Автор: Елизарова Виктория Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236
Населённый пункт: Москва Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика формирования навыка чтения по следам звуко-слогового анализа с детьми 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование
Методика формирования навыка чтения по следам звуко-слогового анализа с детьми 6-7
лет
Цели:
развить у детей способность выделять звуки в слове и сопоставлять их с буквами;
обучить распознавать слоги и их структуры (гласные и согласные);
формировать навыки чтения слогов и целых слов по следам звуко-слогового
анализа;
развивать умение анализировать и синтезировать звуки и слоги, используя
наглядные следы.
Этапы и содержание занятий:
1.
Подготовительный этап (разминка)
Цель: подготовить слуховое восприятие, внимание и мотивацию.
Деятельность: игры на слух (слушаем, что услышали), музыкальные паузы,
«звуковые дорожки» (последовательности звуков без букв), пальчиковые упражнения на
ритм.
Материалы: карточки со знакомыми картинками, музыкальные дорожки, счетно-
ритмические палочки.
1.
Этап звуко-слогового анализа (основной)
Цель: научиться выделять звуки в слогах и соотносить их с буквами.
Деятельность: последовательное разбор слов на звуки и слоги с использованием
следов.
o
Вводное упражнение: «слушаем» единицу звука и показываем на «следе»
(например, след — это абзац, где обозначается первый звук, затем второй и т.д.).
o
Упражнение «след за следом»: педагог произносит слово вслух по звукам,
дети повторяют по звукам, кладут на стол маленькие «следы» (пятачки) для каждого
звука.
o
Упражнение на слоги: по каждому слову выделяем слоги, прикрепляем на
доске или флипчарте схему слога в виде «следа» (например, слог – это кусочек дорожки).
Техника: использовать цветовые следы для разных звуков (гласный — зеленый
след, согласный — синий). Это помогает визуализировать структуру слова.
Примеры слов для 6–7 лет: мама, папа, дом, кот, мед, луг, стул, книга.
1.
Этап формирования наглядного соответствия (буквы–звуки–слоги)
Цель: закрепить соответствие звука букве и формирование навыков чтения по
слогам.
Деятельность: игра «собери слово по следам». Дети получают набор буквенных
следов (буквы) и звуковые следы (звуки). Нужно сопоставить звуки со звуковыми следами
и собрать соответствующее слово.
Инструменты: наборы карточек с буквами, «следы» на бумаге (пометки цвета и
формы).
Упражнение на конструирование слов по слогам: “раздели на слоги — собери
слово” с использованием дорожек.
1.
Этап закрепления чтения по следам (смыкание чтения и письма)
Цель: перейти от чтения по слогам к чтению целых слов и простых предложений;
закрепить письмо по слогам.
Деятельность: чтение коротких текстов из 2–3 слов по слогам через дорожки, затем
написать слово под соответствующим следом.
Упражнения: диктовки коротких фрагментов с акцентом на последовательность
звуков и слогов; запись слов по слогам.
1.
Этап коррекции и поддержки отдельных детей
Индивидуальная работа над слабостями: трудности с формированием звукового
образа, недостаточная скорость анализа, трудности с письменной фиксацией.
Методы поддержки: повторение по индивидуальному темпу, упрощение слов,
выбор словарного запаса по интересам ребенка, использование дополнительных следов.
Методические принципы:
Плавное нарастание сложности: сначала работа с чистыми слогами (например, «ма-
ма», «па-па»), затем слова на 2–3 слога и простые фразы.
Визуализация: использование цветных следов, символов, схем слогов, чтобы дети
могли видеть структуру слова и связать звук с буквой.
Многоуровневость: комбинирование аудирования, произнесения, письма и чтения
для закрепления навыков.
Игровая форма: игровые задания удерживают мотивацию и делают обучение
интересным.
Индивидуальная дифференциация: задания подбираются по уровню развития
ребенка, обеспечивая доступность и вызов.
Пример занятий по серии занятий (неделя 1–2):
Урок 1: Введение в следы звуко-слогового анализа. Звуки и слоги. Сопоставление
звуков с цветными следами. Игры «собери слово по следам».
Урок 2: Практика распознавания слогов в словах. Разделение слов на слоги,
фиксация на следах. Повторение букв-звуков через карточки.
Урок 3: Чтение по слогам. Разбор слов на 2–3 слога, чтение по слогам вслух, затем
чтение вслух целого слова. Письменная фиксация каждого слога.
Урок 4: Письмо по слогам. Письменная практика: записывание слов по слогам на
бумаге через следы. Подбор слов по теме из интересов ребенка.
Контроль и оценка прогресса:
Наблюдение за темпом распознавания звуков и слогов, точностью соединения с
буквами.
Регулярная проверка навыков чтения по слогам на простых словах и коротких
фрагментах текста.
Фиксация улучшений в логах педагога и карточках прогресса ребенка.
Материалы и оборудование:
Цветные карточки-«следы» для звуков и слогов.
Карточки с буквами и набор букв (печатные и прописные).
Флипчарт, маркеры, бумага для схем слогов.
Игровые наборы для чтения по слогам (словарные карточки, планшеты с
рисунками).
Советы по адаптации под индивидуальные потребности:
Для детей с задержками в развитии речи увеличить количество повторений и
временного интервала между этапами.
Для детей с повышенным уровнем сложности можно вводить еще более длинные
слова и сложные слоги, а также работать с чтением небольших предложений по слогам.
Визуальные
подсказки
в
виде
цветов
и
symbol-иконок
помогут
детям
систематизировать материал.