Напоминание

"Гласные и согласные буквы"


Автор: Галас Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОЦ СОШ№ 95
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Конспект
Тема: "Гласные и согласные буквы"
Раздел: начальное образование





Назад





Цели урока
: Уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов ипроводить их звуковой анализ.
Тип урока:

урок усвоения навыков и умений;

Методы преподавания
: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Методы учения
: исполнительский; репродуктивный; практический; частично- поисковый; поисковый;
Оборудование, наглядность, ТСО:

Этапы и структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)
Мы - не буквы, мы - звуки речи. Изучает фонетика нас. Мы - не буквы, мы - звуки речи, Произносят и слышат нас. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередование их подвластно. Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовет. Звук получается гласный. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. - Из стихотворения вы поняли, что сегодня на уроке мы будем говорить о звуках, какими они бывают, как произносятся и чем отличаются.
Проверка домашнего задания.
Упр. 51
Чистописание, словарная

работа.
Над какой буквой мы будем сегодня работать, ее вы сможете узнать, если внимательно прослушаете мой рассказ и ответите на вопросы. Учитель медленно читает рассказ.
На даче
Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и вареньем потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба». — Где жили дети летом? — Как их звали? Что они делали утром? — Куда они бежали? Чем Вова
ловил
рыбу? — Что делала Надя? Какую сказку читал ей вечером Вова? — Какой звук присутствовал во всех словах, которые вы произносили?
([ч])
— Какая буква обозначает этот звук? — Спишите с доски: ччч Работая над этой буквой, следует обратить внимание на элемент, при письме которого наблюдаются частые ошибки. —' Спишите с доски следующие буквосочетания: Чч Чу Ча Че — Спишите слова: Чудо, час, чай, чайка, чудеса.
— Прочитайте скороговорку: В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа, Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.
Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи
. Посмотрите на картинку на стр. 25. На какие две группы можно разделить звуки? Почему согласные вылезают из-за преграды? (Согласные встречают преграду во рту, когда произносятся. Эта преграда – язык, зубы) Прочитаем диалог Знайки и Незнайки на стр. 25 УПР 53 – УСТНО.
Наблюдение над гласными и согласными звуками.
— О каком времени года говорится в стихотворении И. Никитина: На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем. — Произнесите отдельно каждый звук в этом слове. Все ли звуки
произносятся

одинаково? (Звуки [и], [а] произносятся свободно через рот, а звуки [з], [м] при

произношении встречают преграду.)
— Звуки [и], [а] произносятся с голосом или без голоса? (С голосом.) — Как называются звуки, которые произносятся свободно и с голосом?
(Гласные.)
— Назовите гласные звуки русского языка и покажите, что при произношении их воздух проходит свободно, не встречая преград на
пути, ([а], [о], [и], [у], [ы], [э])
— Что еще вы знаете про гласные звуки? (Они могут образовывать слог.) — Приведите примеры и запишите в тетрадь. (Оля, Ира, Юля, Игорь.) На доске записано: БЕЛХ. - Слово рассыпалось. Помогите найти его и запишите в тетрадь.
- Произнесите отчетливо каждый звук в этом слове. Выделите только согласные звуки; Упр. 54
Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке? - Задайте друг другу вопросы по теме урока .
Домашнее задание.
Упр. 55, 56
Рефлексия
— Закончите следующие фразы. — Звуки бывают ... (гласные и согласные). — Гласные звуки произносятся ... (свободно, не встречая преград). — Согласные звуки произносятся ...(с шумом, так как воздух на пу встречает преграду). - Почему вы решили, что это они? Докажите. (При произношении
согласных звуков,

воздух встречает на пути преграды: губы, зубы, язык. Звук произносится с шумом.)
- Может ли согласный звук сам по себе образовать слог? (Нет, только вместе с гласным звуком.) - Составьте и запишите предложение со словом хлеб. Подчеркните в этом предложении все буквы, которые обозначают согласные звуки. - Отгадайте загадки, в тетрадь запишите отгадки. Подчеркните
в
словах буквы, обозначающие гласные звуки. По черной земле белый заяц пробежал. (Мел и доска.) Кто говорит молча? (Книга.) Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка.) Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке. (Удочка.) Через поля, через луга Встала нарядная дуга. (Радуга.)
- Разделите слова на слоги. Как определить количество слогов в слове?
(Сколько в слове

гласных - столько и слогов.)
- Выполните упр. 61. Перед тем как записать слова, необходимо разделить слова на слоги, выполнив эту работу коллективно.
Динамическая пауза.
Был один малыш – зайчишка. Он всего боялся слишком. Мчался по лесу бегом, Иль садился под кустом. Он от всех зверей таился, Раньше всех он спать ложился. А, уснув, он видел сон, Что он храбр и силён.
Самостоятельная работа
— Гласные звуки в отличие от согласных ... (образуют слог). Карточка № 1 Ф.И. ________________________________________ Из слов каждой строчки составьте предложение. Подберите название к тексту. шли, девочки, лес, через лесу, было, и, тихо, в, нарядно густо, елочки, зеленели золотые, светились, березках, искорки, в Карточка № 2 Ф.И. _______________________________________ Запишите предложения. Найдите в них трехсложные слова. На землю падают снежинки. Данияр живет в Астане. Светит ярко солнышко. Мы учимся во втором классе. Карточка № 1 Ф.И. ________________________________________ Из слов каждой строчки составьте предложение. Подберите название к тексту. шли, девочки, лес, через лесу, было, и, тихо, в, нарядно густо, елочки, зеленели золотые, светились, березках, искорки, в


В раздел образования