Автор: Безкоровайная Татьяна Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 103"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста с РАС"
Раздел: дошкольное образование
«Применение мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного
возраста с РАС»
Проблема
развития
связной
речи
у
детей
с
расстройствами
аутистического спектра (РАС) является одной из актуальных в современной
дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи
зависит дальнейшее развитие ребѐнка и приобретение им учебных знаний в
системе школьного обучения.
Владение связной монологической речью является высшим достижением
речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны
языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в
тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической,
фонетической.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение
осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок
строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Формирование связности речи включает развитие умений строить
высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование
(динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление
причинно-следственных связей).
В речи детей с РАС существуют множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из отдельных слов (существительных
или глаголов), в редких случаях простых предложений речь. Неспособность
грамматически правильно построить простое предложение, не говоря уже о
распространенном предложении.
• Бедность речи. Недостаточный (экспрессивный) словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений, речевых штампов.
• Отсутствие диалогической речи: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
•
Неспособность
построить
монолог:
например,
сюжетный
или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими
словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи старших и
младших школьников с РАС – очень сложное дело. Необходимо научить
детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои
мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Как любая работа с детьми с ОВЗ, мнемотехника строится от простого
к
сложному.
Работа
начинается
с
простейших
мнемоквадратов,
последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.
При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок
непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные
картинки соединяются в один сюжет. Поэтому мнемосхемы, служат
дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с
расстройствами аутистического спектра.
Мнемоквадрат представляет собой изображение одного предмета.
Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с
существительными, прилагательными, глаголами).
Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают
упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов
по своим условным обозначениям. Мнемодорожка – это ряд последовательно
изображённых предметов, по которым можно составить распространённое
предложение.
С
помощью
мнемодорожек,
можно
работать
уже
над
четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой, скороговоркой.
Мнемотаблицы
–
это
схемы,
в
которых
заложена
определённая
информация.
Мнемотаблицы
особенно
эффективны
при
разучивании
стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого
ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит
стихотворение целиком. В мнемотаблице можно изображать практически все
– т.е. производится графическое или частично графическое изображение
персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно
нарисовать
то,
что
посчитаете
нужным.
Но
изобразить
так,
чтобы
нарисованное
было
понятно
детям.
Мнемотаблицы-схемы
служат
дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Они используются для: обогащения словарного запаса; при обучении
составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при
отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.
Таким
образом,
использование
методов
мнемотехники:
облегчает
запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную
деятельность обучающихся; позволяет ученикам систематизировать свой
непосредственный
опыт;
обучающийся
с
опорой
на
образы
памяти
устанавливает причинноследственные связи, делает выводы; развивает
творческое познание школьников, основные психические процессы –
зрительно-пространственную
память,
внимание,
образное
и
словесно-
логическое мышление; помогает овладению приёмами запоминания и
составления рассказов.
Список литературы
1.Арушунова А.Г. Речь и речевое общение детей. — М., 1999.
2.Башина В.М. Аутизм в детстве. — М., 1999.
3.Беленькая Т. Мнематехника для начальной школы. Тренируем память у
младших школьников, Изд-во: «Феникс» 2014
4. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи». М., 2007.
5.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.,
2001.
6. Мастюкова Е.М., Ульянова Р.К. Особенности речевого развития у
детей
с
ранним
детским
аутизмом,
проявляющимся
на
фоне
резидуальноорганической недостаточности ЦНС // Аутизм и нарушения
развития. — 2003. — № 3. — СС. 9-15.
7.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок.
Пути помощи. — М., 1997.
8 . Н о в о т о р ц е в а Н . В . Р а з в и т и е р е ч и д е т е й . – М . , 1 9 9 5 .
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991.
10.Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей. – СПб., Союз,
2004
11.Интернет - ресурсы