
в чашечку.
- Следующее задание от волка называется «Угадай по описанию». Я показываю одному из
вас картинку с изображением предмета, тот, кому я покажу картинку описывает этот
предмет, не называя его, а вы должны отгадать что это за предмет. (метод мозгового
штурма)
Арбуз - ягода, большая, зеленая, внутри сочная, сладкая мякоть
Мяч - круглый, бывает большой и маленький, с ним можно играть в разные игры
Апельсин-вкусный, оранжевый, круглый, в нем много витаминов
Пирамидка – игрушка, бывает деревянная или пластмассовая, состоит из разноцветных
колечек и палочки, ее можно разбирать и собирать
- Отлично справляетесь, ребята!
- А для того, чтобы выполнить третье задание волк приготовил волшебные дорожки, по
которым надо пройти и не ошибиться, будьте очень внимательны, когда пойдете по ним.
(нейродорожки)
- В третьем задании волк предлагает пофантазировать и просит изменить конец сказки про
Красную Шапочку. (Типовое фантазирование).
- Вот и с этим заданием вы справились.
- Перед выполнением последнего, самого трудного, задания давайте поиграем, слушайте
задание: будем по цепочке произносить чистоговорки
Ра-ра-ра -начинается игра
Са-са-са – в норе живет лиса
Ха-ха-ха – пышный хвост у петуха
Ло-ло-ло - на улице тепло
Ша-ша-ша – мама моет малыша
Жу-жу-жу- я с ребятами дружу
Ко-ко-ко- любят дети молоко
Ма-ма-ма на дворе зима
- И последнее задание от волка. На картинке изображено животное, а вы назовите его и
скажите какое оно?
Белка-рыжая-красивая-пушистая-любопытная-ловкая-шустрая)
Заяц-белый, серый, косой, храбрый, пушистый, шустрый, быстрый, трусливый
Медведь - большой, мохнатый, косолапый, сильный, умный
- Молодцы, отличная работа, вы выполнили все задания волка и помогли вернуть пирожки
Красной Шапочке.
(Красная Шапочка)
- Спасибо, ребята, вы помогли мне, теперь волк вернет украденные пирожки, и я отнесу их
бабушке.
Рефлексия
- Ребята, посмотрите у меня есть волшебная коробочка знаний, давайте с вами пополним
ее.
- Что нового ты узнал, когда выполнял задания волка?
- Чему ты научился во время занятия?
- Какое задание было самым трудным?
-Какое задание было самым легким?
- Что было интересным?
- Что бы ты хотел рассказать маме?