Напоминание

Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся в системе дополнительного образования из опыта работы учителя Кузяевой Э. Н. – педагога дополнительного образования МОУ СОШ №135 г. Перми.


Автор: Кузяева Эльвира Наильевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №135" г. Перми
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся в системе дополнительного образования из опыта работы учителя Кузяевой Э. Н. – педагога дополнительного образования МОУ СОШ №135 г. Перми.
Раздел: среднее образование





Назад




Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся в

системе дополнительного образования (из опыта работы учителя Кузяевой Э. Н. –

педагога дополнительного образования МОУ СОШ №135 г. Перми).

Я, на протяжении 35 лет являюсь руководителем детского школьного объединения

«Разноликая гитара». За это время появился накопленный и обобщенный опыт, достижения

и в то же время проблемы и сложности. Набор в коллектив происходил произвольно, без

особого отбора, мы принимаем в коллектив всех желающих от 8 до 18 лет, проживающих

на территории нашего микрорайона. Следовательно, уровень музыкальных, творческих,

интеллектуальных и других способностей учащихся очень разнообразен. К сожалению, в

последнее время появилась тенденция к снижению общего уровня развития детей.

Приходится работать с разной категорией учащихся: это и ученики из неблагополучных

семей, и учащиеся, попавшие в группу «риска», и дети с ослабленным здоровьем, и низким

уровнем развития, дети с особенностями здоровья ОВЗ.

Проблема, которая встает передо мной, как перед руководителем детского

объединения – как выровнять всех этих детей до определенного уровня и не упустить

способных и талантливых? У ряда учащихся пропали инициатива, интерес к занятиям,

креативность,

самостоятельность,

ответственность,

появились

меркантильность

и

ограниченность интересов. Тем более в связи с модернизацией образования вырисовалась

определенная картина нового обоснования образовательного процесса:

современное

качество образования выдвигает новые требования к личности:

- ответственность и инициативность;

- адаптивность к быстро меняющимся условиям;

- способность к множественным выборам;

- сформированность ценностей и основных социально значимых компетентностей; -

новый тип функциональной грамотности.

Считаю, что тьюторская позиция педагога помогает мне увидеть, различить задатки

детей

и

сфокусироваться

на

нужном

аспекте

в

роли

тьютора

в

развитии

индивидуальностей учащихся.

Одним из самых сложных моментов в работе над

выявлением тьюторских позиций был поиск

разнообразных и эффективных методов

воздействия на подопечных. Как показало время - это метод проектов. Здесь каждый

может проявить свои лучшие наклонности, умения, навыки и скорректировать то, что пока

не совсем идеально. В результате использования проектной методики я, наблюдая за

проектантами, вижу положительную динамику в их развитии. За 35лет 80 % выпускников

до сих пор активно музицируют, 2 юношей выпускают диски со своими песнями, около 40

человек являются авторами своих песен и стихов, 14 участников сами благополучно

играют в музыкальных группах, к сожалению, не являясь в них лидерами. Все без

исключения выпускники нашего клуба с благодарностью вспоминают о проведенных днях

и годах в этом объединении, все они успешные, яркие, разные личности с отлично

сформированными

коммуникативными

компетенциями,

умеющими

делать

выбор,

оценивать по достоинству свои и чужие возможности.

Целью данного сопровождения стало:

создание условий для самоопределения

учащихся и успешной адаптации их в социальной среде. Модель педагогической

поддержки направлена на оказание помощи и поддержки ребенку в индивидуальном

развитии, то есть в саморазвитии. Взрослый - посредник в ситуации развития

индивидуальности ребенка. Посредник - этот тот, кого «заботит" не передача знания

(истины) в какой- то завершенной форме, а та « забота», которую проявляет

человек по отношению к самому себе.

Результатом

данного сопровождения

должно стать изменение следующих

аспектов и описание системы средств, позволяющих эти изменения обосновать:

- повышение уровня самооценки,

- способствование самореализации учащихся,

- рост авторитета ребенка,

- организация внутригруппового сотрудничества и делового общения, станет ярче и

увереннее навык публичных выступлений;

- развитие музыкальных, творческих способностей каждого ученика: чувства ритма,

музыкального слуха, памяти, расширение музыкального кругозора, владения устной

и письменной речью, умения свободно владеть собой на сцене, петь, быть

грамотным аккомпаниатором;

- потребность в необходимости развития общеучебных навыков, следовательно, и

улучшение отношения к учебной деятельности и к школе в целом, ведение

здорового образа жизни.

Предполагаемый результат тьюторского сопровождения:

- достижение каждым учеником своего собственного образа

( личностного, профессионального и т. д.);

- определение своего образовательного пути, принятие ответственности за свое будущее

В своей работе я использовала методологию

ТЬЮТОРСКОГО СОПРВОЖДЕНИЯ:

условия избыточных ресурсов;

- ситуация выбора;

- рефлексия возможностей;

- проектирование вариантов использования возможностей в ресурсной среде.

Она выглядит следующим образом:

Используя

разные

формы,

ребята

пытаются

развивать

различные

компетенции. Формы деятельности: музыкальные гостиные для детей и взрослых,

выступления с благотворительными концертами в детских домах, интернатах, в

сельских школах и домах культуры Пермского края. А также участие каждого

тьюторируемого в общешкольных делах, акциях, концертах, научном обществе

учащихся и другое.

В

начале

учебного

года

8

учащихся,

из

числа

тьюторируемых,

проанализировали стартовые возможности организации своей деятельности, проведи

игру «Образовательная картография»,

заполнили свои карты

- маршруты

индивидуального развития на 2024 – 2025 учебный год, создали индивидуальную

образовательную программу на год, начали заполнять портфолио личных достижений

в ДШО «Клуба любителей гитары».

За истекшее время проведены первичные диагностики учащихся, составлен план

работы, прошла защита социальных проектов в стенах Рождественской школы

Нытвенского района, Карагайской средней школе№1, Антонятской средней школе

Карагайского района Пермского края, в Ергачинской школе Кунгурского района, а также

21 гостиных в стенах своей школы для учащихся 1 – 7 классов. Участники группы

провели круглый стол между учениками с отчетом за первое полугодие о проделанной

работе, о своих успехах и неудачах, о планах на будущее. По итогам вырисовался некий

рейтинг роста учащихся в группе:

0

2

4

6

8

10

12

Ряд 1

Ряд 1

По предварительным данным у большинства учащихся наблюдается рост в плане

коммуникативных компетенций, положительный сдвиг в отношении музыкальных

способностей в лучшую сторону.

Диагностика, используемая в ходе работы:

- Социометрические исследования в 2 группах,

- Тесты на определение лидерства, уровня самооценки, на уровень коммуникабельности;

- Мини – сочинения о роли каждого участника проекта (я – лидер, исполнитель, критик,

никто);

- Составлена карта изучения личностных качеств каждого проектанта;

- Проведены анкеты по изучению положения в классном коллективе, отношения с

родителями, отношения родителей к занятиям музыкой;

- Проводятся наблюдения за уровнем творческих способностей учащихся в течение

учебного года;

- Заполнение портфолио в бумажном и электронном варианте.

Предлагается в качестве инструментов тьюторского сопровождения:

- наблюдение,

- индивидуальные консультации для детей и родителей.

Критериями результата данного проекта являются: индивидуальные образовательные

карты, индивидуальные образовательные программы, порфолио достижений,

видеопортфолио

.

На протяжении многих лет моими помощниками в работе были выпускники клуба,

которые

могли

своей

активной

жизненной

позицией,

умениями

и

навыками,

приобретенными в течение всего периода обучения поделиться с нынешним поколением

кружковцев. Это своего рода тьюторство одного поколения над другим. Причем, это

проходило в неформальной обстановке через систему музыкальных гостиных, вечеров,

праздников, реализации совместных проектов, бесед. За время такого сопровождения, ряд

учащихся резко изменили свое отношение к занятиям в сторону позитивного, более

ответственного, заинтересованного (у 5 из 13), завязались дружеские связи между самими

тьюторами и их подопечными. Дети стали менее скованными в общении, толерантными,

ярче проявляли себя в групповой деятельности, менее эгоистичны, у некоторых повысилась

самооценка (у 6 из 13). Тьюторируемые смогли провести мастер – классы для детей,

желающих научиться играть на гитаре совершенно самостоятельно выбрав для себя

тематику произведений, ход мастер – класса, методику и способы работы с детьми разного

возраста в незнакомой обсановке.

Положительные моменты тьюторского сопровождения, которые я отмечаю у себя в

работе за этот год:

- учимся на своих ошибках;

- наблюдаем профессиональный рост каждого воспитанника;

- обогащаемся в плане накопления коммуникативных компетенций;

- объединяем два полюса: семья и школа;

- появляются возможности самореализации и у педагога, и у учащихся;

- есть стимул уважать себя и других через преодоление трудностей;

- карьерный рост педагога;

- нормализуется уровень самооценки;

- появляется умение рефлексировать себя и других.

Возможные негативные моменты тьюторского сопровождения:

- не становиться вечной нянькой для подопечного;

- не зацикливаться на данной теме всерьез.

Вначале каждого учебного года ученикам предлагается составить индивидуальную

карту образовательного маршрута с точным указанием времени, роли, места на каждом

из выбранных этапов. Один раз в четверть отслеживаются разные показатели развития

каждого ученика.

Приложение.

Общая структура примерной индивидуальной образовательной программы (программы развития ученика).

1.

Проблемы и цели.

2.

Краткая самохарактеристика.

3.

Задачи, которые я ставлю перед собой на этот учебный год.

4.

Рабочий индивидуальный учебный (образовательный) план.

5.

Личностные планы по отдельным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, внеурочным видам

деятельности

6.

Самовоспитание и проблема выбора.

7.

Планируемые результаты образования и самовоспитания, способы, формы их оценки (портфолио,

экзаменационные, четвертные, полугодовые итоги, результаты олимпиад, конкурсов, проекты, социальные

практики, профессиональные пробы)

8.

Реализация индивидуального учебного плана (ИУП). Отметка достигнутых результатов по реализации

программы.

«Хочу быть успешным» индивидуальный план развития ученика (цы) ____класса МАОУ СОШ

№135

Цель: развитие собственной творческой, самостоятельной, ответственной позиции и раскрытие её

индивидуальных особенностей; создание условий для самоопределения и самореализации.

Задачи программы:

- создание благоприятных условий для развития моего творческого потенциала, повышения

общественного и личностного статуса на основе знания моих индивидуальных способностей,

склонностей, потребностей;

- раскрытие своих творческих способностей путем освоения различных видов творческой деятельности,

проведение и участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, позволяющих мне

проявить свои способности;

- повышение своей познавательной активности;

- воспитание в себе гуманного, толерантного человека, сочетающего в себе: любовь ко всему живому,

милосердие, доброту, способность к сопереживанию;

- сохранение и укрепление своего здоровья.

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1 четверть.

2 четверть

3 четверть

4 четверть

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного

самосовершенствования.



В раздел образования