Напоминание

"Внеурочная деятельность как направление развития экологической культуры учащихся"


Автор: Бакурова Анна Дмитриевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКОУ "Сузунская СОШ № 301 им. В.А. Левина"
Населённый пункт: Новосибирская олбасть, Сузунский р-он., р.п. Сузун
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность как направление развития экологической культуры учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




«Внеурочная деятельность как направление развития экологической

культуры учащихся»

Аннотация

Данная статья посвящена изучению роли внеурочной деятельности в

формировании

экологической

культуры

школьников.

Исследуются

современные

тенденции

и

лучшие

практики

российского

школьного

образования,

направленные

на

повышение

уровня

экологической

осведомленности

и

сознательного

отношения

к

окружающей

среде.

Приводятся примеры успешного внедрения программ дополнительного

образования, направленных на активизацию интереса учащихся к вопросам

охраны природы и рационального природопользования.

Ключевые слова

экологическая культура, внеурочная деятельность, образование, охрана

природы,

школьники,

учебно-воспитательная

программа,

устойчивое

развитие.

Введение

Проблема сохранения природных богатств становится всё более

актуальной в условиях современной цивилизации. Экологическое сознание,

включающее

знания,

убеждения

и

ответственность

перед

природой,

формируется ещё в детстве и подростковый период. Именно поэтому важно

развивать

экологическую

культуру

у

молодых

поколений

через

образовательный процесс, включая урочную и внеурочную работу.

Одной из важных составляющих системы экологического воспитания

является внеурочная деятельность, организованная в школе. Данная форма

позволяет разнообразить способы подачи материала, расширить кругозор

школьников и вовлечь их в активную практическую деятельность по защите

окружающей среды.

1

Целью

настоящей

статьи

является

раскрытие

возможностей

внеурочной деятельности как важнейшего инструмента формирования

экологической культуры учащихся средней общеобразовательной школы.

Основная часть

Современные подходы к организации внеурочной деятельности

Современные исследователи выделяют три основных подхода к

построению

внеурочной

деятельности,

нацеленной

на

развитие

экологической культуры:

1. Интегративный подход — предполагает объединение усилий

педагогов

разных

направлений

(естественно-научного,

гуманитарного,

художественного). Ученик изучает природу комплексно, осознавая её

ценность и важность сохранения экосистем.

2.

Проектный

подход

формирует

умение

решать

реальные

жизненные задачи, планировать и реализовывать проекты, направленные на

охрану природы, ресурсосбережение и заботу о здоровье.

3. Игровой подход — развивает интерес и мотивацию к познанию

природы, способствует эмоциональному восприятию проблем окружающей

среды.

Формы и содержание внеурочной деятельности

Наиболее распространёнными формами внеурочной деятельности

являются экскурсии, походы, наблюдения, конференции, экологические

акции, исследовательская практика, кружковая работа, творческие конкурсы,

тематические

выставки

и

мероприятия.

Такие

занятия

позволяют

школьникам познакомиться с живой природой, приобрести первичный опыт

самостоятельного

решения

проблем

и

стимулируют

познавательную

активность.

Одним

из

ярких

примеров

успешной

организации

внеурочной

деятельности

выступает

Всероссийский

проект

«Школа

Росатома»,

2

реализуемый

в

ряде

регионов

России.

Программа

предусматривает

разработку специальных курсов и мастер-классов, организацию полевых

экспедиций и лабораторий, участие школьников в научных исследованиях

совместно с учёными-практиками.

Также широкое распространение получили программы экологического

волонтёрства, например, ежегодная акция «Чистый берег», организуемая

Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Подобные инициативы

привлекают тысячи школьников и способствуют повышению уровня

социальной активности населения.

Результаты экспериментальных исследований

Для подтверждения значимости внеурочной деятельности нами было

проведено анкетирование и наблюдение за деятельностью группы учащихся

МКОУ «Сузунская СОШ № 301 им. В.А. Левина». Было выявлено

следующее:

-

Учащиеся,

активно

участвующие

во

внеурочных

занятиях,

демонстрируют значительно более высокий уровень понимания основ

экологии и желание внести вклад в сохранение природы.

- Большинство опрошенных положительно оценили возможности

расширения

своего

кругозора

благодаря

участию

в

конференциях,

экспедициях и творческих конкурсах.

- Среди положительных эффектов внеурочной деятельности отмечены

улучшение коммуникативных навыков, лидерских качеств и творческой

инициативы.

Полученные результаты подтверждают эффективность внеурочной

деятельности

как

средства

формирования

экологической

культуры

и

обосновывают необходимость дальнейшей разработки и совершенствования

программ подобного рода.

Заключение

3

Исследование

показало,

что

внеурочная

деятельность

обладает

значительным

потенциалом

в

формировании

экологической

культуры

школьников. Грамотно выстроенная система занятий помогает повысить

интерес учащихся к проблемам окружающей среды, стимулирует позитивное

отношение к природе и создаёт условия для личностного роста и творческого

развития.

Важно

отметить,

что

организация

эффективной

внеурочной

деятельности

требует

тесного

сотрудничества

всех

участников

педагогического

процесса:

администрации

школы,

преподавателей,

родителей и самих учащихся. Только совместными усилиями возможно

создать

условия

для

полноценного

развития

ребёнка

и

обеспечить

формирование жизненно необходимых компетенций.

Дальнейшие перспективы научного поиска включают расширение

масштабов экспериментов, углубленное изучение регионального аспекта

организации внеурочной деятельности и интеграцию достижений науки и

новых педагогических технологий в практику экологического воспитания.

Список использованной литературы

1.

Акимушкин

И.И.,

«Мир

животных»,

Москва,

издательство

Просвещение, 1988.

2.

Иванова

Т.В.,

Короткова

Н.А.,

«Организация

проектной

деятельности

в

начальной

школе»,

Москва,

Центр

педагогического

образования, 2010.

3. Кондратьева Е.Н., Максименко Г.С., «Формирование экологической

культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности»,

Педагогика, № 5, 2015.

4. Маликова К.Р., Савинова Ю.П., «Развитие экологической культуры

подростков средствами социального проектирования», Ярославль, изд-во

ЯГПУ, 2019.

4

5. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды», ред. от

2020 г.

5



В раздел образования