Автор: Задесенцева Светлана Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 5 с УИОП"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Применение искусственного интеллекта на уроках математики"
Раздел: среднее образование
«Применение искусственного интеллекта на уроках математики»
С.П. Задесенцева
МБОУ «СШ № 5 с УИОП», г. Нижневартовск ХМАО-Югра
Использование современных технологий в образовательном процессе – это одна из
актуальных целей образования. Я – учитель математики с 33-летним стажем, активно
применяю различные информационные технологии. И, когда предложили воспользоваться
сервисом «Ассистент преподавателя», конечно же, с удовольствием начала работу.
Учебная
мотивация
рассматривается
как
один
из
критериев
эффективности
педагогического процесса, и как результат деятельности учеников. Перед началом
использования сервиса, я провела диагностику в 5-8 классах «Уровни учебной мотивации»,
которая показала, что уровень мотивации у учеников средний.
Поставив перед собой цель применения Ассистента Преподавателя – повысить
учебную мотивацию, я стала записывать первые уроки, и загружать их на сервис. Интересно
было посмотреть на себя со стороны. С нетерпением ждала обработку своего первого
загруженного урока. Была приятно удивлена, как подробно расписан конспект занятия,
прописаны все этапы урока. Обнаружила, что наибольшее число раз у меня встретился
методический прием «Инструктирование учеников», а среди социологических приемов
«Маркеры руководства». Ознакомилась с рекомендациями, и часть из них применила уже на
следующем уроке.
Мне захотелось добавить интересные моменты на уроках. Использование ИИ-
помощника
позволило
разнообразить
различные
этапы
урока.
Несколько
раз
воспользовалась готовыми шаблонами запросов (проблемный вопрос, мотивирующее
задание, цели урока). Некоторые рекомендации применила в том виде, в котором они были
даны, некоторые из рекомендаций частично меняла.
Записывала разные типы и виды уроков. Целью было – найти свои сильные стороны.
Отправила на обработку свой урок, который находится в банке открытых уроков лучших
учителей ХМАО-Югры. После отчёта о записи урока, поняла, что если этот урок я буду
проводить снова на другом классе, то обязательно воспользуюсь рекомендациями, и
применю приёмы, которые посоветовал использовать «Ассистент преподавателя».
Проанализировав метрику «Распределение разговора», выяснила, что большую часть
урока занимает моя речь. Воспользовалась рекомендованными приемами, и увидела, как
изменились показатели метрики. Время обсуждения увеличилось, а значит повысилась
вовлеченность учеников в урок.
Анализируя метрику «Эмоциональная модальность», в которых нейросеть распознаёт
и подсчитывает эмоционально окрашенные слова, обнаружила для себя, что на моих уроках
преобладает нейтральная модальность. К, сожалению, рекомендаций по этой метрике не
было, но были вопросы для рефлексии, на которые я попыталась ответить, чтобы повысить
положительную модальность на следующих уроках.
После каждого анализа урока, я знакомилась с отчётом по метрикам, читала
рекомендации. Обязательно добавляла различные интересные моменты в уроки. После
использования рекомендаций, уроки становились более продуктивными.
Отдельно хочется сказать про Конструктор викторин на сервисе «Ассистент
преподавателя». Сначала я воспользовалась готовыми викторинами на занятиях по
финансовой грамотности. Затем создала 2 викторины «Десятичные дроби» (8 вопросов) и
«Устный счёт-десятичные дроби» (15 вопросов), которые использовала на разных этапах
урока: для устной работы вначале урока; как повторение правил, перед решением примеров;
как подведение итогов урока. Ученики с удовольствием включались в игру, отвечая на
вопросы викторины.
Создала познавательную викторину «Моя Югра» с вопросами о Ханты-мансийском
округе, целью которой было закрепить знания учеников о родном крае. Создавала викторину
для класса, в котором являюсь классным руководителем, но провела во всех классах, в
которых работаю.
В нашей школе созданы кадетские классы. И математика как наука, является одной из
составных частей в деле гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Для
кадетских классов я создала викторину «Задачи о военных» (8 вопросов). Викторина
содержала несложные задачи вычислительного характера. Провела викторину в трех
кадетских классах.
В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, я создала викторину
«Наш край в годы войны». Часть вопросов было создано ИИ-помощником. Решая
вычислительные примеры, отвечая на вопросы викторины, ученики больше узнали о роли
Нижневартовска в победе над фашизмом, вспомнили про тех, кто сражался на фронтах и
трудился в тылу.
Минусом при создании викторин оказалось для меня возможность введения
небольшого количества знаков (100) при формулировке вопроса. Приходилось очень кратко
формулировать вопрос.
Использование викторин однозначно позволило разнообразить уроки, внеся в урок
элемент интерактивности и новизны.
Я провела повторную диагностику, которая показала, что мотивация учебной
деятельности возросла. Кроме этого, у класса в котором я чаще всего использовала сервис,
повысилось качество.
«Ассистент преподавателя» помог определить мои сильные и слабые стороны,
обратить внимание на моменты, которые я могла и не заметить, когда сама провожу оценку
своего урока.
Также
искусственный
интеллект
я
использую
для
создания
изображений
математических терминов, пословиц и поговорок, содержащих числительные.
Важно помнить, что искусственный интеллект — это инструмент, который должен
дополнять, а не заменять человеческое взаимодействие. Настоящее обучение происходит в
диалоге, в общении, и именно учитель остаётся ключевой фигурой в жизни каждого ученика.
Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе расширяет
возможности педагога, позволяя повысить эффективность работы и качество обучения.