Напоминание

"Применение мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста с РАС"


Автор: Безкоровайная Татьяна Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 103"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста с РАС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Применение мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного

возраста с РАС»

Проблема

развития

связной

речи

у

детей

с

расстройствами

аутистического спектра (РАС) является одной из актуальных в современной

дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи

зависит дальнейшее развитие ребѐнка и приобретение им учебных знаний в

системе школьного обучения.

Владение связной монологической речью является высшим достижением

речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны

языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в

тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической,

фонетической.

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение

осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок

строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Формирование связности речи включает развитие умений строить

высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование

(динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление

причинно-следственных связей).

В речи детей с РАС существуют множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из отдельных слов (существительных

или глаголов), в редких случаях простых предложений речь. Неспособность

грамматически правильно построить простое предложение, не говоря уже о

распространенном предложении.

• Бедность речи. Недостаточный (экспрессивный) словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений, речевых штампов.

• Отсутствие диалогической речи: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность

построить

монолог:

например,

сюжетный

или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими

словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи старших и

младших школьников с РАС – очень сложное дело. Необходимо научить

детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои

мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Как любая работа с детьми с ОВЗ, мнемотехника строится от простого

к

сложному.

Работа

начинается

с

простейших

мнемоквадратов,

последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок

непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные

картинки соединяются в один сюжет. Поэтому мнемосхемы, служат

дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с

расстройствами аутистического спектра.

Мнемоквадрат представляет собой изображение одного предмета.

Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с

существительными, прилагательными, глаголами).

Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают

упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов

по своим условным обозначениям. Мнемодорожка – это ряд последовательно

изображённых предметов, по которым можно составить распространённое

предложение.

С

помощью

мнемодорожек,

можно

работать

уже

над

четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой, скороговоркой.

Мнемотаблицы

это

схемы,

в

которых

заложена

определённая

информация.

Мнемотаблицы

особенно

эффективны

при

разучивании

стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или

маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким

образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого

ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит

стихотворение целиком. В мнемотаблице можно изображать практически все

– т.е. производится графическое или частично графическое изображение

персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно

нарисовать

то,

что

посчитаете

нужным.

Но

изобразить

так,

чтобы

нарисованное

было

понятно

детям.

Мнемотаблицы-схемы

служат

дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.

Они используются для: обогащения словарного запаса; при обучении

составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при

отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.

Таким

образом,

использование

методов

мнемотехники:

облегчает

запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную

деятельность обучающихся; позволяет ученикам систематизировать свой

непосредственный

опыт;

обучающийся

с

опорой

на

образы

памяти

устанавливает причинноследственные связи, делает выводы; развивает

творческое познание школьников, основные психические процессы –

зрительно-пространственную

память,

внимание,

образное

и

словесно-

логическое мышление; помогает овладению приёмами запоминания и

составления рассказов.

Список литературы

1.Арушунова А.Г. Речь и речевое общение детей. — М., 1999.

2.Башина В.М. Аутизм в детстве. — М., 1999.

3.Беленькая Т. Мнематехника для начальной школы. Тренируем память у

младших школьников, Изд-во: «Феникс» 2014

4. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием речи». М., 2007.

5.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.,

2001.

6. Мастюкова Е.М., Ульянова Р.К. Особенности речевого развития у

детей

с

ранним

детским

аутизмом,

проявляющимся

на

фоне

резидуальноорганической недостаточности ЦНС // Аутизм и нарушения

развития. — 2003. — № 3. — СС. 9-15.

7.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок.

Пути помощи. — М., 1997.

8 . Н о в о т о р ц е в а Н . В . Р а з в и т и е р е ч и д е т е й . – М . , 1 9 9 5 .

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991.

10.Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей. – СПб., Союз,

2004

11.Интернет - ресурсы



В раздел образования