Автор: Миллер Татьяна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №47"
Населённый пункт: город Верхняя Пышма, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игровая терапия в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум для педагогов-психологов ДОУ «Игровая терапия в работе с
детьми дошкольного возраста»
Миллер Татьяна Владимировна
педагог-психолог МАДОУ
«Детский сад № 47»
Г. Верхняя Пышма
Цель.
Совершенствование
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений в развитии детей,
профилактике и коррекции детских психологических проблем.
Задачи.
1.Систематизировать
знания
педагогов-психологов
по
использованию
метода
игротерапии в работе с детьми.
2.Поделиться
профессиональным
опытом
применения
игротерапии,
как
психологического инструмента в работе с детьми.
3.Создать картотеку игр для практического применения педагогами-психологами в
работе с детьми по направлениям: когнитивная, эмоциональная сферы, саморегуляция
и контроль поведения, социальные навыки.
Оборудование: средства ИКТ – ноутбук, проектор, презентация; музыкальный центр.
Столы для ярмарки игровых пособий.
Предварительная работа. Педагогам-психологам города было предложено группой
или индивидуально представить эффективные игровые практики по направлениям:
когнитивная сфера – внимание, межполушарное взаимодействие, координация
(зрительно-моторная, пространственная); эмоциональная сфера – (работа с гневом,
тревогой, страх), самооценка – игры оптимизаторы, формирование уверенности,
снятие мышечного и эмоционального напряжения; поведение – навыки саморегуляции
и контроля; социальные навыки – навыки общения и сотрудничества. Чтобы охватить
все сферы, можно создать яндекс-регистрацию. Педагоги делают заявку и присылают
заранее в формате (ворд) описание игр. Создаётся онлайн- «банк» психологических
игр.
План проведения.
Информационная часть.
1)
Историческая справка развития игротерапии, как метода.
2)
Область применения игротерапии и основные задачи.
3)
Функции, виды и методы игровой терапии.
4)
Направления психологической работы с детьми с проявлениями агрессии,
гиперактивности и тревожности.
Практическая часть – игротренинг.
Представление педагогами-психологами опыта эффективных практик игротерапии по
запланированным направлениям.
Рефлексия.
Добрый день уважаемые коллеги. Тема нашего семинара «Игротерапия в работе с
детьми дошкольного возраста». Кратко рассмотрим, что такое игротерапия и ее
составляющие, обозначим границы психолога в использовании метода и поделимся
своим игровым опытом в работе с детьми с различными нарушениями.
Все мы, без исключения, ассоциируем своё детство с разными играми:
песочницей, куклами, жмурками; по старше: с казаками разбойниками, двенадцать
палочек и мн. другими. Оказывается – это самый лучший путь к нашей психической
устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.
Историческая справка.
Игровая терапия, как метод появилась в начале XX века, как составная часть
психотерапии, так как она основана на принципах психоанализа. Этот метод основан
на использовании игры, как инструмента для изучения и решения психологических
проблем.
Первым игру в практике детской психотерапии в качестве вспомогательного
метода применил Зигмунд Фрейд (1913).
Позднее исследования М. Кляйн (1932) и Анны Фрейд (1923, 1946) положили начало
терапевтической технике, известной теперь под названием «терапия игрой», где игра
становится центральным, основным методом. Эти эксперты утверждали, что игра –
это не только развлечение или способ для обучения, но и средство самовыражения,
коммуникации и лечения.
К 1990 годам появилось много разных направлений игротерапии.
В середине ХХ века на основе теории игровой деятельности (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) метод игротерапии начал активно применяться в
отечественной психологии. В психокоррекционных целях игру использовали многие
отечественные исследователи практики А. Абромян, А. Варга, А. Захаров, А.
Спиваковская. Целями коррекции – по мнению А. И. Захарова, служит перенос
отрицательных эмоций и качеств ребёнка на игровой образ.
Игра, как инструмент игротерапии.
По определению В. П. Зинченко, игра — это особая форма освоения реальной
социальной действительности путём её воспроизведения.
Игра является для ребёнка одним из основных способов взаимодействия с
окружающим миром, с людьми (В.С. Мухина).
Игра для ребёнка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой
могут быть отреагированны различные конфликты и проблемы.
Игра позволяет соприкоснуться со своими личностными проблемами, быть
с ними в конфронтации, в безопасной ситуации и даёт возможность по-настоящему
управлять ситуацией (А.С. Спиваковская).
Дети с удовольствием играют в прятки, догонялки, добрых и злых разбойников,
волшебников и т.п. Во-первых, это физическое движение, а во-вторых, избавление от
страхов. Дети по очереди оказываются «пойманными» своими страхами, а потом и
«ловящими» свой страх. Если «бык» убегает от кровожадного «крокодила», он
выплёскивает свою боязнь в игре, а потом, становясь «крокодилом», побеждает её
окончательно. В науке роль быка называется снятием эмоционального накала, а роль
крокодила коррекцией внутренних страхов. В тоже время происходит выход
накопившейся агрессии, которую ребёнок постоянно учится контролировать.
Применение игротерапии и когда эффективна игротерапия?
Игра для детей, это основной вид досуга. Именно в процессе игры дети всегда в
хорошем
настроении,
открыты
к
взаимодействию
и
не
расценивают
такое
времяпрепровождение, как что-то неприятное для себя.
Но именно в терапевтических целях игротерапию проводят с детьми, которые:
страдают фобиями, страхами;
жалуются на ночные кошмары;
замкнуты и испытывают трудности в общении;
агрессивны к людям или животным;
непослушные и невнимательные;
наоборот, чрезмерно послушны и подвержены чужому влиянию;
конфликтуют с членами семьи;
имеют нарушения речи;
заикаются;
отличаются вредными/нервными привычками (грызут карандаш, кусают ногти и
так далее);
подвержены стрессу;
плохо учатся, пишут, читают.
Это только основные проблемы, с которыми работает игротерапевт. А также с детьми
в период после травмы, с детьми, имеющими физические или психические
особенности и отклонения.
Основные задачи игровой терапии:
1.
укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоценности; развить
позитивную «Я» – концепцию.
2.
развитие способности эмоциональной саморегуляции;
3.развитие чувства ответственности за свои действия и поступки, формирование
навыка самоконтроля;
4.
восстановление чувства самопринятия, веры в себя, доверительных отношений к
взрослым и сверстникам;
5.оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;
6.
коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
коррекция и профилактика поведенческих отклонений
Игровая терапия – это комплекс реабилитационных игровых методик, форм,
средств, ситуаций. Нередко игротерапия рассматривается как средство для
раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным
средством комплексной реабилитации, этот метод может выполнять функции
социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др.
Технологии творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями / сост.:
А. С. Донченко, Е. Н. Филиппова, Н. В. Холматова. – Сургут, 2012 – 116 с.
Функции игровой терапии
Диагностика.
Игра используется в виде специальных упражнений, разыгрывании реальных
ситуаций, где отслеживаются вербальные, эмоциональные, поведенческие реакции,
или символические значения.
Развитие.
В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо
психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой
терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
Коррекция.
Психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом
для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового
человека.
Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей,
имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы
невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако
желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
Игротерапия в данном случае направлена опять же не на лечение заболевания, а
устранение
какого-то
небольшого
психологического,
эмоционального
и
поведенческого барьера.
Психотерапия.
Психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом
для лечения различных заболеваний, коррекцию аномального развития. Врач,
психолог, который занимается детской психотерапией посредством игры, является
специально обученным игротерапевтом. Специалист должен уметь «читать» и
оценивать ситуации в процессе игры, помогать найти пациенту душевный баланс.
Рассмотрим, что в рамках игротерапии делает педагог (воспитатель), психолог
и психотерапевт.
Границы воспитателя.
Воспитатели игру, как инструмент игротерапии, могут использовать только в
дидактических целях. Задача педагога формировать и развивать определённые навыки
у детей и помочь им усвоить социальные нормы поведения.
Границы психолога.
Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной
задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных
социально-педагогическими и психологическими причинами.
Терапией психолог занимается если имеет специальное обучение по определённому
направлению.
Границы психотерапевта.
Осуществляет лечение, коррекцию аномального развития,
оказывает помощь в
преодолении тяжёлых психоэмоциональных, поведенческих и личностных проблем.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИГРОТЕРАПИИ
1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить
виды:
●
игротерапию в психоанализе;
●
игротерапию, центрированную на клиенте,
●
игротерапию построения отношений;
●
примитивную игротерапию;
●
игротерапию в отечественной психологической практике.
2. По функциям взрослого в игре различают
●
недирективную игротерапию;
●
директивную игротерапию.
3. По форме организации деятельности различают:
●
индивидуальную игротерапию (для необщительных детей, стесняющихся
других);
●
групповую игротерапию (для более полного раскрытия малышей в процессе
совместной
игры
с
другими
детьми;
применяется
для
непоседливых,
агрессивных, пассивных). Перед совместными играми в группе специалист
анализирует поведение и особенности каждого ребенка-участника. Некоторые
дети нуждаются в предварительной коррекции, чтобы избежать возможной
агрессии, стресса, истерики во время игры.
4. По структуре используемого в игротерапии материала:
с неструктурированным материалом (при которой выполняются физические или
спортивные упражнения, применяются пластилин или песок для выражения
скрытых мыслей и ощущений);
со структурированным материалом (с применением кукол, машинок и других
игрушек, которые помогают малышам выразить желания, прививают нормы
поведения, исправляют асоциальность).
5.В зависимости от используемого дополнительного реквизита и игрушек выделяют:
1.
Сказкотерапия
2.
Песочная терапия
3.
Изотерапия
4.
Куклотерапия
5.
Музыкотерапия
6.
Шахматная терапия и др.
Каждый вид игротерапии базируется на своих определённых правилах.
6. Методы в игротерапии.
1.Игры с правилами.
2.Игры-соревнования.
3.Карточные игры.
4.Игры на доске.
5.Ролевые игры.
6.Сюжетные игры.
7.Игры драматизации.
8.Раскрепощающие психотехнические игры.
9.Освобождающие психотехнические игры.
10.Коллективные дидактические игры.
11.Сюжетно-ролевые игры.
12.Режиссёрские игры.
13.Народные игры.
Основные функции психолога, ведущего игровые занятия.
1. Создание атмосферы принятия ребенка.
2. Эмоциональное сопереживание ребенку.
3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и
понятной ребенку форме.
4.
Обеспечение
в
процессе
игровых
занятий
условии,
актуализирующих
переживания
ребенком
чувства
достижения
собственного
достоинства
и
самоуважения.
Направления психологической работы с детьми с проявлениями агрессии,
гиперактивности и тревожности.
1.Работа с детьми, проявляющими агрессию идёт по четырём направлениям.
1) Работа с гневом.
Обучение способам отреагирования негативных чувств без вреда для окружающих
людей, выпуск необузданной, разрушительной энергии в социально приемлемой
форме:
Выплёскивать внутреннее напряжение через предметы-заместители (мягкая игрушка-
борец, стаканчик для крика, надувной молоток, подушки и др.)
Выплёскивать внутреннее напряжение через активные действия, занятия спортом,
подвижные игры, психотехнические освобождающие игры.
2) Осознание собственных эмоций через понимание чувств других людей.
На этом этапе у детей формируются навыки распознавания и контроля
негативных
эмоций,
понимание
своих
эмоциональных
состояний
и
других,
потребность проговаривать их.
Дети
овладевают
способами
саморегуляции,
снятию
эмоционального
и
мышечного напряжения.
На этом этапе эффективна режиссёрская игра. Она даёт возможность для
диагностики причин детской агрессивности, для выявления личностных особенностей
ребёнка с агрессивным поведением, а также для разрешения значимых для ребёнка
затруднений. Режиссёрская игра выполняет терапевтическую функцию (ребёнок
проявляет свою агрессию «спрятавшись» за куклу-персонаж). Сам руководит всеми
куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями» - он не вольно
встаёт на место каждого персонажа, постепенно приобретает навык оценивать
конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты
поведения и выбирать приемлемый. Развивается способность координировать свою
точку зрения, поведение, с поступками других людей.
3) Формирование адекватной самооценки.
Работа ведётся по формированию способности самостоятельно оценивать свои
поступки, способности к самооценке не только поступков, но и различного рода
эмоциональных состояний, способности к самосознанию (осмысливать и оценивать
собственную внутреннюю жизнь.
4) Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Расширение
спектра
поведенческих
реакций.
Формирование
навыков
сотрудничества.
2.
Направления работы с детьми с СДВГ
с преимущественным дефицитом
произвольной регуляции деятельности и произвольного внимания.
Работа ведётся по двум разделам.
1.Развитие не сформированных компонентов произвольной регуляции.
2.Включение процессов регуляции в важные для ребёнка виды деятельности.
1) Стимуляция развития произвольной регуляции и контроля, связанные с
познавательной деятельностью.
Включает следующие процессы:
Процесс сопротивления отвлечению,
Возможность быстро переключаться внутри одной программы (с одного элемента на
другой) и в меняющихся условиях, когда один алгоритм деятельности сменяется
другим.
Устойчивое поддержание процессов переключения внимания (использование внешней
громкой речи для преодоления трудностей избирательного реагирования, пример,
ребёнку в ответ на один хлопок надо хлопнуть 2 раза. Чтобы минимизировать
импульсивные реакции, ребёнок проговаривает в слух количество ударов, которые
будет делать.
2)
Стимуляция развития процессов контроля за протеканием собственной
деятельности.
Обучение использованию речевого опосредования действий.
Приучение ребёнка к регулярному использованию проверок (пост фактум),
обучение целенаправленному поиску специфичных именно для него ошибок.
Это реальный способ – справляться с собственными трудностями.
3) Стимуляция развития процессов планирования собственной деятельности.
Особую трудность для детей составляет работа с задачами, требующими создания
стратегии собственной деятельности.
Учить построению плана деятельности в речевой сфере (начинать работу с
хорошо знакомых ребёнку действий; перед ребёнком психолог ставит задачу
– научить (психолога) чему-нибудь, что для ребёнка легко, с помощью слов,
избегая любого показа. При этом психолог ищет любую возможность
ошибаться, таким образом обращает внимание ребёнка на слабое звено в его
планировании).
Учить ребёнка делать «узелки» на память с помощью простых рисунков.
Коррекция в развитии познавательной деятельности:
Зрительные
образы
–представления
обеднены
деталями,
за
словом,
обозначающим предмет нет содержания, поэтому у ребёнка трудности
понимания смысла текста и ситуации. Работа направляется на актуализацию
связей слова и явления, действия, на поиск общего и различного.
Для регуляции внимания использовать метод предупреждения (о том, что
начинается важный материал), метод,
повтор за взрослым инструкции
(проговорив
её,
она
легче
усваивается),
чёткое
обозначение
правил
деятельности (когда изо дня в день повторяются одни и те же правила,
особенности распорядка дня, ребёнок к ним адаптируется и воспринимает как
должное. Меняющаяся обстановка вызывает раздражение из-за трудностей
переключения. Внешнее опосредование деятельности (использование опорных
элементов,
схема,
рисунок,
технологические
карты
последовательности
действий). Полезно просить самого ребёнка составлять схемы и планы своих
действий в виде рисунков и проговаривать их в слух.
3.Работа с тревожными детьми проводится в следующих направлениях.
1) Снятие мышечного напряжения
(игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания,
психогимнастика);
2) Повышение
самооценки.
3) Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его
ситуациях. (применять сюжетно-ролевые
игры; сочинять совместно
с
ребенком
и
использовать авторские
сказки,
истории,
мультипликационные фильмы; рисовать
страхи и обсуждать их);
Основные правила работы педагогов с тревожными детьми.
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость
(лучше не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования,
публичного выступления).
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка – чаще хвалите его, но
так, чтоб он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения.
«Разрешите» ошибаться и спокойно относиться к ошибкам, мотивируйте
желание их исправить, находя при этом разные варианты решения
проблемы.
Детская
тревожность
часто
вызывается
неизвестностью.
Потому,
предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его
выполнения.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Практическая часть.
Игровой опыт психологов МАДОУ по направлениям.
Рефлексия.
Литература:
1. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь: Учеб. Пособие / Под
ред. М. М. Безруких. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2009.
2. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2001.
3.Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. – ООО Апрель Пресс,
ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.