Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника
Автор: Панкова Инна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ гимназия им. С.В.Байменова города Похвистнево СП "Детский сад Лад" Населённый пункт: Самарская область город Похвистнево Наименование материала: статья Тема: Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника Раздел: дошкольное образование
математических представлений дошкольника.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жи-
вительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая ого-
нек пытливости и любознательности.”
В.А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького
ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впер-
вые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельства-
ми, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключает-
ся обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет
народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок
- “Новичок”, все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что дав-
но известно взрослому.
Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Игра, есть потребность
растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже
рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициати-
ва” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Она так же указывала
на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в
жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. Для ребят дошкольного возраста
игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра
для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окру-
жающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо исполь-
зовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет
являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический
процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все
стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в
целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствую-
щие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способ-
ностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет матема-
тика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зре-
ния, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сего-
дня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различ-
ных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления
детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Работая в детском саду, мы
всегда ставим перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, вни-
мание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в
целом.
Дети средней группы, пришедшие к нам, в основном не посещали детский сад ра-
нее, поэтому проводя занятия, мы заметили, что они редко отвечают на вопросы, сомне-
ваются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Как педагогов нас это очень
насторожило, и мы решили провести мониторинг, с помощью которого смогли выявить
детей, особо нуждающихся в нашей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли
ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую
литературу, мы пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занима-
тельные упражнения в своей работе, мы сможем исправить пробелы знаний у детей. С
прошлого года мы работаем углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на раз-
витие математических способностей у детей дошкольного возраста ”.
Все дидактические игры мы для себя разделили на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление.
В настоящее время продолжаем обучение детей счету в прямом и обрат-
ном порядке, добиваясь от детей правильного использования как количественных, так и
порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, зна-
комим детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и не-
равных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагаем их то на ниж-
ней, то на верхней полоске счетной линейки. Это мы делаем для того, чтобы у детей не
возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на
верхней полосе, а меньшее на нижней.
Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот
– неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ
СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗО-
ВИ СОСЕДЕЙ, дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопрово-
ждать словами свои действия. Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО,
ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?, СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕР-
ВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? и многие другие мы используем
на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышле-
ния.
Игра СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ! помогает усвоению порядка следования чисел натураль-
ного ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети вста-
ют полукругом. Перед началом игры говорим, в каком порядке (прямом или обратном)
будем считать. Затем бросаем мяч и называем число. Тот, кто поймал мяч, продолжает
считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно,
чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в сво-
бодное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления по-
рядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини -
Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.
В старшей группе знакомим детей с днями недели. Объясняем, что
каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоми-
нали название дней недели, мы обозначаем их кружочком разного цвета. Наблюдение
проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это мы делаем специ-
ально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последователь -
ность дней недели неизменна. Рассказываем детям о том, что в названии дней недели
угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания
недели, вторник - второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пят-
ница – пятый. После такой беседы мы предлагаем игры с целью закрепления названий
дней недели и их последовательности.
Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Для игры вызываем к дос -
ке 7 детей, пересчитываем их по порядку, даем им в руки кружочки разного цвета,
обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по по-
рядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозна-
чающий первый день недели – понедельник и т.д. Затем, усложняла игру тем, что строи-
лись дети начиная с любого другого дня недели. Используем разнообразные дидактиче-
ские игры «НАЗОВИ СКОРЕЕ», «ДНИ НЕДЕЛИ», «НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛО-
ВО», «КРУГЛЫЙ ГОД», «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», которые помогают детям быстро
запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
Про-
странственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе
всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева,
с п р а в а ,
в е р х у ,
в н и з у ,
в п е р е д и ,
в з а д и ,
д а л е к о ,
б л и з к о .
Мы поставили перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально создан-
ных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети
свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади
– стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима.
При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением
определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Спра-
ва от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. В начале
каждого занятия проводим игровую минутку: любую игрушку прячем где-то в комнате, а
дети ее находят, или выбираем ребенка и прячем игрушку по отношению к нему ( за
спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие.
Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускают
ошибки, тогда мы даем этим ребятам возможность самостоятельно найти их и испра-
вить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше,
используем предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например,
игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - “Ночью, когда в группе никого не было” - говорим детям, –
“к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому
он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.” Распечатываем конверт,
читаем: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети выполня-
ют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания
для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а толь-
ко схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.
Существует
множество
игр,
упражнений,
способствующих
развитию
про -
странственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ
УЗОР, МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и мно-
гие другие игры. Играя с детьми мы заметили, что они стали хорошо справляться со все -
ми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе
бумаги на столе. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повто-
рения материала средней группы, предлагали детям узнать в окружающих предметах
форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваем: Какую геометрическую
фигуру напоминает дно тарелки? (с поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводили игру
типа ЛОТО. Детям предлагали картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыс-
кивали фигуру, подобную той, которую мы демонстрировали. Затем,
предлагаем детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми, мы поняли,
что дети, вновь пришедшие в детский сад плохо знают геометрические фигуры, поэтому
с ними мы занималась в основном индивидуально, давая детям сначала простые упраж-
нения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания познакомили детей
с новым понятием ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК. При этом использовали имеющиеся у до-
школьников представления о квадрате. В дальнейшем, для закрепления знаний, в сво-
бодное от занятий время, детям давали задания нарисовать на бумаге разные четырех-
угольники, нарисовать четырехугольники, у которых все стороны равны, и сказать как
они называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое дру-
гое.
В своей работе используем множество дидактических игр и упражнений, различ-
ной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Напри-
мер, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ КВАДРАТ, КАЖДУЮ ФИГУ-
РУ
НА
СВОЕ
МЕСТО,
ПОДБЕРИ
ПО
ФОРМЕ,
ЧУДЕСНЫЙ
МЕШОЧЕК,
КТО
БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ. Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА использу-
ем на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фи -
гурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
Перед началом игры детей делим на две команды в соответствии с уровнем их
умений
и
навыков.
Командам
даем
задания
разной
сложности.
Например:
а) Составление изображения предмета из геометрических фигур ( работа по готовому
расчлененному образцу).
б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье).
в) Работа по собственному замыслу (просто человека).
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоя-
тельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке рабо-
ты. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометриче-
ской фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент
предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят
с х о д с т в а
и
р а з л и ч и я
в
р е ш е н и и
к о н с т р у к т и в н о г о
з а м ы с л а .
К каждому занятию стараемся изготовить новую интересную таблицу. А некоторые та-
блицы использовали несколько раз, но давали уже более сложные задания, различные по
цвету, форме и величине. Задание такого характера: Назовите самый большой треуголь-
ник? Какого цвета самая маленькая фигура? Назовите все квадраты, начиная с самого
маленького и т.п. Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, толь-
ко геометрические фигуры были разложены на столе или на полу. Использование дидак-
тических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памя-
ти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем будем продолжать использовать в сво-
ей работе различные дидактические игры и упражнения.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логи-ческого
мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существу-
ет множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творче-
ских способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способ-
ствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ НЕСТАН-
ДАРТНУЮ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ, МЕЛЬНИЦА, и другие. Они направлены
на тренировку мышления при выполнении действий.
С целью развития у детей мышления, мы используем различные игры и упражне-
ния. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, зна-
ков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начали с элементарных заданий на
логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередова-
ние предметов или геометрических фигур. Детям предлагали продолжить ряд или найти
пропущенный элемент. Кроме того давали задания такого характера: продолжить цепоч-
ку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги
желтого и крас-
ного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для
них усложняли. Предлагаем выполнить задания, в котором необходимо
чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. В дальнейшем пере-
шли на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: КОГО НЕ ХВАТАЕТ?.
Предлагаем детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем
показываем плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, ка-
кого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать
у детей умение мыслить логически, сравнивать, сопоставлять и высказывать свои умоза-
ключения.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскост-
ных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять
изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания
еще лучше.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях мы даем детям домашние зада-
ния в виде дидактических игр и упражнений. Например: СОБЕРИ БУСЫ, НАЙДИ
О Ш И Б К У ,
К А К И Е
Ц И Ф Р Ы
П О Т Е Р Я Л И С Ь ?
и
т . п .
Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы полу-
чить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. Родители тоже очень се-
рьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей
выставляем папку с дидактическими играми , объясняя цель и ход игры.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, мы убедились в том,
что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют слож-
ные задания. Подтверждением того служит мониторинг. Применение дидактических игр
повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют раз-
витию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие
ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от
игр
перешла
в
радость
учения.
Учение
должно
быть
радостным!
Поэтому
мы
рекомендуем воспитателям использовать дидактические игры в процессе обучения де-
тей.