Напоминание

Формирование языковой функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка".


Автор: Натуральнова Анастасия Аркадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Теньгушевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Мордовия, Теньгушевский район, село Теньгушево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование языковой функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка".
Раздел: среднее образование





Назад




"Без творчества нет учителя"

Безусловно, профессия учителя, учительский труд, по существу,

являются

творческим

трудом.

Поэтому

я

вас

ознакомлю

непосредственно

со

своими

приёмами

развития

творческих

способностей

на

уроках

русского

языка

и

литературы

у

обучающихся.

Никакие инновации не заменят талант и мастерство учителя,

который постоянно находится в творческом поиске. И именно дети

вдохновляют его на поиски новых идей. Детская душа ждёт чуда. И

учитель старается дарить его им на каждом уроке.

Перед учителем стоит важнейшая задача:

обучение языку как средству общения, развитие у школьников

дара слова, формирование коммуникативных умений создавать

текст,

выработка

навыков

использования

разнообразных

языковых средств в различных ситуациях общения.

На уроке надо не только давать знания как таковые, а знания и

умения соединять с адекватным восприятием мира. Только тогда

можно

говорить

о

формировании

позиции

исследователя,

организатора, коммуникатора.

Развитие творческих способностей обучающихся строится на

моделировании

исследовательских

ситуаций

практически

на

каждом уроке, где мы учимся с детьми ставить проблему,

выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать,

группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные

результаты.

И вот какие проблемы я выявила, исходя из собственных

наблюдений. Самая большая проблема современных детей состоит

в том, что:

- во-первых, наши дети часто не осознают, зачем им вообще

надо учиться;

- во-вторых, не понимают, как использовать полученные знания в

практической деятельности

- в-третьих, дети не умею выражать свои мысли

- в – четвертых, дети плохо владеют русским языком

- в-пятых, дети не умеют вступать в беседу с учителем

С

этими

печальными

фактами

нельзя

мириться

учителю

-

словеснику. Необходимо пересмотреть известные методики, искать

новые формы и методы, направленные на развитие творческих

способностей обучающихся, проявляющихся в умении разрешать

реальные противоречия и тем самым обновлять схемы мышления и

поведения.

И для того, чтобы устранить эти проблемы, я использую

следующие методики:

1)Скучные

правила

разрешается

рифмовать.

Например,

при

изучении спряжение глаголов, чтобы детям легче было запомнить

исключения, мы использовали краткую рифмовку.

Слышать, гнать, держать, дышать,

Смотреть, видеть, ненавидеть

И зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья:

Их на «Е» писать нельзя!

2)Если правило сложное, и оно допускает замены слов на более

упрощенные, то разрешается детям правило рассказать своими

слова

3)У детей по мимо пособий по предмету есть тетрадь с правилами,

которую они ведут с 5 класса. В эту тетрадь они записывают

наиболее

трудноусваиваемые

правилами,

или

я

им

лично

распечатываю

готовые

памятки

с

правилами,

которые

они

прикладываю в эту тетрадь. Этой тетрадкой можно пользоваться

ученикам на всех уроках русского языка и даже иногда допускается

пользование во время диктанта, если он не контрольный

4) У детей есть словарики, которые они сами сделали. В этот

словарик они записывают не только словарные слова и слова с

трудным запоминанием орфограммы на то или иное правило, но и

толкование слов, правильное его произношение, ставя ударение на

слово. Так как дети часто не понимают смысла слова. Лексическое

значение дети узнают, заглянув в толковый словарь.

5) Проводим с детьми этимологический анализ слов. Одно слово,

проанализированное с исторической точки зрения, является важной

основой для приобретения умения самостоятельно учиться, т.е.

думать, рассуждать, искать, пользоваться словарями и другой

справочной литературой.

6) Словарные диктанты

7)Разыгрывание диалогов между детьми в разных ситуациях. Дает

способность к умению вступать детей в диалог, вести беседу.

8)Характеристика

детьми

публицистических

выступлений

политиков, деятелей культуры, спорта и т.д. Здесь дети на примере

деятелей анализируют наиболее частые их ошибки в речи и

способы их устроения на собственных примерах

9)Устные

выступления-обращения

детей

в

публицистическом

стиле, которые вырабатывают умение излагать свои мысли точно,

учат умение владения ораторским словом

10)Обсуждение в классе проблемы на какую-либо тему. Дети

высказывают различные точки зрения, в результате чего дети

развивают свое мышление

11)Шутливые примеры с ошибками, требующие комментариев

учеников и исправления. Например, восьмилетний Витя написал

письмо своему учителю и подписал: «Любимый и уважаемый ваш

ученик В. Петров».

Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой

деятельности, так как это естественная деятельность, вызывающая

положительные эмоции.

Цель игры со словом – превращение урока в увлекательное

приключение, развитие у детей образно – чувственного мышления;

формирование чувства слова, обогащение интуиции.

Творческие нестандартные задания:

12)Написание сочинений не по стандартным шаблонам, а в форме

письма, рассказа, сказки, дневника. Это дает детям наиболее

полный полет фантазии

Используя

разноуровневые

задания,

нельзя

забывать,

что

решающее слово в выборе уровня за учеником, а не учителем,

как бы нам того не хотелось. Главное здесь - не само задание, а

процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит

самоанализ своих знаний и возможностей. И только после этого у

него появляется желание учиться.

Организация

творческой

деятельности

обучающихся

продолжается и на уроках литературы:

13) Дети выполняют анализ произведений, обязательно обращая

внимание на художественные средства языка. Выявляя их в тексте,

дети, таким образом, запоминают выражения из произведений,

которые они могут использовать в дальнейшем в своей речи

14) Начиная с 5-ого класса, ученики ведут тетради – копилки,

куда они записывают образные выражения, цитаты известных

мастеров слова. (Этот рабочий материал станет для них

бесценным, когда они приступят к написанию сочинения).

Образные слова и выражения привлекают к себе внимание

обучающихся, заставляют их задуматься, увидеть новые черты и

грани изображаемого, глубже понять смысл

15) Дети сочиняют свои стихотворения, сказки, юмористические

рассказы, похвальное слово поэтам, написание сочинений по

пословицам,

составляют

небольшие

поучения,

делают

сравнительный анализ произведений и героев. Такие виды рабы

способствуют к развитию фантазии, культуры разговорной и

письменной речи учащихся, развивает чувство языка, формирует

умение

пользоваться

его

выразительными

средствами,

стилистическим разнообразием.

16)

Дети готовят сообщения о жизни и творчестве писателей,

презентации,

такой

вид

работы

приобщает

детей

к

самостоятельному

выбору

нужной

и

важной

на

их

взгляд

информации, пересказу, повышение интереса к чтению

Систематическое выполнение таких заданий способствует

повышению культуры монологической и диалогической речи,

выработке

отбора

нужных

слов

и

выражений,

умению

самостоятельно

строить

предложения.

Всё

это

помогает

решению одной из главных задач - воспитанию творческой

личности.

Как говорил в своё время В.А.Сухомлинский: «Очень важно,

чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки,

фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не

закрыли перед ребёнком классной дверью.

Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку от нас,

учителей, зависит, какими мы воспитаем своих учеников, кем и с

какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они

смогут взять из детства, развить и приумножить.



В раздел образования