Авторы: Политова Екатерина Владимировна, Холодова Галина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Астрахани детский сад №54 "Полянка "
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии для средней группы детского садаа
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии для
средней группы
Введение: Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее
важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом
возрасте более интенсивно развиваются различные способности,
формируются нравственные качества, вырабатываются черты
характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и
укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств,
необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах
двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для
активного и направленного формирования и развития психических
функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем прогрессирующее
ухудшение здоровья детей дошкольного возраста. Причин роста числа
заболеваний, отклонений много. Это плохая экология,
несбалансированное питание, снижение двигательной активности,
информационные и эмоциональные перегрузки, чему свидетельствуют
данные ВОЗ, что условия и образ жизни людей выступает решающим
фактором на 50-55% влияющим на здоровье индивида. Развитие детей и
создание условий, препятствующих ухудшению их здоровья в процессе
обучения в дошкольном учреждении – одна из самых актуальных задач
современной педагогики.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании –
технологии, направленные на решение приоритетной задачи
современного дошкольного образования - задачи сохранения,
поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического
процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его
обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня
реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание
валеологической культуры как совокупности осознанного отношения
ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений
оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым -
содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому
просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий:
• медико-профилактические
• физкультурно-оздоровительные
• технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования
• валеологического просвещения родителей
• здоровьесберегающие образовательные технологии в детском
саду
Используемые в воспитательно- образовательной работе
здоровьесберегающие технологии:
1. Утренняя гимнастика
2. Бодрящая гимнастика после сна
3. Психогимнастика по пособию Деевой И. А и других авторов.
4. Пальчиковая гимнастика
5. Подвижные игры
6. Динамические паузы
7. Здоровьесберегающие беседы
8. Гимнастика для глаз В. Ф. Базарный и других авторов.
9. Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой и
другое.
Здоровьесберегающие технологии
1. Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления
детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка,
направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей,
является утренняя гимнастика.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством
взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий,
вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней
гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм
ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает
кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в
кислороде, помогает развитию правильной осанки.
2. Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в
дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна
(бодрящая гимнастика, которая помогает улучшить настроение детей,
поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике
нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых
форточках 7-15 минут. В течение года используются различные
варианты гимнастики.
· Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки
приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют
5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения
выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.
После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе
несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам,
постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в
хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют
произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие
движения.
· Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных
упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений,
создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка»,
«цветок»).
· Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными
воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут.
Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих
массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по
дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на
спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует
развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и
укреплению организма детей.
3 Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют
себя и общаются без помощи слов. Термин «психогимнастика» может
иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него
неодинаковое содержание.
Для нормального развития дошкольников психогимнастика должна
быть частью их детства. И хоть термин может оказаться для вас
незнакомым, его суть предельно ясна: психогимнастика для детей
представляет собой спецкурс занятий, направленный на развитие и
коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной
целью психогимнастики можно назвать сохранение детского
психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики.
Психогимнастика для детей раннего возраста основана на применении
психотерапевтических и психолого-педагогических методиках.
Избавится от страхов, научиться общаться со сверстниками, стать
смелым, уверенным в себе, честным помогают специальные
упражнения, входящие обычно в курс психогимнастики в детском саду.
Занятия условно разделяются на фазы: изучение элементов движений,
использование их в игре, расслабление. Эффективность упражнений
значительно возрастет, если будут использованы музыка для
психогимнастики, настраивающая малышей на игру, этюды, рисование и
театрализованные элементы.
4. Пальчиковая гимнастика способствует:
• овладению навыками мелкой моторики;
• Помогает развивать речь ребёнка;
• Повышает работоспособность коры головного мозга;
• Развивает у ребёнка психические процессы;
• Снимает тревожность.
5. Подвижные и спортивные игры, используем для решения
образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они
развивают у детей настойчивость, смелость, решительность,
инициативу, сообразительность и мышление. А также насыщает жизнь
6.Динамические паузы,используются как прием смены статического
положения, пассивного на активное, которое направленно чаще всего на
активизацию внимания и разгрузки организма от статики, насыщение
основных мышц энергией и удовлетворение детей в такой особенности
дошкольного возраста как активное движение. Чаще это
физкультминутки в стихотворной форме, игровые упражнения.
7. Здоровьесберегающие беседы проходят на разные тематики
связанные не только с основными постулатами здорового образа жизни,
но и например, о таких смежных темах как «Что хорошо, а что плохо».
Беседы проводятся раз в неделю, и частично обсуждаются с детьми и
закрепляются практически каждый день в режимные моменты в рамках
закрепления правил поведения и гигиены.
8. Гимнастика для глаз по методике В. Ф. Базарного.
Базарный В. Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30
лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы –
предотвращению демографической катастрофы страны путем
сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих
исследованиях показал, что существующая система воспитания и
обучения детей в детских садах, школе сориентирована против природы
ребенка.
Являясь руководителем Научно-внедренческой лаборатории
физиолого-здравоохранительных проблем Московской области,
совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и
психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание
здоровых, духовно и физически развитых детей.
На ее базе разработана и широко апробирована целостная система
здоровьеразвивающих педагогических технологий.
Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи
каждого образовательного учреждения – выполнение базовых
федеральных законов РФ и запрос общества на здоровое поколение.
Это технология признана научным открытием Академией медицинских
наук, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более
тысячи детских садов.
С[i] целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия
фактора закрытых помещений и ограниченных пространств в нашей
группе с детьми мы уже познакомились и внедряем технологию
зрительно-координаторных тренажеров[/i], мы используем зрительно-
координаторные тренажи,с помощью опорных зрительно-двигательных
траекторий.
На ватмане нарисован офтальмологический тренажер: схема
универсальных символов ("СУС", при этом цвета соответствуют
следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний –
зеленый, крест коричнево - золотистый,
восьмерка - ярко-голубым цветом.