Напоминание

Математические досуги как средство развития познавательного интереса младших школьников.


Автор: Стернард Инна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СШ № 64 г.о. Мариуполь"
Населённый пункт: Донецкая Народная Республика, г. Мариуполь
Наименование материала: статья
Тема: Математические досуги как средство развития познавательного интереса младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




Стернард Инна Леонидовна

Учитель начальных классов, Донецкая Народная Республика, ГБОУ «СШ

№64 г.о. Мариуполь».

Математические досуги как средство развития познавательного

интереса младших школьников.

Аннотация

В

данной

статье

рассмотрены

особенности

использования

математического досуга в качестве одного из средств развития познавательного

интереса младшего школьника.

Ключевые слова: математические идеи, младший школьник, логика,

дискуссии, игровая форма.

Одним

из

видов

деятельности

во

внеурочной

работе

являются

математические вечера ( или утренники ).

Цель таких мероприятий – не решение математической задачи и не

решение новой теоремы. Основная цель подобной работы – представить

серьезные математические идеи, но в игровой, занимательной форме. Вместе с

этим будет интерес к математике, удивление, желание размышлять.

При выборе формы именно подобных мероприятий важно понимать,

кому и зачем будет предложен этот вечер. В подобной работе обязательно

должен быть зритель. Также для подготовки могут быть сделаны стенгазеты,

билеты. Входе вечера могут быть игры, инсценировки, чтение стихов.

Важность такой работы не столько в математическом содержании,

сколько в той деятельности, которой будут заняты дети. По форме проведения

это могут быть КВНы, соревнования, спектакли.

На КВН дети учатся рассуждать, излагать свои мысли. А также проявлять

себя как творческая личность. Таким образом, эта работа, прежде всего,

воспитательная. Если это КВН, то он может быть между командой детей и их

родителей. В этом случае будет также решена задача привлечения родителей к

жизни

детей,

а

для

детей

и

родителей

это

вариант

совместного

времяпровождения.

Математическая тематика в творческих вечерах предстает в игровой

форме, в виде ребусов, викторин, занимательных вопросов и загадок для

внимательных, кроссвордов, и так далее.

Используя математическую логику для своих рассуждений, а также

интуицию и догадку, учащиеся получают возможность в рамках таких

мероприятий

фантазировать.

Подобные

встречи

всегда

вызывают

неподдельный интерес у различных групп учащихся.

Методика

проведения

подобных

встреч

опирается

на

возрастные

особенности учащихся начальной школы. Постоянная, сменяющаяся активная

деятельность является непременным условием. Громоздкие рассуждения, и уж

тем более долгие решения в данном случае неуместны.

Гораздо полезнее для учащихся в такой работе находить связь и с

другими областями знания, подбирать такие задания, которые будут краткими,

а ответы неожиданными. Например, задачи на смекалку.

Во время проведения математического вечера, следует устраивать

дискуссии, обмен мнениями, включающий краткий разбор верного варианта

ответа с обозначением имен трех участников, которые способствовали

нахождению истинного ответа.

При отборе содержания для вечера важно учитывать и состав участников.

Если будут ученики, которые не посещают кружок, то материал для вечера

должен быть доступен для понимания всеми детьми этого возраста. Если это

дети, посещающие математический факультатив, но тут же можно опираться не

только на школьный курс математики, но и на содержание занятий кружковой

работы.

В рамках представлений это больше спектакль с математическим

содержанием, но и он имеет место быть. Даже такой спектакль, как по мотивам

сказки «Козленок, который считал до 10», норвежского писателя Альфа

Прейсена,

известная

по

одноименному

мультфильму

от

студии

«Союзмульфильм». В финале спектакля, когда Козленок может всех сосчитать

и

оказывается,

что

счет

нужен,

чтобы

корабль

не

потонул.

Если

присутствующих было больше, то неминуема трагедия. Этот спектакль

является также важным звеном воспитательной работы, когда учащиеся 2

класса готовят спектакль для младших, первоклассников. Таким образом, даже

спектакль содержит в себе важный математический подтекст, решает многие

задачи, стоящие перед внеклассной работой, в том числе, о связи жизни и

математики.

Подобные мероприятия охватывают не только учащихся математического

факультатива, а также учащихся одного и даже несколько классов. Кто-то

готовит роли, кто-то декорации, кто-то костюмы. Также могут помочь

родители, особенно с изготовлением костюмов. Это снова дает возможность

взаимодействие с родителями, столь важное для воспитания подрастающего

поколения. Возможно, даже стоит привлечь к такой работе учащихся старшего

и среднего звена. Порядок проведения математического вечера должен быть

заранее расписан, учащиеся должны часть задания подготовить заранее. Для

контроля и четкого прядка выполнения заданий, кроме ведущего, привлекать

других педагогов, в том числе и жюри. Необходимо учесть: приглашение

гостей, оформление помещения, элементы награждения.

Важно помнить, что для учащихся имеет важное значение и сама

подготовка, и проведение мероприятия.

Список литературы

1.

Кодиненко Г.Ф. Занимательные задачи и головоломки для детей 4-7

лет / Г.Ф. Кодиненко. – М.., Айрис-Пресс 2016.-112с.

2.

Козлова М.А. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы / М.А.

Козлова – М..: Экзамен, 2010. – 317с.



В раздел образования