Авторы: Ревенко Татьяна Евгеньевна, Петченко Елена Васильевна
Должность: воспитатель высшей категории,воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МБДОУ г.Астрахани "Детский сад № 54 Полянка"
Населённый пункт: г.Астрахань Астраханская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игры для развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
второй младшей группы на тему:
«Игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства дошкольнику.
Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием
наглядно- действенного мышления, активным развитием речи.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве –
одно из основных условий нормального развития ребенка и его успешного обучения
в школе. Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением
представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребенка об окружающих
предметах и явлениях, тем богаче его речь. В этом возрасте обогащается словарь
названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Развивая связную речь, следует учить детей:
- Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
- Задавать вопросы;
- Активно включаться в разговор;
- Объяснять содержание картинок, ситуаций.
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые. От культуры речи
взрослых и от того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют
речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка. Поэтому, речь
взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной
разговорной речи и в отношении звуковой стороны ( дикция, темп, произнесение
звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления,
грамматической правильности и связности. В младшем возрасте общение является
основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение- это
взаимоотношение взрослого и ребенка, которое включает обращение взрослого к
ребенку и ответную реакцию ребенка взрослому.
Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он
учиться более сложным формам общения, не только просит или помогает . но и
соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за
речью ребенка: слушать, как он говорит, и повторять за ним слова и фразы, ведь при
повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а случае
необходимости даем верные образцы для усвоения.
Развивающие игры для детей трех- четырех лет, направленные на развитие
правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребенка,
активизируют его речь, формируют наглядно- образное и понятийное мышление.
Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими
форму, цвет, размер, материал предмета и т.д. Для игры можно использовать
игрушки, любые предметы.
– Нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет.
Машинка (какая?) – пожарная, красная, железная, быстрая, большая;
Мишка (какой?) – пушистый, мягкий, смешной, теплый;
- Игра наоборот. Взрослый использует прилагательные: круглый, резиновый, легкий,
воздушный … ребенок называет предмет –шарик.
– Игра в использовании слов противоположного значения (формирует наглядно-
образное мышление у ребенка):
Например: Высоко- низко, далеко- близко, широко- узко, глубоко- мелко….
- Игра «Объединяй-ка» (классификация предметов). Например: сапоги, тапочки,
туфельки, чешки- обувь; пароход, машина, самолет, грузовик – транспорт.
– Игра «Назови». Например: Фрукты (ребенок называет фрукты): яблоко, груша,
персик, лимон и т.д.
- Игра «Скоро сказка сказывается» - учим связно рассказывать знакомые сказки,
последовательно излагать события в них. (Сказки: «Теремок», «Колобок», «Три
медведя».) Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если
ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.
- Игра «Рифмоплет» - данная игра учит подбирать рифмы к словам, развивает чувство
ритма. Например: взрослый говорит «Саша» - ребенок: «Каша»; взрослый -«Ушко».
Ребенок: «Подушка» и т.д. Внимание: в этой игре важна рифма, а не смысл. Играйте
с детьми в игры, которые помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат
рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделают речь ребенка и богаче
и разнообразнее. Эти игры могут быть полезны и интересны всем членам семьи. В
них можно играть, в выходные дни, вечером перед сном. Во время игры со словом
учитывайте настроение ребенка. его возможности и способности. Радуйтесь успехам
и маленьким победам!
Нормы речевого развития детей 3-4 лет.
Несмотря на то, что все показатели индивидуальны, существуют нормы речевого
развития детей 3-4 лет.
– Ребенок должен знать и проговаривать собственное имя, отчество и фамилию;
- Называть имена близких родственников и друзей;
- Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
- Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
- Распределять в своей речи предметы по группам: посуда(сковорода, тарелка,
чашка);
- Находить признаки предметов: окно- прозрачное, стул- деревянный, лимон- кислый;
– Называть действия: мальчик ест, кошка мяукает, дети играют;
- Повторять услышанное, пересказывать;
- Разговаривать громко и тихо.
При любых достижениях и успехах не забывайте хвалить и поощрять ребенка.