Напоминание

Использование проектной деятельности как средство формирования и развития исследовательских компетенций при обучении биологии


Автор: Сманюк Валерия Александровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" им. А.В.Поданева
Населённый пункт: г.Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование проектной деятельности как средство формирования и развития исследовательских компетенций при обучении биологии
Раздел: полное образование





Назад




Введение

Современные образовательные стандарты выдвигают высокие требования к

подготовке

выпускников

школ,

включая

формирование

устойчивых

познавательных способностей, умения самостоятельно добывать знания и

применять полученные навыки в реальной практике. Биология как наука

обладает огромным потенциалом для развития исследовательской компетенции

школьников

благодаря

своей

экспериментальной

направленности

и

многообразию изучаемых объектов природы.

Проектная деятельность становится одним из наиболее перспективных методов

достижения указанных целей. Она позволяет интегрировать теоретический

материал курса биологии с практической деятельностью, создавая условия для

самостоятельной постановки вопросов, планирования экспериментов, анализа

полученных данных и формулирования выводов.

Теоретическое обоснование методики

Метод проектов ориентирован на активное вовлечение учащегося в процесс

познания,

стимулируя

интерес

к

предмету

и

формируя

навыки

самостоятельного исследования. Проектная работа способствует развитию ряда

важных качеств ученика:

- Умение анализировать информацию и выделять ключевые проблемы.

- Способность планировать и организовывать собственную деятельность.

-

Навык

взаимодействия

в

группе,

распределения

обязанностей

и

ответственности.

- Развитие креативного мышления и способности предлагать нестандартные

решения.

- Формирование основ научной аргументации и представления собственных

исследований.

Организация учебного проекта включает следующие этапы:

1. Постановка цели и определение задач проекта.

2. Сбор необходимой информации, изучение литературы и предварительный

анализ материалов.

3. Планирование эксперимента или исследования, подбор оборудования и

методик.

4. Проведение опытов, наблюдение и сбор данных.

1

5. Анализ полученной информации, обработка результатов и формулирование

выводов.

6. Подготовка отчета, презентации или научного доклада.

7. Обсуждение итогов, рефлексия процесса и самооценка достижений.

Каждый этап предполагает тесное взаимодействие учителя и ученика,

направленное

на

поддержку

инициативы

последнего

и

предоставление

необходимых консультаций.

Практические примеры

Рассмотрим некоторые варианты реализации учебной проектной деятельности

на уроках биологии.

Пример №1: Исследование экосистемы школьного двора

Цель: Изучение биоразнообразия растений и животных, обитающих на

территории школы.

Задача: Составление карты флоры и фауны школьной площадки, выявление

экологических факторов среды обитания.

Методы: Полевые наблюдения, фотографирование, составление каталогов

видов, оценка состояния окружающей среды.

Результат: Создание интерактивной экологической карты, представление

докладов о влиянии антропогенных факторов на природу.

Пример №2: Экспериментальное исследование фотосинтеза

Цель: Определение условий, оптимальных для протекания фотосинтеза у

комнатных растений.

Задача: Выявление зависимости интенсивности фотосинтеза от освещения,

температуры и влажности воздуха.

Методы: Лабораторные эксперименты, измерение концентрации кислорода и

углекислого газа, статистическая обработка данных.

Результат: Получение практических рекомендаций по уходу за растениями

дома и в классе.

Эти проекты помогают школьникам овладеть базовыми биологическими

понятиями, развивая одновременно способность ставить научные вопросы и

искать пути их разрешения.

Заключение

2

Подводя итоги, можно утверждать, что использование проектной деятельности

является эффективным средством формирования и развития исследовательских

компетенций учащихся на уроках биологии. Этот метод обеспечивает

углубленное

понимание

предмета,

развивает

критическое

мышление

и

творческое отношение к процессу познания. Важно учитывать индивидуальные

особенности каждого ребенка, предлагая широкий спектр заданий разной

степени сложности, способствующих достижению максимального результата.

Таким образом, внедрение проектной деятельности в образовательный процесс

биологии существенно повышает качество подготовки будущих поколений,

готовя их к успешной адаптации в условиях быстро меняющегося мира науки и

технологий.

3



В раздел образования