Напоминание

"Игры для развития речи детей дошкольного возраста"


Авторы: Ревенко Татьяна Евгеньевна, Петченко Елена Васильевна
Должность: воспитатель высшей категории,воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МБДОУ г.Астрахани "Детский сад № 54 Полянка"
Населённый пункт: г.Астрахань Астраханская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игры для развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

второй младшей группы на тему:

«Игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства дошкольнику.

Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием

наглядно- действенного мышления, активным развитием речи.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве –

одно из основных условий нормального развития ребенка и его успешного обучения

в школе. Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением

представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребенка об окружающих

предметах и явлениях, тем богаче его речь. В этом возрасте обогащается словарь

названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.

Развивая связную речь, следует учить детей:

- Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;

- Задавать вопросы;

- Активно включаться в разговор;

- Объяснять содержание картинок, ситуаций.

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые. От культуры речи

взрослых и от того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют

речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка. Поэтому, речь

взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной

разговорной речи и в отношении звуковой стороны ( дикция, темп, произнесение

звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления,

грамматической правильности и связности. В младшем возрасте общение является

основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение- это

взаимоотношение взрослого и ребенка, которое включает обращение взрослого к

ребенку и ответную реакцию ребенка взрослому.

Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он

учиться более сложным формам общения, не только просит или помогает . но и

соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за

речью ребенка: слушать, как он говорит, и повторять за ним слова и фразы, ведь при

повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а случае

необходимости даем верные образцы для усвоения.

Развивающие игры для детей трех- четырех лет, направленные на развитие

правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребенка,

активизируют его речь, формируют наглядно- образное и понятийное мышление.

Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими

форму, цвет, размер, материал предмета и т.д. Для игры можно использовать

игрушки, любые предметы.

– Нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет.

Машинка (какая?) – пожарная, красная, железная, быстрая, большая;

Мишка (какой?) – пушистый, мягкий, смешной, теплый;

- Игра наоборот. Взрослый использует прилагательные: круглый, резиновый, легкий,

воздушный … ребенок называет предмет –шарик.

– Игра в использовании слов противоположного значения (формирует наглядно-

образное мышление у ребенка):

Например: Высоко- низко, далеко- близко, широко- узко, глубоко- мелко….

- Игра «Объединяй-ка» (классификация предметов). Например: сапоги, тапочки,

туфельки, чешки- обувь; пароход, машина, самолет, грузовик – транспорт.

– Игра «Назови». Например: Фрукты (ребенок называет фрукты): яблоко, груша,

персик, лимон и т.д.

- Игра «Скоро сказка сказывается» - учим связно рассказывать знакомые сказки,

последовательно излагать события в них. (Сказки: «Теремок», «Колобок», «Три

медведя».) Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если

ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.

- Игра «Рифмоплет» - данная игра учит подбирать рифмы к словам, развивает чувство

ритма. Например: взрослый говорит «Саша» - ребенок: «Каша»; взрослый -«Ушко».

Ребенок: «Подушка» и т.д. Внимание: в этой игре важна рифма, а не смысл. Играйте

с детьми в игры, которые помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат

рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделают речь ребенка и богаче

и разнообразнее. Эти игры могут быть полезны и интересны всем членам семьи. В

них можно играть, в выходные дни, вечером перед сном. Во время игры со словом

учитывайте настроение ребенка. его возможности и способности. Радуйтесь успехам

и маленьким победам!

Нормы речевого развития детей 3-4 лет.

Несмотря на то, что все показатели индивидуальны, существуют нормы речевого

развития детей 3-4 лет.

– Ребенок должен знать и проговаривать собственное имя, отчество и фамилию;

- Называть имена близких родственников и друзей;

- Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;

- Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;

- Распределять в своей речи предметы по группам: посуда(сковорода, тарелка,

чашка);

- Находить признаки предметов: окно- прозрачное, стул- деревянный, лимон- кислый;

– Называть действия: мальчик ест, кошка мяукает, дети играют;

- Повторять услышанное, пересказывать;

- Разговаривать громко и тихо.

При любых достижениях и успехах не забывайте хвалить и поощрять ребенка.



В раздел образования