Автор: Антонова Анастасия Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Дубенская СОШ
Населённый пункт: П. Дубна, Тульская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок - игра для учащихся 8 класса " Творчество А. С. Пушкина"
Раздел: среднее образование
Урок-игра для учащихся 8 класса по теме: "Творчество
А.С. Пушкина"
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в игровой форме.
Подготовка:
Разделить класс на 3 команды.
Попросить команды придумать названия.
Ведущий:
Александр Сергеевич Пушкин – имя, знакомое каждому с детства. Его книги читают и
перечитывают, а стихи заучивают наизусть.
Как увлекательны сказки, которые в детстве читали нам мама и бабушка! Но не только
сказки, но и другие произведения Александра Сергеевича так интересны и увлекательны.
А сколько стихов у А.С. Пушкина! С изумительной поэтической силой и любовью
описаны русские деревни, величественное Чёрное море, южные степи и бурные реки
Кавказа. Поэтому и понятен непрекращающийся интерес и любовь к А.С. Пушкину.
Сегодня мы посвятим наш урок-игру творчеству великого поэта.
Конкурс 1: Разминка
Ведущий: Я буду читать строчки из известных произведений А.С. Пушкина, а вы
продолжите их.
Пошёл он по базару… (И стал звать свою работницу)
В темнице там царевна тужит… (А коса вольной птицей вьётся)
А сама – то величава… (Выступает, будто пава)
На пороге сидит его старуха… (А перед нею разбитое корыто)
Ветер по морю гуляет… (И кораблик подгоняет)
Сказка ложь, да в ней намёк… (Добрым молодцам урок)
Как ныне сбирается вещий Олег… (Отмстить неразумным хазарам)
Мы вольные птицы… (Пора, пора!)
Мой первый друг… (Мой друг бесценный!)
Буря мглою небо кроет… (Вихри снежные крутя)
Подруга дней моих суровых… (Голубка дряхлая моя!)
Итак, вы придумали названия своим командам. Переходим к следующему конкурсу!
Конкурс 2: "А как было на самом деле?"
Ведущий: Перед вами иллюстрации, изображающие факты биографии А.С. Пушкина.
Ваша задача – расположить их в хронологическом порядке. Кто сделает это быстрее и
правильнее, тот и победит в этом конкурсе!
(Командам выдаются карточки с иллюстрациями, изображающими различные
этапы жизни Пушкина: рождение, учеба в лицее, ссылка, женитьба, дуэль и т.д.)
Конкурс 3: "Времена года"
Ведущий: Тема этого конкурса – "Пейзаж в произведениях".
Представителям команд будут выданы по три карточки с поэтическими отрывками. Ваша
задача – прочитать эти отрывки и найти "лишнее звено" – строки, принадлежащие не
Пушкину, а другим поэтам.
Задание для команды №1:
А) Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным криком обнажалась. (А.С. Пушкин)
Б) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная пора –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)
В) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)
Задание для команды №2:
А) Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин)
Б) Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь,
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь. (А.С. Пушкин)
В) Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она. (А.А. Фет)
Задание для команды №3:
А) Как грустны мне твои явления,
Весна, весна! Пора любви.
В своей душе, в моей крови. (А.С.Пушкин)
Улучшенный текст конкурса "Рядиться никогда не
лень!"
Блок стихов:
Б) Уже тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою. (А.Н. Плещеев)
В) Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блестишь гордою красой. (А.С. Пушкин)
КОНКУРС "РЯДИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ЛЕНЬ!"
Тема конкурса: "Одежда и аксессуары в жизни пушкинских героев"
Правила:
Командам предстоит угадать героя и произведение по предложенным описаниям.
У каждой команды три попытки.
За правильный ответ с первой попытки команда получает 3 очка, со второй - 2
очка, с третьей - 1 очко.
ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ №1
Герой:
Появляется как в "оборванных татарских шароварах", так и в красном кафтане на
белом коне.
Получил в подарок "заячий тулуп совсем новёшенький" и надел его, распоров по
швам.
Отблагодарил дарителя, пожаловав "лошадь и шубу с своего плеча".
Ответ: Емельян Пугачёв
Героиня:
В экстремальных условиях получила от своего отца совет переодеться в
крестьянский сарафан.
По словам одного из персонажей произведения, за пару серёг готова ходить на
свидание в сумерки.
После трагических событий "оставила своё крестьянское платье и одета была по-
прежнему просто и мило".
Ответ: Маша Миронова
ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ №3
Героиня:
Заявила, что от надоевшей супруги нельзя избавиться, как от изношенной
рукавицы.
Носила уникальное украшение в виде небесных светил.
Красотой внешнего облика "днём свет божий затмевает, ночью землю освещает".
Ответ: Царевна Лебедь ("Сказка о царе Салтане...")
КОНКУРС ЭПИСТОЛЯРНЫЙ
Проходит в виде аукциона.
Участникам необходимо вспомнить, кто и кому пишет письма в повести
"Капитанская дочка".
КОНКУРС ТЕАТРАЛЬНЫЙ
Инсценировка одной из сказок А.С. Пушкина.