Автор: Галас Надежда Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОЦ СОШ№ 95 Населённый пункт: город Краснодар Наименование материала: Конспект Тема: "Гласные и согласные буквы" Раздел: начальное образование
Цели урока :
Уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков;
развитие умения наблюдать за произношением слов ипроводить их звуковой анализ.
Тип урока:
урок усвоения навыков и умений;
Методы преподавания : информационно-сообщающий;
объяснительный;
инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Методы учения : исполнительский; репродуктивный;
практический; частично-
поисковый; поисковый;
Оборудование, наглядность, ТСО:
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)
Мы - не буквы, мы - звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы - не буквы, мы - звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередование их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Из стихотворения вы поняли, что сегодня на уроке мы будем говорить о звуках, какими
они бывают, как произносятся и чем отличаются.
Проверка домашнего задания.
Упр. 51
Чистописание, словарная
работа.
Над какой буквой мы будем сегодня работать, ее вы сможете узнать, если внимательно
прослушаете мой рассказ и ответите на вопросы.
Учитель медленно читает рассказ.
На даче
Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и вареньем потом
бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или
играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба».
— Где жили дети летом?
— Как их звали? Что они делали утром?
— Куда они бежали? Чем Вова ловил рыбу?
— Что делала Надя? Какую сказку читал ей вечером Вова?
— Какой звук присутствовал во всех словах, которые вы произносили? ([ч])
— Какая буква обозначает этот звук?
— Спишите с доски:
ччч
Работая над этой буквой, следует обратить внимание на элемент, при письме которого
наблюдаются частые ошибки. —' Спишите с доски следующие буквосочетания:
Чч Чу Ча Че
— Спишите слова:
Чудо, час, чай, чайка, чудеса.
— Прочитайте скороговорку:
В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи .
Посмотрите на картинку на стр. 25. На какие две группы можно разделить звуки?
Почему согласные вылезают из-за преграды? (Согласные встречают преграду во рту, когда
произносятся. Эта преграда – язык, зубы)
Прочитаем диалог Знайки и Незнайки на стр.
25
УПР 53 – УСТНО.
Наблюдение над гласными и согласными звуками.
— О каком времени года говорится в стихотворении И. Никитина:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
— Произнесите отдельно каждый звук в этом слове. Все ли звуки произносятся
одинаково? (Звуки [и], [а] произносятся свободно через рот, а звуки [з], [м] при
произношении встречают преграду.)
— Звуки [и], [а] произносятся с голосом или без голоса? (С голосом.)
— Как называются звуки, которые произносятся свободно и с голосом? (Гласные.)
— Назовите гласные звуки русского языка и покажите, что при произношении их воздух
проходит свободно, не встречая преград на пути, ([а], [о], [и], [у], [ы], [э])
— Что еще вы знаете про гласные звуки? (Они могут образовывать слог.)
— Приведите примеры и запишите в тетрадь. (Оля, Ира, Юля, Игорь.)
На доске записано: БЕЛХ.
- Слово рассыпалось. Помогите найти его и запишите в тетрадь.
- Произнесите отчетливо каждый звук в этом слове. Выделите только согласные звуки;
Упр. 54
Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Задайте друг другу вопросы по теме урока .
Домашнее задание.
Упр. 55, 56
Рефлексия
— Закончите следующие фразы.
— Звуки бывают ... (гласные и согласные).
— Гласные звуки произносятся ... (свободно, не встречая преград).
— Согласные звуки произносятся ...(с шумом, так как воздух на пу встречает преграду).
- Почему вы решили, что это они? Докажите. (При произношении согласных звуков,
воздух встречает на пути преграды: губы, зубы, язык. Звук произносится с шумом.)
- Может ли согласный звук сам по себе образовать слог? (Нет, только вместе с гласным
звуком.)
- Составьте и запишите предложение со словом хлеб. Подчеркните в этом предложении
все буквы, которые обозначают согласные
звуки.
- Отгадайте загадки, в тетрадь запишите отгадки. Подчеркните в словах буквы,
обозначающие гласные звуки.
По черной земле белый заяц пробежал. (Мел и доска.)
Кто говорит молча? (Книга.)
Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка.)
Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке. (Удочка.)
Через поля, через луга Встала нарядная дуга. (Радуга.)
- Разделите слова на слоги. Как определить количество слогов в слове? (Сколько в слове
гласных - столько и слогов.)
- Выполните упр. 61. Перед тем как записать слова, необходимо разделить слова на слоги,
выполнив эту работу коллективно.
Динамическая пауза.
Был один малыш – зайчишка.
Он всего боялся слишком.
Мчался по лесу бегом,
Иль садился под кустом.
Он от всех зверей таился,
Раньше всех он спать ложился.
А, уснув, он видел сон,
Что он храбр и силён.
Самостоятельная работа
— Гласные звуки в отличие от согласных ... (образуют слог).
Карточка № 1 Ф.И. ________________________________________
Из слов каждой строчки составьте предложение. Подберите название к тексту.
шли, девочки, лес, через
лесу, было, и, тихо, в, нарядно
густо, елочки, зеленели
золотые, светились, березках, искорки, в
Карточка № 2 Ф.И. _______________________________________
Запишите предложения. Найдите в них трехсложные слова.
На землю падают снежинки. Данияр живет в Астане. Светит ярко солнышко. Мы
учимся во втором классе.
Карточка № 1 Ф.И. ________________________________________
Из слов каждой строчки составьте предложение. Подберите название к тексту.
шли, девочки, лес, через
лесу, было, и, тихо, в, нарядно
густо, елочки, зеленели
золотые, светились, березках, искорки, в