Напоминание

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка


Автор: Румынская Наталья Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ Майская СОШ
Населённый пункт: с. Майское Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Раздел: полное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка. Создание

гармоничной и эффективной образовательной среды.

Составила:

Румынская Наталья Николаевна,

учитель английского языка первой

квалификационной категории

В современном образовании все больше внимания уделяется не только

академическим достижениям, но и сохранению физического и психического

здоровья учащихся. На уроках английского языка, как и на любых других,

важно создавать условия, способствующие не только усвоению материала, но

и поддержанию здоровья школьников. Здоровьесберегающие технологии –

это комплекс мер, которые помогают учителю организовать урок таким

образом, чтобы обеспечить комфортную, безопасную и эффективную среду

обучения. Данная статья рассматривает принципы и методы

здоровьесбережения на уроках английского языка, а также приводит

конкретные примеры их реализации.

I. Значение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Изучение английского языка, особенно в раннем возрасте, может быть

сопряжено с определенными трудностями и стрессом. Новая лексика,

грамматические правила, фонетические особенности – все это требует от

учеников значительных усилий. Неправильная организация урока,

монотонность и отсутствие релаксации могут привести к переутомлению,

снижению концентрации внимания и даже негативному отношению к

предмету. Здоровьесберегающие технологии помогают:

Снизить утомляемость: Чередование видов деятельности, физкультминутки,

релаксационные упражнения помогают снять напряжение и восстановить

работоспособность.

Повысить мотивацию: Использование интерактивных методов, игр,

проектной деятельности делает урок более интересным и увлекательным.

Улучшить психологический климат: создание атмосферы

доброжелательности, поддержки и сотрудничества способствует

формированию позитивной самооценки и снижению тревожности.

Улучшить физическое здоровье: правильная организация рабочего места,

соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование правильной

осанки.

Сформировать культуру здоровья: расширение знаний о здоровье и

здоровом образе жизни, обучение навыкам саморегуляции и самопомощи.

II. Принципы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: Выбор

методов и приемов обучения должен соответствовать возрасту, уровню

подготовки, типу восприятия информации и состоянию здоровья каждого

ученика.

2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм: Обеспечение достаточного

освещения, проветривание кабинета, контроль за правильной осанкой,

соответствие мебели росту учащихся.

3. Рациональная организация учебного процесса:

Чередование видов деятельности (чтение, письмо, говорение,

аудирование).

Использование разных форм работы (индивидуальная, парная,

групповая, фронтальная).

Регулирование темпа урока (не допускать перегрузки, давать время на

отдых и усвоение информации).

4. Создание благоприятного психологического климата:

Поддержка и поощрение, создание ситуации успеха.

Использование юмора и позитивных эмоций.

Предотвращение конфликтов и стрессовых ситуаций.

Уважительное отношение к каждому ученику.

5. Активизация двигательной активности:

Физкультминутки (упражнения для снятия напряжения с глаз, шеи, плеч,

спины).

Динамические паузы (подвижные игры, смена положения тела).

6. Формирование здоровьесберегающей компетенции:

Включение в урок тем, связанных со здоровьем и здоровым образом

жизни (например, "Healthy Food", "Daily Routine", "Sports").

Обучение приемам саморегуляции (дыхательная гимнастика,

аутотренинг).

III. Примеры здоровьесберегающих методов и приемов на уроках

английского языка (5-8 классы)

1. Физкультминутки:

"Head, Shoulders, Knees and Toes":Ученики поют песню и показывают

соответствующие части тела.

"Simon Says": Ученики выполняют команды учителя, начинающиеся со

слов "Simon says..." (например, "Simon says: Touch your nose").

"Energy Boosters":Несколько простых упражнений на растяжку,

повороты, наклоны.

2. Игры на активизацию внимания:

"I Spy": Учитель описывает предмет в классе, не называя его, ученики

должны отгадать.

"Chain Story": Каждый ученик добавляет одно предложение к рассказу,

начатому учителем.

"Memory Game":Показать ученикам несколько предметов, затем убрать

один и попросить их вспомнить, какой предмет исчез.

3. Методы релаксации:

Дыхательная гимнастика: Ученики выполняют несколько глубоких вдохов

и выдохов, чтобы успокоиться и сосредоточиться.

Аутотренинг: Учитель предлагает ученикам закрыть глаза и представить

себя в приятном месте (например, на берегу моря, в лесу).

Музыкальная пауза: Включить спокойную музыку на несколько минут.

4. Примеры заданий, направленных на формирование культуры здоровья:

Составление меню здорового завтрака на английском языке.

Написание правил здорового образа жизни для школьников.

Разработка постера, пропагандирующего занятия спортом.

Разыгрывание диалогов о посещении врача.

5. Использование ИКТ:

Замена бумажных тестов на интерактивные онлайн-тесты.

Использование обучающих видео и игр.

Прослушивание аудиоматериалов для развития навыков аудирования.

IV. Пример фрагмента урока английского языка с использованием

здоровьесберегающих технологий (6 класс, тема "Daily Routine")

1. Начало урока (2 мин): Приветствие, проверка готовности, позитивный

настрой.

2. Актуализация (5 мин): Повторение лексики по теме "Actions" (wake up,

brush teeth, have breakfast, etc.) с помощью карточек.

3. Введение новой лексики (10 мин): Изучение новых выражений, связанных

с временем (at 7 o'clock, after school, in the evening). Использование

презентации.

4. Физкультминутка (2 мин):Игра "Simon Says" (например, "Simon says:

Touch your head", "Simon says: Jump three times").

5. Практика (13 мин): Учащиеся работают в парах, расспрашивая друг друга

о распорядке дня. Затем представляют распорядок дня своего партнера

классу.

6. Аудирование (5 мин): Прослушивание аудиозаписи с описанием

распорядка дня и выполнение задания на понимание.

7. Рефлексия (3 мин): "What was the most interesting part of the lesson? What

did you learn about each other?". Запись домашнего задания.

Заключение

Здоровьесберегающие технологии – это неотъемлемая часть современного

урока английского языка. Их применение позволяет создать комфортную и

мотивирующую среду обучения, способствует сохранению и укреплению

здоровья учащихся, повышает их успеваемость и формирует культуру

здорового образа жизни. Учителям необходимо активно использовать

разнообразные методы и приемы, чтобы уроки английского языка приносили

ученикам не только знания, но и радость, энергию и уверенность в себе.

Список литературы

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и

психология здоровья в школе. — М.: АРКТИ, 2006.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы. —

М.: ВАКО, 2004.

3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе:

методология анализа, формы, методы, практика. Методическое пособие под

редакцией М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: Издательство «Астрель», 2002.

4. Сергеева Н.В. Здоровьесберегающая деятельность в образовательном

учреждении: Программа, методические рекомендации, разработки занятий и

внеклассных мероприятий. — М.: АРКТИ, 2005.



В раздел образования