Напоминание

Методика формирования навыка чтения по следам звуко-слогового анализа с детьми 6-7 лет


Автор: Елизарова Виктория Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236
Населённый пункт: Москва Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика формирования навыка чтения по следам звуко-слогового анализа с детьми 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика формирования навыка чтения по следам звуко-слогового анализа с детьми 6-7

лет

Цели:

развить у детей способность выделять звуки в слове и сопоставлять их с буквами;

обучить распознавать слоги и их структуры (гласные и согласные);

формировать навыки чтения слогов и целых слов по следам звуко-слогового

анализа;

развивать умение анализировать и синтезировать звуки и слоги, используя

наглядные следы.

Этапы и содержание занятий:

1.

Подготовительный этап (разминка)

Цель: подготовить слуховое восприятие, внимание и мотивацию.

Деятельность: игры на слух (слушаем, что услышали), музыкальные паузы,

«звуковые дорожки» (последовательности звуков без букв), пальчиковые упражнения на

ритм.

Материалы: карточки со знакомыми картинками, музыкальные дорожки, счетно-

ритмические палочки.

1.

Этап звуко-слогового анализа (основной)

Цель: научиться выделять звуки в слогах и соотносить их с буквами.

Деятельность: последовательное разбор слов на звуки и слоги с использованием

следов.

o

Вводное упражнение: «слушаем» единицу звука и показываем на «следе»

(например, след — это абзац, где обозначается первый звук, затем второй и т.д.).

o

Упражнение «след за следом»: педагог произносит слово вслух по звукам,

дети повторяют по звукам, кладут на стол маленькие «следы» (пятачки) для каждого

звука.

o

Упражнение на слоги: по каждому слову выделяем слоги, прикрепляем на

доске или флипчарте схему слога в виде «следа» (например, слог – это кусочек дорожки).

Техника: использовать цветовые следы для разных звуков (гласный — зеленый

след, согласный — синий). Это помогает визуализировать структуру слова.

Примеры слов для 6–7 лет: мама, папа, дом, кот, мед, луг, стул, книга.

1.

Этап формирования наглядного соответствия (буквы–звуки–слоги)

Цель: закрепить соответствие звука букве и формирование навыков чтения по

слогам.

Деятельность: игра «собери слово по следам». Дети получают набор буквенных

следов (буквы) и звуковые следы (звуки). Нужно сопоставить звуки со звуковыми следами

и собрать соответствующее слово.

Инструменты: наборы карточек с буквами, «следы» на бумаге (пометки цвета и

формы).

Упражнение на конструирование слов по слогам: “раздели на слоги — собери

слово” с использованием дорожек.

1.

Этап закрепления чтения по следам (смыкание чтения и письма)

Цель: перейти от чтения по слогам к чтению целых слов и простых предложений;

закрепить письмо по слогам.

Деятельность: чтение коротких текстов из 2–3 слов по слогам через дорожки, затем

написать слово под соответствующим следом.

Упражнения: диктовки коротких фрагментов с акцентом на последовательность

звуков и слогов; запись слов по слогам.

1.

Этап коррекции и поддержки отдельных детей

Индивидуальная работа над слабостями: трудности с формированием звукового

образа, недостаточная скорость анализа, трудности с письменной фиксацией.

Методы поддержки: повторение по индивидуальному темпу, упрощение слов,

выбор словарного запаса по интересам ребенка, использование дополнительных следов.

Методические принципы:

Плавное нарастание сложности: сначала работа с чистыми слогами (например, «ма-

ма», «па-па»), затем слова на 2–3 слога и простые фразы.

Визуализация: использование цветных следов, символов, схем слогов, чтобы дети

могли видеть структуру слова и связать звук с буквой.

Многоуровневость: комбинирование аудирования, произнесения, письма и чтения

для закрепления навыков.

Игровая форма: игровые задания удерживают мотивацию и делают обучение

интересным.

Индивидуальная дифференциация: задания подбираются по уровню развития

ребенка, обеспечивая доступность и вызов.

Пример занятий по серии занятий (неделя 1–2):

Урок 1: Введение в следы звуко-слогового анализа. Звуки и слоги. Сопоставление

звуков с цветными следами. Игры «собери слово по следам».

Урок 2: Практика распознавания слогов в словах. Разделение слов на слоги,

фиксация на следах. Повторение букв-звуков через карточки.

Урок 3: Чтение по слогам. Разбор слов на 2–3 слога, чтение по слогам вслух, затем

чтение вслух целого слова. Письменная фиксация каждого слога.

Урок 4: Письмо по слогам. Письменная практика: записывание слов по слогам на

бумаге через следы. Подбор слов по теме из интересов ребенка.

Контроль и оценка прогресса:

Наблюдение за темпом распознавания звуков и слогов, точностью соединения с

буквами.

Регулярная проверка навыков чтения по слогам на простых словах и коротких

фрагментах текста.

Фиксация улучшений в логах педагога и карточках прогресса ребенка.

Материалы и оборудование:

Цветные карточки-«следы» для звуков и слогов.

Карточки с буквами и набор букв (печатные и прописные).

Флипчарт, маркеры, бумага для схем слогов.

Игровые наборы для чтения по слогам (словарные карточки, планшеты с

рисунками).

Советы по адаптации под индивидуальные потребности:

Для детей с задержками в развитии речи увеличить количество повторений и

временного интервала между этапами.

Для детей с повышенным уровнем сложности можно вводить еще более длинные

слова и сложные слоги, а также работать с чтением небольших предложений по слогам.

Визуальные

подсказки

в

виде

цветов

и

symbol-иконок

помогут

детям

систематизировать материал.



В раздел образования