Напоминание

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника


Автор: Панкова Инна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия им. С.В.Байменова города Похвистнево СП "Детский сад Лад"
Населённый пункт: Самарская область город Похвистнево
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль дидактических игр в развитии элементарных

математических представлений дошкольника.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жи- вительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая ого- нек пытливости и любознательности.” В.А. Сухомлинский. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впер- вые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельства- ми, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключает- ся обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что дав- но известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициати- ва” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окру- жающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо исполь- зовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствую- щие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способ- ностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет матема- тика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зре-
ния, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сего- дня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различ- ных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Работая в детском саду, мы всегда ставим перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, вни- мание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Дети средней группы, пришедшие к нам, в основном не посещали детский сад ра- нее, поэтому проводя занятия, мы заметили, что они редко отвечают на вопросы, сомне- ваются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Как педагогов нас это очень насторожило, и мы решили провести мониторинг, с помощью которого смогли выявить детей, особо нуждающихся в нашей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую литературу, мы пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занима- тельные упражнения в своей работе, мы сможем исправить пробелы знаний у детей. С прошлого года мы работаем углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на раз- витие математических способностей у детей дошкольного возраста ”. Все дидактические игры мы для себя разделили на несколько групп: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентировки в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление. В настоящее время продолжаем обучение детей счету в прямом и обрат- ном порядке, добиваясь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, зна- комим детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и не- равных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагаем их то на ниж- ней, то на верхней полоске счетной линейки. Это мы делаем для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на нижней.
Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗО- ВИ СОСЕДЕЙ, дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопрово- ждать словами свои действия. Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?, СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕР- ВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? и многие другие мы используем на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышле- ния. Игра СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ! помогает усвоению порядка следования чисел натураль- ного ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети вста- ют полукругом. Перед началом игры говорим, в каком порядке (прямом или обратном) будем считать. Затем бросаем мяч и называем число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в сво- бодное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления по- рядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д. В старшей группе знакомим детей с днями недели. Объясняем, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоми- нали название дней недели, мы обозначаем их кружочком разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это мы делаем специ- ально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последователь - ность дней недели неизменна. Рассказываем детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пят- ница – пятый. После такой беседы мы предлагаем игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Для игры вызываем к дос - ке 7 детей, пересчитываем их по порядку, даем им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по по-
рядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозна- чающий первый день недели – понедельник и т.д. Затем, усложняла игру тем, что строи- лись дети начиная с любого другого дня недели. Используем разнообразные дидактиче- ские игры «НАЗОВИ СКОРЕЕ», «ДНИ НЕДЕЛИ», «НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛО- ВО», «КРУГЛЫЙ ГОД», «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. Про- странственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, с п р а в а , в е р х у , в н и з у , в п е р е д и , в з а д и , д а л е к о , б л и з к о . Мы поставили перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально создан- ных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Спра- ва от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. В начале каждого занятия проводим игровую минутку: любую игрушку прячем где-то в комнате, а дети ее находят, или выбираем ребенка и прячем игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускают ошибки, тогда мы даем этим ребятам возможность самостоятельно найти их и испра- вить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используем предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - “Ночью, когда в группе никого не было” - говорим детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.” Распечатываем конверт, читаем: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети выполня- ют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а толь- ко схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию про - странственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ
УЗОР, МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и мно- гие другие игры. Играя с детьми мы заметили, что они стали хорошо справляться со все - ми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повто- рения материала средней группы, предлагали детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваем: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (с поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводили игру типа ЛОТО. Детям предлагали картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыс- кивали фигуру, подобную той, которую мы демонстрировали. Затем, предлагаем детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми, мы поняли, что дети, вновь пришедшие в детский сад плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними мы занималась в основном индивидуально, давая детям сначала простые упраж- нения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания познакомили детей с новым понятием ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК. При этом использовали имеющиеся у до- школьников представления о квадрате. В дальнейшем, для закрепления знаний, в сво- бодное от занятий время, детям давали задания нарисовать на бумаге разные четырех- угольники, нарисовать четырехугольники, у которых все стороны равны, и сказать как они называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое дру- гое. В своей работе используем множество дидактических игр и упражнений, различ- ной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Напри- мер, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ КВАДРАТ, КАЖДУЮ ФИГУ- РУ НА СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ. Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА использу- ем на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фи - гурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры детей делим на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даем задания разной сложности. Например: а) Составление изображения предмета из геометрических фигур ( работа по готовому расчлененному образцу). б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье).
в) Работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоя- тельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке рабо- ты. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометриче- ской фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят с х о д с т в а и р а з л и ч и я в р е ш е н и и к о н с т р у к т и в н о г о з а м ы с л а . К каждому занятию стараемся изготовить новую интересную таблицу. А некоторые та- блицы использовали несколько раз, но давали уже более сложные задания, различные по цвету, форме и величине. Задание такого характера: Назовите самый большой треуголь- ник? Какого цвета самая маленькая фигура? Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п. Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, толь- ко геометрические фигуры были разложены на столе или на полу. Использование дидак- тических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памя- ти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем будем продолжать использовать в сво- ей работе различные дидактические игры и упражнения. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логи-ческого мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существу- ет множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творче- ских способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способ- ствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ НЕСТАН- ДАРТНУЮ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ, МЕЛЬНИЦА, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. С целью развития у детей мышления, мы используем различные игры и упражне- ния. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, зна- ков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начали с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередова- ние предметов или геометрических фигур. Детям предлагали продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того давали задания такого характера: продолжить цепоч- ку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и крас-
ного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняли. Предлагаем выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. В дальнейшем пере- шли на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: КОГО НЕ ХВАТАЕТ?. Предлагаем детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показываем плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, ка- кого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать, сопоставлять и высказывать свои умоза- ключения. Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскост- ных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше. Для закрепления знаний, полученных на занятиях мы даем детям домашние зада- ния в виде дидактических игр и упражнений. Например: СОБЕРИ БУСЫ, НАЙДИ О Ш И Б К У , К А К И Е Ц И Ф Р Ы П О Т Е Р Я Л И С Ь ? и т . п . Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы полу- чить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. Родители тоже очень се- рьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей выставляем папку с дидактическими играми , объясняя цель и ход игры. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, мы убедились в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют слож- ные задания. Подтверждением того служит мониторинг. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют раз- витию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Поэтому мы рекомендуем воспитателям использовать дидактические игры в процессе обучения де- тей.


В раздел образования