Напоминание

Как мелкая моторика ребенка связана с речью?


Автор: Будагян Галина Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Населённый пункт: п.Подкумок
Наименование материала: статья
Тема: Как мелкая моторика ребенка связана с речью?
Раздел: дополнительное образование





Назад




Как мелкая моторика ребенка связана с речью?

В.А. Сухомлинский считал, что развитие мелкой моторики рук

является одним из главных средств, творческого потенциала детей:

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Поэтому важным направлением в коррекционной работе с детьми

является развитие мелкой моторики. Тренировка движений пальцев и кистей

рук - это важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие ребенка,

способствующий улучшению артикуляционных движений.

Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим

работоспособность

коры

головного

мозга,

стимулирующим

развитие

мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения

ручной

деятельности

совершенствуются

познавательные

процессы:

дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются

наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные

сдвиги в выполнении умственных операций.

Мелкая моторика - это координация движений мелких мышц рук и

пальцев, которая тесно связана с развитием речи и мышления у детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

(далее

-

ОВЗ).

Занятия

бисероплетением являются эффективным способом развития этих навыков.

Бисероплетение - это творческий процесс, который: требует точных

движений пальцев, развивает пространственное мышление, формирует

усидчивость, способствует развитию воображения.

В отделении социальной реабилитации Краевого реабилитационного

центра

«Орленок»

на

занятиях

по

бисероплетению

дети

учатся координировать движения рук,

осваивают новые

термины и

понятия, обсуждают свои работы, развивая речевые навыки, следуют

инструкциям, улучшая слуховое восприятие.

Знакомясь с техникой бисероплетения, ребенок распределяет бусины

различной формы, диаметра и цвета, используя специальный ворсистый

коврик, чередуя цвет и форму. При этом, отрабатываются навыки сравнения.

На этапе нанизывания бусин на проволоку в работе задействованы обе руки:

большой и указательный палец правой держит проволоку, а указательный

палец левой руки придерживает бусинки.

Таким образом, занятия бисероплетением у детей с ОВЗ способствуют

не только развитию мелкой моторики рук, но и развитию творческого

воображения, эстетического вкуса; зрительного восприятия, мышления,

умения наблюдать, анализировать, запоминать; развитию конструктивных

способностей (работая по схеме, дети изменяют или дополняют ее);

обогащению словарного

запаса.



В раздел образования