Автор: Говядова Елена Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Дмитровский Техникум"
Населённый пункт: Запрудня
Наименование материала: .Доклад на "мастер - класс"
Тема: Особенности организации практического обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное
Доклад «Особенности организации образовательного процесса для
обучающихся с ОВЗ по професссии «Маляр»
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения
их
полноценного
участия
в
жизни
общества,
эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В ст. 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование.
Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и
среднего профессионального образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях. Эта гарантия дается всем
гражданам, независимо от состояния их здоровья.
Согласно Федеральному образовательному стандарту к детям с ограниченными
возможностями здоровья относятся:
-
глухие дети;
-
слабослышащие и позднооглохшие дети;
-
слепые дети;
-
слабовидящие дети;
-
дети с тяжелыми нарушениями речи;
-
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-
дети с задержкой психического развития;
-
умственно отсталые дети;
-
дети с расстройствами аутистического спектра.
Для каждой категории детей в ФГОС представлены примерные адаптивные
основные общеобразовательные программы, а также прописаны требования к
условиям реализации основной образовательной программы.
Cодержание образования
и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой,
а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида. Данные два документа – адаптированная образовательная программа и
индивидуальная программа реабилитации инвалида – составляют основу организации
образования.
В ГБПОУ МО «Дмитровский техникум» обучаются студенты по основной
образовательной программе профессиональной подготовки по профессии 13450
«Маляр » адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья,
разработана с целью получения профессионального образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости). Реализация адаптированной программы профессиональной подготовки
ориентирована на решение задач:
-
создание условий, необходимых для получения основного профессионального
образования лицами с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости);
-
повышение уровня доступности основного профессионального образования для
лиц с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости);
-
повышение качества основного профессионального образования для лиц с ОВЗ
(с различными формами умственной отсталости).
Нормативный срок реализации адаптированной программы профессиональной
подготовки по профессии 13450 «Маляр» - 1 год 10 месяцев.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту
жительства ребенка и его родителей, позволяет создать условия для их проживания и
воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися
детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной
адаптации и интеграции в общество.
К освоению основной программы профессиональной подготовки по профессии
13450 «Маляр» допускаются лица с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или
среднего общего образования.
Приѐм на обучение по основной программе профессиональной подготовки
проводится по личному заявлению абитуриента, при наличии документа об
образовании (свидетельства об обучении). Абитуриент с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости)
предоставляет (при наличии) заключение психолого-медико-педагогической комиссии
о возможности обучения по данной профессии, по определению формы получения
образования, форм и методов психолого-медико- педагогической помощи, созданию
специальных условий.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Частью 5 ст. 79 Закона предусмотрено, что отдельные организации,
осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти
субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,
слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-
двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной
отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами
и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти
РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку
педагогических работников, владеющих специальными педагогическими
подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в
организации, осуществляющие образовательную деятельность.