Напоминание

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста


Авторы: Политова Екатерина Владимировна, Холодова Галина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Астрахани детский сад №54 "Полянка "
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность с детьми

младшего дошкольного возраста

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации

познавательного и творческого развития ребенка и одновременно

формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в

ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает

творческие способности, коммуникативные навыки. Ряд ученых (Т. А.

Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают

проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения

дошкольников, как способ организации педагогического процесса,

основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную

практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных

приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате

самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих

результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к

определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой

знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение

одной или целого ряда проблем, показать практическое применение

полученных знаний.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид

интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов,

операций овладения определенной областью практического или

теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения

дидактической цели через детальную разработку проблемы технологию,

которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим

результатом, оформленным тем или иным образом.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из

вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе

единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников

является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на

следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в

дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может

самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать

проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-

образовательном процессе проектная деятельность носит характер

сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также

вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только

источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и

педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными

участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический

опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и

успехов ребенка.

Основной целью проектного метода является развитие свободной

творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами

исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской

деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми

младшего дошкольного возраста педагоги используют подсказку, наводящие

вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше

самостоятельности.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на

неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая,

познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.

д.

На этапе разработки содержания непосредственно-организованной

образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов

деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание

уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом

(планирование, среда) начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание: мы выносим проблему на

обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается

гипотеза, которую взрослый предлагает детям подтвердить в процессе

поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного

плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже

знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует

ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для

фиксации ответов мы используем условные схематические символы,

знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задаем второй вопрос: «Что

мы хотим узнать? » Ответы снова фиксируются, причём независимо от того,

что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, проявить

терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по

отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся,

спрашиваем: «Как нам найти ответы на вопросы? » Отвечая на данный

вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и

возрастные особенности воспитанников.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы

над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют,

ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаем решить

проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума.

Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то

познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг

ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в

данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация

проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости

от возраста детей и темы проекта.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей

дошкольного возраста, которые представляют собой одну из педагогических

технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность

исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих

Первый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого

возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на

вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого

или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького

ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и

сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже

имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать

действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к

взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со

сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они

способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и

поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют

цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата

деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах,

предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому

очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность

детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и

содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над

проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в

дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить”

ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её

возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивает» детей в совместный

проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Использование в работе с детьми данной технологии позволяет обеспечить

взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, специалистов ДОУ, детей.

Усвоить с высокой прочностью материал программы, приобрести детьми

необходимые знания, навыки, умения.

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное

развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его

жизни. Чтобы ребенок младшего дошкольного возраста был здоров, развит,

деятелен и жизнерадостен, необходимы условия, продиктованные

особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных

условиях.



В раздел образования