Автор: Стёпина Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Саянский детский сад "Волшебный град"
Населённый пункт: п.Саянский Рыбинского района, Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование стеклограмма в работе учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование
Основная работа учителя-логопеда заключается в формировании у детей
всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых
пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала
утомляют ребенка.
Исходя из этого, логопеду необходимо разнообразить занятия, чтобы
отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь
только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе,
что приведет впоследствии к желаемому результату.
На современном этапе одним из актуальных
вопросов педагогики является поиск новых форм и
методов обучения и воспитания детей.
И сегодня я хотела бы с вами поделиться одной
из технологий, которая называется Стеклограмм.
Это набор прозрачных пластин с магнитными
ножками, которые можно ставить друг на друга,
образуя
многослойную
конструкцию.
При
этом
пластины можно убирать, переставлять, исходя из
заданий.
Если на каждый слой стеклограмма нанести
часть рисунка, то при просмотре в собранном виде
получается цельная картинка в объеме. (3D)
Данная
техника
имеет
ряд
преимуществ:
развивает
объемно-пространственное
мышление,
логику
построения
изображения,
речевое
развитие
и
коммуникативные
навыки,
мелкую
моторику рук, творческие способности, а
также
вызывает
бурю
эмоций.
При
решении
задач
речевого
развития,
способствует закреплению лексических
тем по тематической неделе, расширяя и
обогащая словарный запас детей.
При
помощи
«STEKLOGRAM»
проще
объяснить
детям
понятия
передний,
задний
план,
наложения.
Закрепить такие понятия как «право,
лево,
сверху,
снизу,
в
центре»,
закрепляем
такие
лексико-
грамматические
категории
как:
множественное
число
существительных,
согласование
существительных
с
числительными,
употребление
существительных в косвенных падежах, употребление предлогов, обобщение и
классификация предметов.
Так же в своей работе использую данную технику для развития связной
речи.
С помощью стеклограмма пересказываем сказки, такие как репка,
теремок, руковичка и многие другие сказки.
Есть несколько вариантов использования пластин стеклограмма:
Когда ребенок выбирает готовые пластины с изображением (здесь
на слайде мы видим как ребенок с помощью уже нанесенных героев собирает
последовательно сказку «Репка»)
когда ребенок добавляет сам недостающие элементы. На фото мы
можем увидеть сказку Сутеева под Грибом, здесь ребенок самостоятельно
добавил природное явление -дождь с помощью красок, а также путем
перестановки пластин спрятал зайца от лисы)
когда ребенок сам самостоятельно наносит изображения на
пластины как по готовой сказке, так и по своему замыслу. Здесь мы можем
увидеть все ту же сказку репка, но ребенок самостоятельно добавляет
персонажей на пластины. Сделать это можно при помощи клея или
двустороннего скотча)
Также стеклограмм помогает в обучении рассказыванию по сюжетной
картине.
Для этого при подготовке к занятию подготавливаются пластины,
выбирается основной фон, на отдельные пластины наносятся важные составные
сюжета.
В ходе занятия ребенку предлагается, снимая пластины, разделить сюжет
на смысловые части и обсудить каждую часть с ребенком.
Пример составления рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»
На картине нарисована зима.
Снег лежит на земле и на ветках деревьев.
Идет снегопад, снежинки ложатся на
землю.
Слева мы видим мальчика. Он одет в
теплую красную шапку и розовую куртку/. На
его шее завязан шарф, а на руках одеты
рукавички. Он катает снежный ком.
Справа на картине мы видим девочек.
Девочки слепили снеговика.
Снеговик
большой и красивый. На голове у него ведро.
Замечательный получился снеговик.
Рядом со снеговиком сидит щенок. Он
маленький и забавный. Щенок тоже радуется и
виляет хвостиком.
Дети на картине веселые. Им нравится
гулять и лепить снеговиков.
Картина вызывает радостное настроение и
желание играть на улице.
Таким
образом,
можно
выделить
следующие
преимущества
использования стеклограмма с детьми дошкольного возраста:
повышение интереса к занятию и как следствие повышение концентрации
внимания; развитие связности высказывания; обучение составлению, пересказу
рассказов и сказок; повышение речевой активности; развитие внимания,
памяти, воображения, зрительного и слухового восприятия.