Напоминание

Формирование нравственных качеств личности ребёнка в условиях семьи и детского сада


Авторы: Ахмедова Фатимат Анверовна, Володина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани Детский сад № 54 "Полянка"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных качеств личности ребёнка в условиях семьи и детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ахмедова Фатимат Анверовна

Володина Людмила Викторовна

Формирование нравственных качеств личности ребёнка в условиях семьи и детского

сада

Гуманность ребёнка формируется в процессе его взаимодействия с окружающими и

зависит от того, насколько данные отношения наполнены нравственным содержанием. В

основе заботливого поведения лежит стремление оказать помощь, поддержать, проявить

отзывчивость и внимание к потребностям других.

Следует отметить, что мотивы проявления заботливости у детей могут быть различными.

Одни дети помогают взрослым, желая доставить им радость, другие — ожидая поощрения

или вознаграждения. Возникновение эгоистических тенденций нередко обусловлено

неправильной педагогической позицией родителей, когда они выполняют за ребёнка всю

работу, не предоставляя ему возможности проявить инициативу и ответственность.

Заботливость как нравственное качество включает в себя такие компоненты, как помощь,

взаимопомощь, сочувствие, отзывчивость и доброжелательность. Поведение ребёнка

становится более осмысленным, эмоционально насыщенным и социально направленным,

если в его основе лежит забота о других людях.

Развитие данного качества происходит поэтапно:

На первом этапе ребёнок охотно выполняет просьбы взрослых и стремится помогать

окружающим, руководствуясь непосредственными эмоциональными побуждениями.

На втором этапе заботливость приобретает более осознанный характер. Ребёнок начинает

проявлять внимание и чуткость не только в поступках, но и в речевом поведении, учится

сдерживать импульсивные желания, если они противоречат интересам других.

На заключительном этапе заботливое отношение распространяется на близких людей —

родителей, родственников, сверстников.

Значительное влияние на формирование заботливости оказывает социальная среда, в

частности — коллектив детского сада. Совместная деятельность способствует развитию у

детей умений сотрудничать, проявлять сочувствие и взаимопомощь. Практика показывает,

что включение ребёнка в коллективные формы труда и общения способствует углублению

нравственных мотивов его поведения.

К

основным

показателям

уровня

сформированности

заботливого

отношения

к

окружающим относятся:

степень самостоятельности в проявлении заботы;

активность в оказании помощи, сопереживании, проявлении эмпатии;

устойчивость нравственных проявлений в изменяющихся ситуациях;

наличие общественно значимых мотивов поведения.

Особенности проявления заботливого поведения во многом определяются условиями

семейного

воспитания.

Эмоциональная

атмосфера

семьи,

педагогическая

культура

родителей, их отношение к участию ребёнка в домашних делах оказывают непосредственное

влияние на развитие данного качества.

Наблюдения педагогов свидетельствуют, что дети, воспитывающиеся в семьях с

положительным эмоциональным климатом и едиными педагогическими требованиями,

проявляют заботу более осознанно и устойчиво. Родители, систематически приучающие

ребёнка к выполнению постоянных поручений, формируют у него чувство ответственности,

трудолюбие и стремление быть полезным другим.

В то же время в семьях, где преобладает непоследовательность в воспитательных

воздействиях, недостаток терпения и педагогической выдержки, развитие заботливости у

детей замедляется. Наиболее неблагоприятным фактором является равнодушное или

потребительское отношение родителей к вопросам нравственного воспитания. В таких

условиях проявления заботы между членами семьи отсутствуют, и дети усваивают этические

нормы только под влиянием педагогов дошкольного учреждения.

Анализ

семейного

и

дошкольного

воспитания

показывает,

что

недостаточная

включённость ребёнка в совместную деятельность ограничивает его возможности для

проявления заботливости и мешает осознанию её нравственного значения. В связи с этим

особое значение приобретает взаимодействие семьи и детского сада, направленное на

формирование у детей гуманного отношения к людям, стремления к помощи и

ответственности за собственные поступки.

Постепенно, по мере накопления жизненного опыта, дети начинают понимать моральную

ценность своих действий, испытывают удовлетворение от принесённой пользы, стремятся

проявлять заботу не только на словах, но и в конкретных делах. Таким образом, воспитание

заботливого отношения к окружающим является важным направлением нравственного

становления личности ребёнка и требует целенаправленного, системного педагогического

воздействия.

Библиографический список

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПб.:

«Речь», 2007.

2. Вершинин, В. Н. Домашнее воспитание / В. Н. Вершинин. — Чебоксары : КЛИО, 2008.

— 200 с.

3. Доронова Т. Н. Соловьева Е. В. Дошкольное учреждение и семья — единое

пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001..

4. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю.

Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012.

5. Сергеева, Д. В. Задачи и основы семейного воспитания / Д. В. Сергеева // Энциклопедия

семейного воспитания и обучения. — СПб., 2008. — 243 с.

6. О воспитании / В. А. Сухомлинский; [Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик]. - 4-

е изд. - Москва : Политиздат, 1982. - 270 с.

7. Шипицына Л.Н. и др. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения

со взрослыми и сверстниками. - «Детство-пресс», 2008.



В раздел образования