Напоминание

"Актуальные проблемы логопедической работы с детьми со спастической диплегией при моторной алалии"


Автор: Сафиуллина Карина Асхатовна
Должность: логопед-дефектолог
Учебное заведение: ДРЦ "Шаг Вперед"
Населённый пункт: г. Томск, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Актуальные проблемы логопедической работы с детьми со спастической диплегией при моторной алалии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С

ДЕТЬМИ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИЕЙ ПРИ МОТОРНОЙ

АЛАЛИИ

Введение

Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой

гетерогенную группу нарушений центральной нервной системы,

затрагивающих двигательную сферу. Одной из наиболее

распространенных форм ДЦП является спастическая диплегия,

характеризующаяся преимущественным поражением нижних

конечностей, но часто сопровождающаяся и нарушениями

артикуляционного аппарата. Сочетание спастической диплегии с

моторной алалией (ограничением или отсутствием развития

экспрессивной речи при сохранении понимания) создает комплексную

структуру дефицитов, требующую междисциплинарного подхода и

максимально дифференцированной логопедической стратегии. Целью

данной статьи является анализ актуальных проблем в области

логопедической работы с детьми, имеющими данное сочетание

нарушений, а также определение перспективных направлений

коррекционно-развивающей деятельности.

1. Характеристика нарушений при спастической диплегии и

моторной алалии

Прежде чем перейти к проблемам логопедической работы,

необходимо четко разграничить и охарактеризовать основные

проявления каждого из нарушений.

Спастическая диплегия:

o

Двигательные нарушения: Характеризуется повышением

мышечного тонуса (спастичностью) в конечностях,

преимущественно в нижних. Нарушения движений могут

проявляться в виде затруднений при ходьбе (спастическая

походка «ножницами»), скованности движений, снижения их

амплитуды и точности. Верхние конечности могут быть

затронуты в меньшей степени, однако, могут наблюдаться

трудности с мелкой моторикой, координацией движений

пальцев рук.

o

Связь с артикуляцией: Спастичность может

распространяться на мышцы артикуляционного аппарата.

Это приводит к затруднениям в иннервации, снижению

подвижности языка, губ, мягкого нёба, что проявляется в

виде дизартрии. Речь становится невнятной, замедленной,

монотонной, могут присутствовать нарушения голоса.

Моторная алалия:

o

Нарушение экспрессивной речи: Главное проявление –

это выраженное недоразвитие или полное отсутствие у

ребенка способности самостоятельно строить

предложения, использовать речь для выражения своих

мыслей и потребностей, при относительно сохранном

понимании обращенной речи.

o

Симптоматика: Может проявляться в виде скудного

словарного запаса, аграмматизмов (нарушение

согласования слов в предложении), трудностей в

построении связных высказываний, а также в нарушениях

звукопроизношения (связанных уже с дизартрическим

компонентом, если он присутствует).

o

Причины: Связаны с поражением речедвигательного

анализатора в коре головного мозга (чаще – в области

задних отделов левого полушария), которое произошло на

этапах развития речи.

2. Комплексный характер нарушений и его влияние на

логопедическую работу

Сочетание спастической диплегии и моторной алалии создает

особенно сложную картину дефицитов.

Взаимовлияние двигательных и речевых

нарушений: Спастичность артикуляционного аппарата

усугубляет проявления моторной алалии, делая речь еще более

невнятной и труднопроизносимой. Трудности с общей моторикой

могут ограничивать возможности ребенка в выполнении

некоторых логопедических упражнений, требующих

определенной двигательной активности.

Дефицит общей моторики: Ограниченные возможности в

движении могут затруднять развитие мелкой моторики, которая,

как известно, тесно связана с развитием речи. Дети с ДЦП могут

иметь трудности с выполнением артикуляционных упражнений,

требующих точных движений языка, губ, артикуляционной

гимнастики.

Сенсорные нарушения: Нередко дети с ДЦП имеют

сопутствующие сенсорные нарушения (зрения, слуха), которые

могут дополнительно осложнять речевое развитие и восприятие

информации.

Когнитивные нарушения: Хотя моторная алалия не всегда

предполагает интеллектуальную недостаточность, часто

наблюдаются сопутствующие когнитивные дефициты

(нарушения внимания, памяти, мышления), которые требуют

коррекции.

Эмоционально-волевая сфера: Дети с ДЦП и моторной

алалией могут испытывать трудности с эмоциональной

регуляцией, быть более раздражительными, тревожными, иметь

низкую самооценку из-за своих ограничений. Это может

негативно сказываться на их мотивации к логопедическим

занятиям.

3. Актуальные проблемы в логопедической работе

Исходя из комплексного характера нарушений, можно выделить ряд

ключевых проблем, с которыми сталкиваются логопеды при работе с

детьми, имеющими спастическую диплегию и моторную алалию:

Недостаточная сформированность артикуляционного

аппарата:

o

Высокий мышечный тонус: Затрудняет выполнение

артикуляционных упражнений, снижает подвижность и

дифференцированность движений органов артикуляции.

o

Синдром дизартрии: Сопутствующая дизартрия,

вызванная спастичностью, требует комплексной коррекции,

направленной на нормализацию тонуса, развитие

произвольных движений.

o

Сенсорная недостаточность: Трудности с

кинестетическим ощущением положения органов

артикуляции, что затрудняет их произвольное управление.

Дефицитарность экспрессивной речи (моторная алалия):

o

Трудности в построении фразы: Аграмматизмы,

нарушения порядка слов, пропуски членов предложения.

o

Скудный словарный запас: Ограниченные возможности в

освоении новых слов и их активном использовании.

o

Недостаточная сформированность связной

речи: Трудности в построении рассказов, пересказов,

описаний.

o

Синдром дизартрии: Как было отмечено, дизартрия

усугубляет картину моторной алалии, делая речь

невнятной.

Сопутствующие нарушения:

o

Нарушения слуха и зрения: Если они присутствуют, это

существенно затрудняет диагностику и коррекцию речевых

нарушений.

o

Когнитивные дефициты: Нарушения внимания, памяти,

мышления замедляют темп коррекционной работы,

требуют использования специальных методик.

o

Нарушения мелкой моторики: Ограничивают

возможности выполнения артикуляционной гимнастики,

требуют параллельной коррекционной работы.

Сложности в диагностике:

o

Отграничение моторной алалии от других речевых

нарушений: Трудности могут быть связаны с

дизартрическим компонентом, поэтому важно проводить

дифференциальную диагностику.

o

Оценка уровня понимания речи: У детей с ДЦП могут

быть трудности с выполнением инструкций, что затрудняет

оценку уровня рецептивной речи.

o

Инструментальная диагностика: Необходимость

использования комплексных методов, включая оценку

невербальных компонентов речи.

Проблемы мотивации и эмоционально-волевой сферы:

o

Низкая самооценка: Из-за двигательных и речевых

ограничений дети могут испытывать трудности с

самопринятием.

o

Быстрая утомляемость: Двигательные нарушения

приводят к повышенной утомляемости, что сказывается на

продолжительности и эффективности занятий.

o

Сниженная мотивация: Трудности в освоении материала

могут приводить к потере интереса к занятиям.

Необходимость тесного междисциплинарного

взаимодействия:

o

Командная работа: Логопед, невролог, ортопед, психолог,

физиотерапевт, инструктор ЛФК – все специалисты должны

работать в тесном контакте, разрабатывая единую

стратегию коррекционной работы.

o

Преемственность: Важно обеспечить преемственность в

работе специалистов на разных этапах коррекции.

4. Перспективные направления логопедической работы

Исходя из выявленных проблем, можно выделить ряд ключевых

направлений, которые являются перспективными в логопедической

работе с данной категорией детей.

Комплексный подход к коррекции дизартрии и моторной

алалии:

o

Работа над нормализацией мышечного

тонуса: Применение массажа артикуляционного аппарата,

артикуляционной гимнастики с учетом спастичности

(использование специальных приемов, облегчающих

движения).

o

Развитие произвольных движений артикуляционного

аппарата: Постепенное формирование и автоматизация

звуков, работа над сложными слоговыми структурами,

фразой.

o

Альтернативная и дополнительная коммуникация

(АДК): В случаях, когда экспрессивная речь значительно

ограничена, использование АДК (картинки, пиктограммы,

планшеты с речевыми программами) может стать важным

инструментом развития коммуникации и косвенно –

стимулом для развития вербальной речи.

Развитие всех компонентов речи:

o

Работа над импрессивной речью: Даже при

относительной сохранности понимания, необходимо

развивать глубину понимания речи, обогащать пассивный

словарь, учить понимать сложные инструкции.

o

Развитие экспрессивной речи: Целенаправленная

работа над всеми компонентами речи:

звукопроизношением, лексикой, грамматикой, связной

речью.

o

Работа над просодической стороной речи: Интонация,

тембр, ритм, паузы – важные компоненты выразительности

речи, которые часто нарушены при ДЦП.

Параллельная коррекция двигательных нарушений:

o

Интеграция с ЛФК и массажем: Логопед должен тесно

сотрудничать с инструктором ЛФК и массажистом, чтобы

работа над артикуляционным аппаратом была согласована

с общей двигательной коррекцией.

o

Использование игровых методов: Занятия, где

двигательная активность сочетается с речевыми

заданиями (например, «пройди и назови», «добеги и

скажи»).

Коррекция когнитивных нарушений:

o

Развитие внимания и памяти: Использование игр и

упражнений, направленных на улучшение концентрации,

объема памяти, слухового и зрительного внимания.

o

Развитие мышления: Задания на классификацию,

сравнение, обобщение, установление причинно-

следственных связей.

Работа с эмоционально-волевой сферой:

o

Создание позитивной мотивации: Использование

игровых приемов, поощрений, постановка посильных задач,

что способствует повышению самооценки.

o

Развитие саморегуляции: Обучение детей простым

приемам релаксации, управлению эмоциями.

o

Терапевтические подходы: При необходимости –

привлечение детского психолога.

Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса:

o

Индивидуальные карты развития: Составление

подробных карт, отражающих структуру дефицитов и

динамику их коррекции.

o

Дифференцированный подход: Использование

различных методик и приемов в зависимости от

индивидуальных особенностей ребенка.

o

Адаптация заданий: Модификация заданий с учетом

двигательных и когнитивных ограничений ребенка.

Активное вовлечение родителей:

o

Обучение родителей: Проведение консультаций,

семинаров, мастер-классов для родителей по вопросам

домашней коррекционной работы.

o

Единый подход: Согласование стратегии коррекции

между специалистами ДОУ и родителями.

o

Создание домашней речевой среды: Рекомендации по

обогащению речевого общения, использованию АДК,

проведению артикуляционной гимнастики в домашних

условиях.

Ранняя диагностика и коррекция: Чем раньше начата

коррекционная работа, тем выше ее эффективность. Раннее

выявление нарушений и своевременное начало коррекционного

воздействия являются ключевыми факторами.

5. Инструментарий логопедической работы

Артикуляционная гимнастика: С учетом спастичности,

необходимо использовать модифицированные приемы:

щадящий массаж, пассивные движения, зондовый массаж

(только специалистом). Акцент на сознательном контроле и

расслаблении.

Логопедический массаж: Как общий, так и артикуляционный,

направленный на нормализацию мышечного тонуса.

Дыхательная гимнастика: Упражнения для развития

диафрагмального дыхания, формирование длительного,

сильного выдоха.

Логопедические игры: Игры на развитие фонематического

слуха, автоматизацию звуков, формирование слоговой

структуры, обогащение словаря, развитие грамматического

строя речи.

Техники развития мелкой моторики: Игры с мелкими

предметами, лепка, пальчиковые игры, которые могут

выполняться с учетом двигательных ограничений (например, с

использованием специальных захватов).

Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК):

o

Карточки PECS (Picture Exchange Communication

System): Система обмена картинками для выражения

потребностей и желаний.

o

Пиктограммы: Символы, замещающие слова.

o

Речевые планшеты: Специальные программы,

позволяющие ребенку озвучивать свои намерения.

o

Жестовый язык (адаптированный): В некоторых случаях

может быть полезен.

Логопедические зонды: Для проведения массажа и

артикуляционной гимнастики (только специалистом).

Сенсорные дидактические материалы: Используются для

развития общей и мелкой моторики, а также для стимуляции

слухового и зрительного восприятия.

6. Заключение

Логопедическая работа с детьми, имеющими спастическую диплегию

и моторную алалию, является сложным, многоаспектным и

ресурсоемким процессом. Актуальные проблемы этой работы

обусловлены комплексным характером нарушений, необходимостью

учета множества сопутствующих дефицитов и потребностью в тесном

междисциплинарном взаимодействии. Ключевыми принципами

успешной коррекции являются: раннее начало работы, комплексный

подход, индивидуализация, использование АДК, тесное

взаимодействие с родителями и другими специалистами.

Перспективные направления развития логопедической помощи

включают совершенствование методик коррекции дизартрии в

условиях спастичности, разработку инновационных подходов к

развитию экспрессивной речи, интеграцию АДК в коррекционный

процесс, а также усиление работы по психологической поддержке

детей и их семей. Только при условии системной, целенаправленной и

научно обоснованной работы возможно достижение максимального

прогресса в речевом и общем развитии детей с таким сложным

сочетанием нарушений.



В раздел образования