Автор: Второва Елена Вячеславовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа №9"
Населённый пункт: город Ефремов, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока "Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда"
Раздел: среднее образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда.
1.
ФИО (полностью)
Второва Елена Вячеславовна
2.
Место работы
учитель МБОУ "СОШ №9" г.Ефремов
Тульская область
3.
Должность
Учитель математики
4.
Предмет
математика
5.
Класс
5
6.
Тема и номер урока в
теме
Понятие объёма. Объём прямоугольного
параллелепипеда. (Урок открытия новых знаний)
7.
Базовый учебник
1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С.,
Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5
класса общеобразовательных учреждений /
Н.Я.Виленкин и др. - 31-е изд., перераб. – М.:
Мнемозина, 2023
8.
Цель урока:
а)метапредметные направления: формировать целостную картину окружающего мира, иметь первоначальные
представления об идеях и методах математического исследования, уметь применять индуктивные и дедуктивные
способы рассуждения, уметь проводить анализ проделанной работы.
б)личностные направления: уметь грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, вырабатывать
находчивость и активность при решении математических задач, вырабатывать способность к эмоциональному
восприятию математических задач.
9. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «объём, объём
параллелепипеда», «правило нахождения объёма параллелепипеда»
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в
табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в
зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
10.Тип урока Урок открытия новых знаний. Исследовательская работа.
11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
12.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят первичные определение объёма, с последующей доработкой дома ;
-работают с технологической картой исследовательской работы;
-отвечают на вопросы, выполняют лабораторную работу;
-оценивают себя;
-рефлектируют.
13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике,
раздаточный материал (технологическая карта, штатив, линейка, набор тел, отливной сосуд, мерный стакан, карта-
путеводитель с домашнего задания), карта рефлексии, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
(2 штуки)
14.Структура и ход урока
№ Этап урока
Название
используе
мых ЭОР
Деятельность
учителя
(с указанием
действий с ЭОР,
например,
демонстрация)
Деятельность
ученика
Вр
ем
я
(в
ми
н.)
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регулятив
ные
Коммуника
тив-
ные
Личнос
т-
ные
1
2
3
5
6
7
8
9
10
1
Организац
ион-ный
момент
презентаци
я
слайд 1
приветствие
учащихся;
проверка
учителем
готовности класса
к уроку;
организация
внимания;
инструктаж по
работе с
технологической
Знакомство с
технологическ
ой картой
урока,
уточнение
критериев
оценки
2
осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывани
я
Прогнозир
ование
своей
деятельнос
ти
Умение
слушать и
вступать в
диалог
умение
выделя
ть
нравст
венны
й
аспект
поведе
ния
№ Этап урока
Название
используе
мых ЭОР
Деятельность
учителя
(с указанием
действий с ЭОР,
например,
демонстрация)
Деятельность
ученика
Вр
ем
я
(в
ми
н.)
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регулятив
ные
Коммуника
тив-
ные
Личнос
т-
ные
картой.
2
Вводная
беседа.
Актуализа
ция знаний
Презентаци
я
Слайд 2-14
Учитель
продолжает
беседу по поиску
темы урока.
Задает учащимся
наводящие
вопросы.
Небольшой
экскурс в
историю о
понятии объёма.
Участвуют в
диалоге с
учителем,
комментирую
т слайды,
приводят свои
примеры по
тематике
слайда
10
Поиск и
выделение
необходимой
информации
Выделение
и
осознание
того, что
уже
пройдено.
Постановк
а цели
учебной
задачи,
синтез
Умение с
достаточно
й полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли,
слушать и
вступать в
диалог
Смысл
о-
образо
вание
3
Изучение
Презентаци
Вместе с
Учащиеся
4
Поиск и
Целеполаг
Умение
№ Этап урока
Название
используе
мых ЭОР
Деятельность
учителя
(с указанием
действий с ЭОР,
например,
демонстрация)
Деятельность
ученика
Вр
ем
я
(в
ми
н.)
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регулятив
ные
Коммуника
тив-
ные
Личнос
т-
ные
нового
материала
я
Слайд 15-
17
учениками
определяет цель
урока.
Демонстрирует
приборы и
материалы.
следят за
объяснением,
задают
вопросы
выделение
необходимой
информации.
Структуриро
вание знаний.
Анализ
объектов.
ание,
выдвижен
ие гипотез
слушать и
вступать в
диалог
4
Физкультм
инутка
Презентаци
я 18
(Лягушата,
презентаци
я №2)
Сменить
деятельность,
обеспечить
эмоциональную
разгрузку
учащихся.
Учащиеся
сменили вид
деятельности
(отдохнули) и
готовы
продолжать
работу.
2
Развитие
внимания,
памяти,
мышления,
ассоциативно
го
воображения
Объединяет
детей в
группы,
способствуе
т их
сотрудниче
ству,
взаимодейс
Профи
лактик
а
появле
ния
психол
огичес
ких
№ Этап урока
Название
используе
мых ЭОР
Деятельность
учителя
(с указанием
действий с ЭОР,
например,
демонстрация)
Деятельность
ученика
Вр
ем
я
(в
ми
н.)
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регулятив
ные
Коммуника
тив-
ные
Личнос
т-
ные
твию между
собой
заболе
ваний,
а
также
полож
ительн
ая
динам
ика по
выздор
овлени
ю
5
Первично
е
осмыслен
Презентаци
я
слайды 19-
Комментирует,
направляет
работу учащихся:
Ученики
заполняют
каждый свою
10
Выделение и
формулирова
ние
Планирова
ние своей
деятельнос
Умение
слушать и
вступать в
Ориен
та-
ция в
№ Этап урока
Название
используе
мых ЭОР
Деятельность
учителя
(с указанием
действий с ЭОР,
например,
Деятельность
ученика
Вр
ем
я
(в
ми
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регулятив
ные
Коммуника
тив-
ные
Личнос
т-
ные
ие и
закреплен
ие знаний.
20
на
интерактивной
доске заполняет
технологическую
карту слайд 19
Слайд 20:
выполнение
этапов
исследовательско
й работы,
заполнение
таблицы
карту
параллельно с
учителем
Аналогичные
действия
учеников
познавательн
ой цели,
рефлексия
способов и
условий
действия.
ти для
решения
поставлен
ной задачи
и контроль
полученно
го
результата
диалог,
Коллективн
ое
обсуждение
проблем
(при
необходимо
сти)
межли
чно-
стных
отнош
ени-ях
6
Предварите
Слайд 21
Выступает в роли
тьютора для
Учащиеся
выполняют
10
Выделение
и
Планирова
ние своей
Умение
слушать и
профес
сионал
№ Этап урока
Название
используе
мых ЭОР
Деятельность
учителя
(с указанием
действий с ЭОР,
например,
Деятельность
ученика
Вр
ем
я
(в
ми
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регулятив
ные
Коммуника
тив-
ные
Личнос
т-
ные
льные
итоги
слабых учащихся
задания из
технологическ
ой карты
Делают
записи в
карту. После
выполнения
практической
части задания
работают над
выводом.
формулиро
вание
познавател
ьной цели,
рефлексия
способов и
условий
действия.
Анализ и
синтез
объектов
деятельнос
ти для
решения
поставленн
ой задачи,
контроль
полученног
о
результата,
коррекция
полученног
о
результата,
саморегуля
ция
вступать в
диалог,
Интегрирова
ться в группу
ное
самооп
ределе
ние,
смысло
образов
ание
№ Этап урока
Название
используе
мых ЭОР
Деятельность
учителя
(с указанием
действий с ЭОР,
например,
демонстрация)
Деятельность
ученика
Вр
ем
я
(в
ми
н.)
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регулятив
ные
Коммуника
тив-
ные
Личнос
т-
ные
7
Подведение
итогов
исследоват
ельского
урока.
Рефлексия
Слайд 22
Учитель
заполняет
рефлексию на
доске про себя
Учащиеся в
листах
заполняют
рефлексию на
себя
5
Оценка
общих
интересов
учителя и
ученика
Оценка
результато
в и
саморегуля
ция для
повышения
мотивации
учебной
деятельнос
ти
управление
поведением
партнёра-
контроль,
коррекция,
оценкна
нравств
енно-
этическ
ая
ориент
ация
8.
Домашнее
задание
Задает
дозированное
домашнее задание
Учащиеся
получают
домашнее
задание в виде
2
№ Этап урока
Название
используе
мых ЭОР
Деятельность
учителя
(с указанием
действий с ЭОР,
например,
Деятельность
ученика
Вр
ем
я
(в
ми
Формируемые УУД
Познаватель
-
ные
Регулятив
ные
Коммуника
тив-
ные
Личнос
т-
ные
технологическ
ой карты.
Количественн
ый объём д/з
определяют
сами (но не
менее 2
пунктов)
Деятельность учителя
Учет психологических и
физиологических особенностей
учащихся
Деятельность учеников
I
. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет
их готовность к уроку;
Проводит инструктаж по охране труда.
Учитель должен следовать принципу
создания психологической
комфортности перед началом урока
(взглядом, мимикой, жестами,
словесно или иными формами)
Учащиеся готовы к началу
работы, имеют представление
о работе с технологической
картой.
II
Вводная беседа. Актуализация знаний
.
1. Мотивация
Учитель: Ребята, жизнь в современном
мире всё чаще и чаще требует от нас
анализировать огромный поток информации,
выдвигать и обосновывать гипотезы, уметь
обрабатывать и обобщать полученную
информацию. Сегодня мы с вами попробуем
открыть некоторые физические явления и
Адаптационный период
пятиклассника , по моему мнению,
это "ничейное время": дети ушли от
одной учительницы к учителям
предметникам. И в этот момент, я
считаю, важным "сманить" ребенка
на свою сторону(привить интерес к
преподаваемому предмету).
Возраст пятиклассника
характеризуется развитием мозга
1
Учащиеся к слайдам 2-14
приводят свои примеры,
аргументируют их.
способы их описания с помощью
математической формулы.
2. Давайте мы с вами поможем "Вовке
из тридевятого царства" ответить на вопрос.
СЛАЙД 1
По ходу просмотра слайдов с 1-14 происходит
диалог учитель-ученик. Учитель предлагает
по каждому слайду привести пример из
своего жизненного опыта.
путем структурного формирования
нервных клеток, ассоциативных
волокон, что создает предпосылки
для совершенствования
познавательной деятельности
школьников. В этом возрасте память
перестраивается, переходя от
доминирования механического
запоминания к смысловому. При этом
перестраивается сама смысловая
память. Она приобретает
опосредственный характер,
обязательно включающий
воображение и мышление. В отличии
от младших школьников, подростки
не удовлетворяются внешним
восприятием изучаемых предметов и
явлений. Они начинают искать
причинно-следственные связи.
Весьма важно их научить самим
3. Готовы ли вы ответить мне на вопрос
СЛАЙД 15
Дети должны без затруднения
ответить . Так как подсказка
была в каждом слайде.
находить и формулировать проблемы,
вырабатывать у них аналитико-
синтетические умения и способности
к теоретическим обобщениям.
Психологи отмечают, что у детей 10-
11 лет достаточно слабо развито
воображение. Для развития
воображения мы и должны
использовать наглядно-
иллюстративный метод обучения.
Данное воображение ассоциируется в
голове у ребенка с картинкой,
учебным материалом, возникают
математические знаки, и в этот
момент соединяются две высшие
психические функции воображения и
мышления.
В голове ребенка происходит
соединение конкретной ситуации и
поиск собственного опыта. Именно в
этот момент он непроизвольно
погружается в реальность изучаемого
предмета.
111.
Изучение нового материала
1. Учитель теперь корректирует
формулировку темы урока.
Задача. На столе у вас и меня лежат
находятся тела: мерный стакан, отливной
сосуд, штатив....
В этом возрасте актуальным
становится частично поисковый,
проблемный и эвристический методы
обучения. Так как к этому моменту
идет интенсивное формирование
ассоциативных волокон в коре
головного мозга, отвечающих за
абстрактно-логическое мышление.
Изучающий предмет становится для
него условием проверки его гипотез.
В этот период ребенок приобретает
теоретическое мышление и умение
устанавливать максимальное
количество смысловых связей в
окружающем мире.
Учащиеся показывают
соответствующие предметы.
Физкультминутка
Движения головой, плечами, кистями рук.
Презентация Лягушата.
В период 11-15 лет перестраиваются
сразу 3 системы: гормональная,
кровеносная и костно-мышечная.
Рост сердечной мышцы значительно
быстрее роста кровеносных сосудов.
В костно-мышечной системе -
костная ткань опережает темпы роста
мышц, которая, не успевая за ростом
костей, натягиваются, создавая
постоянное внутреннее неудобство.
Всё это приводит к тому, что
повышаются раздражительность,
возбудимость, утомляемость и как
следствие всего снижение внимания...
Учащиеся поднимаются с мест,
повторяют действия за
учителем.
111.
Изучение нового материала
(продолжение)
2. Начинается работа с технологической
картой урока. Учитель работает на
Учащиеся заполняют свои
интерактивной доске.
3. Знакомимся с ходом работы и
выполняет пошагово предложенные
действия.
4.
Учитель
предоставляет
ученикам
самостоятельно продолжить ход работы для
оставшихся тел. Учитель занимает позицию
консультанта.
карты.
Ученик параллельно с учителем
выполняет ход работы.
Ученики выполняют
самостоятельно практическую
часть, делают записи в
технологической карте.
Работают в парах. По мере
необходимости
консультируются с учителем.
1
V
. Первичное осмысление и закрепление
знаний.
Сравните результаты параллелепипеда №1 в
мл и куб.см.; аналогично для
параллелепипеда №2.
Любое понятие нельзя дать в готовом
виде, оно может быть построено
самим учеником, путем выполнения
определенной системой действий с
предметами и знаками.
Ребенок должен это "пропустить
через себя".
Учащиеся проводят
сравнительный анализ.
Учащиеся отмечают, что
измерения пар№1 совпали и он
сплошной, а в пар №2 есть
расхождения - он имеет
пустоты.
V
.Домашнее задание
д/з раздается на карточках СЛАЙД 23
Пытаясь утвердиться в новой
социальной позиции, пятиклассник
постарается выполнить весь объём д/з
VI
. Рефлексия
Учитель: Наш урок подходит к концу. В
течение урока вы работали в картах. Оцените
себя.
Очень важно научить ребенка
задумываться о происходящих
процессах, явлениях, умению
вернуться назад и проанализировать
свои действия. Тем самым мы
заставляем активно работать кору
головного мозга.
Учащиеся заполняют карту
рефлексии