Авторы: Ахмедова Фатимат Анверовна, Володина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани Детский сад № 54 "Полянка"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных качеств личности ребёнка в условиях семьи и детского сада
Раздел: дошкольное образование
Ахмедова Фатимат Анверовна
Володина Людмила Викторовна
Формирование нравственных качеств личности ребёнка в условиях семьи и детского
сада
Гуманность ребёнка формируется в процессе его взаимодействия с окружающими и
зависит от того, насколько данные отношения наполнены нравственным содержанием. В
основе заботливого поведения лежит стремление оказать помощь, поддержать, проявить
отзывчивость и внимание к потребностям других.
Следует отметить, что мотивы проявления заботливости у детей могут быть различными.
Одни дети помогают взрослым, желая доставить им радость, другие — ожидая поощрения
или вознаграждения. Возникновение эгоистических тенденций нередко обусловлено
неправильной педагогической позицией родителей, когда они выполняют за ребёнка всю
работу, не предоставляя ему возможности проявить инициативу и ответственность.
Заботливость как нравственное качество включает в себя такие компоненты, как помощь,
взаимопомощь, сочувствие, отзывчивость и доброжелательность. Поведение ребёнка
становится более осмысленным, эмоционально насыщенным и социально направленным,
если в его основе лежит забота о других людях.
Развитие данного качества происходит поэтапно:
На первом этапе ребёнок охотно выполняет просьбы взрослых и стремится помогать
окружающим, руководствуясь непосредственными эмоциональными побуждениями.
На втором этапе заботливость приобретает более осознанный характер. Ребёнок начинает
проявлять внимание и чуткость не только в поступках, но и в речевом поведении, учится
сдерживать импульсивные желания, если они противоречат интересам других.
На заключительном этапе заботливое отношение распространяется на близких людей —
родителей, родственников, сверстников.
Значительное влияние на формирование заботливости оказывает социальная среда, в
частности — коллектив детского сада. Совместная деятельность способствует развитию у
детей умений сотрудничать, проявлять сочувствие и взаимопомощь. Практика показывает,
что включение ребёнка в коллективные формы труда и общения способствует углублению
нравственных мотивов его поведения.
К
основным
показателям
уровня
сформированности
заботливого
отношения
к
окружающим относятся:
степень самостоятельности в проявлении заботы;
активность в оказании помощи, сопереживании, проявлении эмпатии;
устойчивость нравственных проявлений в изменяющихся ситуациях;
наличие общественно значимых мотивов поведения.
Особенности проявления заботливого поведения во многом определяются условиями
семейного
воспитания.
Эмоциональная
атмосфера
семьи,
педагогическая
культура
родителей, их отношение к участию ребёнка в домашних делах оказывают непосредственное
влияние на развитие данного качества.
Наблюдения педагогов свидетельствуют, что дети, воспитывающиеся в семьях с
положительным эмоциональным климатом и едиными педагогическими требованиями,
проявляют заботу более осознанно и устойчиво. Родители, систематически приучающие
ребёнка к выполнению постоянных поручений, формируют у него чувство ответственности,
трудолюбие и стремление быть полезным другим.
В то же время в семьях, где преобладает непоследовательность в воспитательных
воздействиях, недостаток терпения и педагогической выдержки, развитие заботливости у
детей замедляется. Наиболее неблагоприятным фактором является равнодушное или
потребительское отношение родителей к вопросам нравственного воспитания. В таких
условиях проявления заботы между членами семьи отсутствуют, и дети усваивают этические
нормы только под влиянием педагогов дошкольного учреждения.
Анализ
семейного
и
дошкольного
воспитания
показывает,
что
недостаточная
включённость ребёнка в совместную деятельность ограничивает его возможности для
проявления заботливости и мешает осознанию её нравственного значения. В связи с этим
особое значение приобретает взаимодействие семьи и детского сада, направленное на
формирование у детей гуманного отношения к людям, стремления к помощи и
ответственности за собственные поступки.
Постепенно, по мере накопления жизненного опыта, дети начинают понимать моральную
ценность своих действий, испытывают удовлетворение от принесённой пользы, стремятся
проявлять заботу не только на словах, но и в конкретных делах. Таким образом, воспитание
заботливого отношения к окружающим является важным направлением нравственного
становления личности ребёнка и требует целенаправленного, системного педагогического
воздействия.
Библиографический список
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПб.:
«Речь», 2007.
2. Вершинин, В. Н. Домашнее воспитание / В. Н. Вершинин. — Чебоксары : КЛИО, 2008.
— 200 с.
3. Доронова Т. Н. Соловьева Е. В. Дошкольное учреждение и семья — единое
пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001..
4. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю.
Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012.
5. Сергеева, Д. В. Задачи и основы семейного воспитания / Д. В. Сергеева // Энциклопедия
семейного воспитания и обучения. — СПб., 2008. — 243 с.
6. О воспитании / В. А. Сухомлинский; [Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик]. - 4-
е изд. - Москва : Политиздат, 1982. - 270 с.
7. Шипицына Л.Н. и др. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения
со взрослыми и сверстниками. - «Детство-пресс», 2008.