Автор: Натуральнова Анастасия Аркадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Теньгушевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Мордовия, Теньгушевский район, село Теньгушево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование языковой функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка".
Раздел: среднее образование
"Без творчества нет учителя"
Безусловно, профессия учителя, учительский труд, по существу,
являются
творческим
трудом.
Поэтому
я
вас
ознакомлю
непосредственно
со
своими
приёмами
развития
творческих
способностей
на
уроках
русского
языка
и
литературы
у
обучающихся.
Никакие инновации не заменят талант и мастерство учителя,
который постоянно находится в творческом поиске. И именно дети
вдохновляют его на поиски новых идей. Детская душа ждёт чуда. И
учитель старается дарить его им на каждом уроке.
Перед учителем стоит важнейшая задача:
обучение языку как средству общения, развитие у школьников
дара слова, формирование коммуникативных умений создавать
текст,
выработка
навыков
использования
разнообразных
языковых средств в различных ситуациях общения.
На уроке надо не только давать знания как таковые, а знания и
умения соединять с адекватным восприятием мира. Только тогда
можно
говорить
о
формировании
позиции
исследователя,
организатора, коммуникатора.
Развитие творческих способностей обучающихся строится на
моделировании
исследовательских
ситуаций
практически
на
каждом уроке, где мы учимся с детьми ставить проблему,
выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать,
группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные
результаты.
И вот какие проблемы я выявила, исходя из собственных
наблюдений. Самая большая проблема современных детей состоит
в том, что:
- во-первых, наши дети часто не осознают, зачем им вообще
надо учиться;
- во-вторых, не понимают, как использовать полученные знания в
практической деятельности
- в-третьих, дети не умею выражать свои мысли
- в – четвертых, дети плохо владеют русским языком
- в-пятых, дети не умеют вступать в беседу с учителем
С
этими
печальными
фактами
нельзя
мириться
учителю
-
словеснику. Необходимо пересмотреть известные методики, искать
новые формы и методы, направленные на развитие творческих
способностей обучающихся, проявляющихся в умении разрешать
реальные противоречия и тем самым обновлять схемы мышления и
поведения.
И для того, чтобы устранить эти проблемы, я использую
следующие методики:
1)Скучные
правила
разрешается
рифмовать.
Например,
при
изучении спряжение глаголов, чтобы детям легче было запомнить
исключения, мы использовали краткую рифмовку.
Слышать, гнать, держать, дышать,
Смотреть, видеть, ненавидеть
И зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья:
Их на «Е» писать нельзя!
2)Если правило сложное, и оно допускает замены слов на более
упрощенные, то разрешается детям правило рассказать своими
слова
3)У детей по мимо пособий по предмету есть тетрадь с правилами,
которую они ведут с 5 класса. В эту тетрадь они записывают
наиболее
трудноусваиваемые
правилами,
или
я
им
лично
распечатываю
готовые
памятки
с
правилами,
которые
они
прикладываю в эту тетрадь. Этой тетрадкой можно пользоваться
ученикам на всех уроках русского языка и даже иногда допускается
пользование во время диктанта, если он не контрольный
4) У детей есть словарики, которые они сами сделали. В этот
словарик они записывают не только словарные слова и слова с
трудным запоминанием орфограммы на то или иное правило, но и
толкование слов, правильное его произношение, ставя ударение на
слово. Так как дети часто не понимают смысла слова. Лексическое
значение дети узнают, заглянув в толковый словарь.
5) Проводим с детьми этимологический анализ слов. Одно слово,
проанализированное с исторической точки зрения, является важной
основой для приобретения умения самостоятельно учиться, т.е.
думать, рассуждать, искать, пользоваться словарями и другой
справочной литературой.
6) Словарные диктанты
7)Разыгрывание диалогов между детьми в разных ситуациях. Дает
способность к умению вступать детей в диалог, вести беседу.
8)Характеристика
детьми
публицистических
выступлений
политиков, деятелей культуры, спорта и т.д. Здесь дети на примере
деятелей анализируют наиболее частые их ошибки в речи и
способы их устроения на собственных примерах
9)Устные
выступления-обращения
детей
в
публицистическом
стиле, которые вырабатывают умение излагать свои мысли точно,
учат умение владения ораторским словом
10)Обсуждение в классе проблемы на какую-либо тему. Дети
высказывают различные точки зрения, в результате чего дети
развивают свое мышление
11)Шутливые примеры с ошибками, требующие комментариев
учеников и исправления. Например, восьмилетний Витя написал
письмо своему учителю и подписал: «Любимый и уважаемый ваш
ученик В. Петров».
Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой
деятельности, так как это естественная деятельность, вызывающая
положительные эмоции.
Цель игры со словом – превращение урока в увлекательное
приключение, развитие у детей образно – чувственного мышления;
формирование чувства слова, обогащение интуиции.
Творческие нестандартные задания:
12)Написание сочинений не по стандартным шаблонам, а в форме
письма, рассказа, сказки, дневника. Это дает детям наиболее
полный полет фантазии
Используя
разноуровневые
задания,
нельзя
забывать,
что
решающее слово в выборе уровня за учеником, а не учителем,
как бы нам того не хотелось. Главное здесь - не само задание, а
процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит
самоанализ своих знаний и возможностей. И только после этого у
него появляется желание учиться.
Организация
творческой
деятельности
обучающихся
продолжается и на уроках литературы:
13) Дети выполняют анализ произведений, обязательно обращая
внимание на художественные средства языка. Выявляя их в тексте,
дети, таким образом, запоминают выражения из произведений,
которые они могут использовать в дальнейшем в своей речи
14) Начиная с 5-ого класса, ученики ведут тетради – копилки,
куда они записывают образные выражения, цитаты известных
мастеров слова. (Этот рабочий материал станет для них
бесценным, когда они приступят к написанию сочинения).
Образные слова и выражения привлекают к себе внимание
обучающихся, заставляют их задуматься, увидеть новые черты и
грани изображаемого, глубже понять смысл
15) Дети сочиняют свои стихотворения, сказки, юмористические
рассказы, похвальное слово поэтам, написание сочинений по
пословицам,
составляют
небольшие
поучения,
делают
сравнительный анализ произведений и героев. Такие виды рабы
способствуют к развитию фантазии, культуры разговорной и
письменной речи учащихся, развивает чувство языка, формирует
умение
пользоваться
его
выразительными
средствами,
стилистическим разнообразием.
16)
Дети готовят сообщения о жизни и творчестве писателей,
презентации,
такой
вид
работы
приобщает
детей
к
самостоятельному
выбору
нужной
и
важной
на
их
взгляд
информации, пересказу, повышение интереса к чтению
Систематическое выполнение таких заданий способствует
повышению культуры монологической и диалогической речи,
выработке
отбора
нужных
слов
и
выражений,
умению
самостоятельно
строить
предложения.
Всё
это
помогает
решению одной из главных задач - воспитанию творческой
личности.
Как говорил в своё время В.А.Сухомлинский: «Очень важно,
чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки,
фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не
закрыли перед ребёнком классной дверью.
Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку от нас,
учителей, зависит, какими мы воспитаем своих учеников, кем и с
какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они
смогут взять из детства, развить и приумножить.