Напоминание

Здоровьесберегающие технологии для средней группы детского садаа


Авторы: Политова Екатерина Владимировна, Холодова Галина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Астрахани детский сад №54 "Полянка "
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии для средней группы детского садаа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии для

средней группы

Введение: Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее

важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом

возрасте более интенсивно развиваются различные способности,

формируются нравственные качества, вырабатываются черты

характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и

укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств,

необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах

двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для

активного и направленного формирования и развития психических

функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем прогрессирующее

ухудшение здоровья детей дошкольного возраста. Причин роста числа

заболеваний, отклонений много. Это плохая экология,

несбалансированное питание, снижение двигательной активности,

информационные и эмоциональные перегрузки, чему свидетельствуют

данные ВОЗ, что условия и образ жизни людей выступает решающим

фактором на 50-55% влияющим на здоровье индивида. Развитие детей и

создание условий, препятствующих ухудшению их здоровья в процессе

обучения в дошкольном учреждении – одна из самых актуальных задач

современной педагогики.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании –

технологии, направленные на решение приоритетной задачи

современного дошкольного образования - задачи сохранения,

поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического

процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его

обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня

реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание

валеологической культуры как совокупности осознанного отношения

ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений

оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической

компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и

эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного

поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,

психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым -

содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры

профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому

просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические

• физкультурно-оздоровительные

• технологии обеспечения социально-психологического

благополучия ребенка

• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного

образования

• валеологического просвещения родителей

• здоровьесберегающие образовательные технологии в детском

саду

Используемые в воспитательно- образовательной работе

здоровьесберегающие технологии:

1. Утренняя гимнастика

2. Бодрящая гимнастика после сна

3. Психогимнастика по пособию Деевой И. А и других авторов.

4. Пальчиковая гимнастика

5. Подвижные игры

6. Динамические паузы

7. Здоровьесберегающие беседы

8. Гимнастика для глаз В. Ф. Базарный и других авторов.

9. Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой и

другое.

Здоровьесберегающие технологии

1. Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления

детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка,

направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей,

является утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством

взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий,

вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней

гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм

ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает

кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в

кислороде, помогает развитию правильной осанки.

2. Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в

дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна

(бодрящая гимнастика, которая помогает улучшить настроение детей,

поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике

нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых

форточках 7-15 минут. В течение года используются различные

варианты гимнастики.

· Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки

приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют

5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения

выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.

После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе

несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам,

постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в

хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют

произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие

движения.

· Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных

упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений,

создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка»,

«цветок»).

· Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными

воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут.

Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих

массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по

дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на

спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует

развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и

укреплению организма детей.

3 Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют

себя и общаются без помощи слов. Термин «психогимнастика» может

иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него

неодинаковое содержание.

Для нормального развития дошкольников психогимнастика должна

быть частью их детства. И хоть термин может оказаться для вас

незнакомым, его суть предельно ясна: психогимнастика для детей

представляет собой спецкурс занятий, направленный на развитие и

коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной

целью психогимнастики можно назвать сохранение детского

психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики.

Психогимнастика для детей раннего возраста основана на применении

психотерапевтических и психолого-педагогических методиках.

Избавится от страхов, научиться общаться со сверстниками, стать

смелым, уверенным в себе, честным помогают специальные

упражнения, входящие обычно в курс психогимнастики в детском саду.

Занятия условно разделяются на фазы: изучение элементов движений,

использование их в игре, расслабление. Эффективность упражнений

значительно возрастет, если будут использованы музыка для

психогимнастики, настраивающая малышей на игру, этюды, рисование и

театрализованные элементы.

4. Пальчиковая гимнастика способствует:

• овладению навыками мелкой моторики;

• Помогает развивать речь ребёнка;

• Повышает работоспособность коры головного мозга;

• Развивает у ребёнка психические процессы;

• Снимает тревожность.

5. Подвижные и спортивные игры, используем для решения

образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они

развивают у детей настойчивость, смелость, решительность,

инициативу, сообразительность и мышление. А также насыщает жизнь

6.Динамические паузы,используются как прием смены статического

положения, пассивного на активное, которое направленно чаще всего на

активизацию внимания и разгрузки организма от статики, насыщение

основных мышц энергией и удовлетворение детей в такой особенности

дошкольного возраста как активное движение. Чаще это

физкультминутки в стихотворной форме, игровые упражнения.

7. Здоровьесберегающие беседы проходят на разные тематики

связанные не только с основными постулатами здорового образа жизни,

но и например, о таких смежных темах как «Что хорошо, а что плохо».

Беседы проводятся раз в неделю, и частично обсуждаются с детьми и

закрепляются практически каждый день в режимные моменты в рамках

закрепления правил поведения и гигиены.

8. Гимнастика для глаз по методике В. Ф. Базарного.

Базарный В. Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30

лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы –

предотвращению демографической катастрофы страны путем

сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих

исследованиях показал, что существующая система воспитания и

обучения детей в детских садах, школе сориентирована против природы

ребенка.

Являясь руководителем Научно-внедренческой лаборатории

физиолого-здравоохранительных проблем Московской области,

совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и

психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание

здоровых, духовно и физически развитых детей.

На ее базе разработана и широко апробирована целостная система

здоровьеразвивающих педагогических технологий.

Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи

каждого образовательного учреждения – выполнение базовых

федеральных законов РФ и запрос общества на здоровое поколение.

Это технология признана научным открытием Академией медицинских

наук, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более

тысячи детских садов.

С[i] целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия

фактора закрытых помещений и ограниченных пространств в нашей

группе с детьми мы уже познакомились и внедряем технологию

зрительно-координаторных тренажеров[/i], мы используем зрительно-

координаторные тренажи,с помощью опорных зрительно-двигательных

траекторий.

На ватмане нарисован офтальмологический тренажер: схема

универсальных символов ("СУС", при этом цвета соответствуют

следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний –

зеленый, крест коричнево - золотистый,

восьмерка - ярко-голубым цветом.



В раздел образования