Автор: Сальникова Надежда Алексеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУСО КРЦ "Орленок"
Населённый пункт: Предгорный р-он, п. Подкумок, ул. Железнодорожная, д. 63
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями через нетрадиционную технику "Пластилинография""
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческих способностей детей с ограниченными
возможностями через нетрадиционную технику
«Пластилинография»
Детство - прекрасный и неповторимый период в жизни ребенка.
Именно в этот момент каждый ребенок стремится творить. И эта потребность
отличается
чрезвычайной
искренностью.
Дети
рисуют,
лепят,
экспериментируют. Все необычное их удивляет, они открывают много нового
и интересного.
В стационарном отделении «Мать и дитя» Краевого реабилитационного
Центра «Орленок» в работе с детьми с ограниченными возможностями (далее
–
ОВЗ)
применяются
нетрадиционные
техники
по
изобразительной
деятельности, одной из востребованных является «пластилинография».
Этот
метод
помогает
развитию
и
формированию
зрительного
восприятия,
воображения,
памяти,
мышления,
а
главное
оказывает
эффективное воздействие на познания детьми действительности и влияет на
всестороннее развитие обучающихся.
В работе с детьми социальные педагоги применяют различные формы
занятий: индивидуальные и групповые. Индивидуальная работа с ребенком -
это одна из особенностей занятий с детьми с ОВЗ, так как в процессе занятия
учитывается уровень интересов, склонностей и возможностей ребенка.
В групповых занятиях педагоги нацеливаю детей на участие в
коллективной работе, на то, чтобы дети преодолевали межличностные
барьеры в общении и деятельности, приобретали новых друзей и радость от
совместного
творчества,
это
помогает
детям
адаптироваться
и
реабилитироваться.
В процессе организации занятия социальные педагоги отбирают
необходимый расходный материал для занятий: различные семена и крупы,
ракушки, фасоль, картон, пластилин, шаблоны поделок, стеки, салфетки и
многое другое; и проводят беседу с детьми, демонстрируют работы по
«пластилинографии»
в
техниках
отщипывание,
скатывание
и
расплющивание; стараются, чтобы персонажи работ были близки и понятны
ребенку: животные, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, обитатели
водоемов, сказочные герои.
Работа с различными материалами в различных художественных
техниках
расширяет
возможности
ребенка,
развивает
чувство
цвета,
воображение,
образное
мышление,
творческие
способности.
У
детей
развивается мелкая моторика, координация движения рук и глазомер.
Данная техника «пластилинография» хороша тем, что она доступна
детям, начиная с младшего возраста и позволяет быстро достичь желаемого
результата, тем самым вносит определённую новизну в деятельность детей,
делает ее более увлекательной и интересной.
Анализируя свой опыт работы с пластилином, социальные педагоги
отмечают, что у детей формируется любознательность, наблюдательность,
самостоятельность и умение оценивать не только других, но и себя. Дети
учатся планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее
результаты.
Таким образом, лепка даёт удивительную возможность моделировать
мир, удивляет своей необычностью, повышает сенсорную чувствительность,
способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики,
развивает
воображение,
формирует
умение
планировать
работу
по
реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное - способствует
развитию творческой личности.