Напоминание

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ОНР


Автор: Пиманова Екатерина Олеговна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ №54
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Статья
Тема: ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ

РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

(ОНР)

Развитие речи является одной из наиболее сложных и

многоаспектных задач в системе дошкольного образования, а для

детей с Общим недоразвитием речи (ОНР) эта задача приобретает

первостепенное коррекционное значение. ОНР, характеризующееся

комплексным нарушением всех компонентов речевой системы

(фонетико-фонематического, лексического, грамматического и

связного высказывания) при сохранном слухе и интеллекте, требует

применения специализированных, высокоэффективных методик.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, согласно культурно-

исторической теории Л.С. Выготского, является игра, что делает её

незаменимым средством в коррекционной работе. Особое внимание в

начальных этапах логопедической помощи следует уделять

развитию активной подражательной речи, которая служит мостом

между пониманием (импрессивной речью) и самостоятельным

речевым высказыванием (экспрессивной речью).

1. Понятие ОНР и специфика речевого дефицита у дошкольников

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это собирательный термин,

обозначающий системное недоразвитие фонетической, лексической и

грамматической сторон речи при нормальном понимании речи и

элементах нормальной или близкой к норме звуковой системы у детей

с нормальным слухом и интеллектом. В зависимости от степени

выраженности нарушений, выделяют три (а в некоторых

классификациях – четыре) уровня ОНР.

Для детей с ОНР характерны следующие особенности,

непосредственно влияющие на развитие речи:

Фонетико-фонематические нарушения: Замены, пропуски,

смешения звуков, сложности в различении фонем (сниженный

фонематический слух). Это затрудняет как восприятие, так и

воспроизведение речевых образцов.

Лексический дефицит: Бедный словарный запас, трудности в

подборе слов-названий, признаков и действий, а также

ограниченное понимание значений слов.

Грамматические трудности: Неправильное употребление

падежных окончаний, предлогов, родовых и числовых форм,

трудности в построении синтаксически правильных

предложений.

Недоразвитие связной речи: Неспособность строить логичные,

развернутые высказывания, трудности в пересказе, составлении

рассказа.

Активная подражательная речь на начальных этапах коррекции

играет роль «стартовой площадки». Она представляет собой

воспроизведение взрослым или сверстником речевого образца (звука,

слова, фразы, короткого предложения) без глубокого понимания всех

грамматических или лексических тонкостей, но с целью

автоматизации звуков и отработки артикуляционных укладов. У детей

с ОНР этот механизм часто нарушен из-за слабости фонематического

слуха и недостаточной сформированности речевого подражания.

2. Игра как ведущая деятельность и ее коррекционный потенциал

Согласно культурно-исторической теории, игра является ведущей

деятельностью дошкольника, в процессе которой формируются

основные психические новообразования, включая произвольность и

речь. В условиях коррекционной работы игра приобретает

дополнительные функции:

Мотивационная функция: Игра создает естественную,

позитивную мотивацию к речевому акту. Ребенок, увлеченный

сюжетом, менее сосредоточен на трудности воспроизведения

звука или слова, что снижает психологическое напряжение и

сопротивление.

Снятие барьеров: У детей с ОНР часто наблюдается речевое

негативизм, страх быть непонятым или осмеянным. Игровая

ситуация, особенно в малых группах или индивидуально,

позволяет обойти этот барьер, предоставляя безопасное

пространство для речевых экспериментов.

Интегративность: Игра позволяет объединить работу над

разными компонентами речи одновременно: проговаривание

звука (фонетика), называние персонажа (лексика), выполнение

действия (грамматика) и комментирование сюжета (связная

речь).

Наглядность и опора на действие: Игра, особенно с

предметами или игрушками, обеспечивает необходимую

наглядную опору. Ребенок может физически взаимодействовать

с объектом, который озвучивает, что облегчает процесс

запоминания и воспроизведения речевых единиц.

3. Роль игры в развитии активной подражательной речи

Развитие подражательной речи в коррекционной работе с детьми с

ОНР должно быть поэтапным и целенаправленным. Игра выступает

идеальным инструментом для реализации этой методики.

3.1. Этапы развития подражательной речи через игру:

Коррекционная работа строится от простого к сложному, и игра

сопровождает каждый этап:

Этап 1: Стимуляция слухового внимания и подражания

неречевым звукам: На этом этапе игра направлена на

фонетическое восприятие. Дети учатся слушать и

воспроизводить звуки окружающей среды, имитировать звуки

животных, транспорта, природные шумы (например, шум дождя,

завывание ветра).

o

Игровой прием: Дидактические игры «Угадай, кто сказал?»,

«Звуки вокруг нас». В игре «Поезд» дети имитируют звук

паровоза (ту-ту, чух-чух).

Этап 2: Развитие артикуляционной моторики через игровую

имитацию: Для правильного произношения необходимо

подготовить речевой аппарат.

o

Игровой прием: Пальчиковый театр и игры с предметами

становятся основой для артикуляционной гимнастики.

Кукла «Слоник» показывает, как вытягивается хобот

(упражнение «Трубочка»), кукла «Обезьянка» показывает,

как «жует» банан (движения челюстью). Подражание

движениям персонажа является более привлекательным,

чем механическое повторение упражнения.

Этап 3: Подражание изолированным звукам и

слогам: Начинается отработка звуков, нарушенных у ребенка.

o

Игровой прием: Игры, основанные на повторении. В игре

«Эхо» педагог произносит слог (например, «ма», «па»,

«са»), а ребенок-«эхо» повторяет. Если ребенок не может

повторить изолированный звук, вводится игровая ситуация,

где звук является частью сюжета (например, шипящий звук

вводится через игру «Змея шипит»).

Этап 4: Подражание словам и коротким фразам: Закрепление

правильного произношения и отработка интонации.

o

Игровой прием: Игры с настольным театром. Педагог

показывает игрушку (например, «Мяч»), проговаривает

слово четко, ребенок повторяет. Затем усложнение: «Дай

мяч» или «Мяч красный». Здесь подражание уже включает

грамматические элементы.

3.2. Стимуляция подражания в рамках сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра является высшей формой игровой

деятельности в дошкольном возрасте и наиболее мощным средством

развития активной речи.

Освоение ролевого диалога: В игре «Магазин» ребенок, играя

роль покупателя, вынужден имитировать речевые клише: «Дайте

мне, пожалуйста, яблоко», «Сколько стоит?». Педагог или

сверстник, играющий продавца, подает правильный речевой

образец, который ребенок стремится повторить для успешной

ролевой реализации.

Внедрение звукоподражательных элементов: В игре

«Ветеринарная клиника» дети лечат игрушки. Чтобы помочь

«больной собачке», ребенок должен воспроизвести звук,

который она издает, или слово, обозначающее ее состояние.

Подражание интонациям и темпу: Сюжеты, связанные с

эмоциями (например, «Сказка о сердитом волке» и «Веселом

зайце»), требуют от ребенка подражания различным

интонационным конструкциям. Это способствует развитию

просодической стороны речи.

4. Влияние игры на компоненты речи у детей с ОНР

Игра целенаправленно воздействует на все уровни речевой системы:

Фонетико-фонематическое развитие: Повторение слов и фраз

в игре помогает автоматизировать правильное произношение.

Если у ребенка нарушен звук [Ш], игра «Улитка ползет» (где

слово «улитка» проговаривается с акцентом на [Ш] – «Улишка

ползет») дает возможность многократно повторить целевой звук

в контексте, а не изолированно. Подражание интонациям

улучшает слуховое восприятие ударения и ритма.

Лексическое развитие: Введение новых слов происходит

нативно. Например, в игре «Собери урожай» ребенок не просто

называет фрукты, а имитирует действия с ними: «Срываю

яблоко», «Кладу в корзину». Это закрепляет глагольную лексику

и названия предметов в активном словаре.

Грамматический строй: Повторение фраз в игре способствует

бессознательному усвоению грамматических норм. Если в игре

«Строим башню» взрослый постоянно моделирует фразы с

предлогом «на» («Кубик кладем на башню», «Кукла

стоит на крыше»), ребенок постепенно начинает использовать

эту конструкцию подражательно, а затем и самостоятельно.

5. Методические рекомендации по использованию игры для

развития подражательной речи

Успех коррекционной работы зависит от методической грамотности

педагога и родителя.

Создание речевых ситуаций: Игра должна быть построена так,

чтобы речевая активность была не самоцелью,

а средством достижения игрового результата. Если ребенку

нужно попросить у взрослого нужную игрушку для сюжета, он

будет вынужден использовать подражательную речь.

Дозирование и усложнение: Начинать нужно с односложных

слов и звукоподражаний. Постепенно вводить слова из двух

слогов, затем короткие фразы (2-3 слова). Важно, чтобы

подражаемый образец был чуть сложнее текущего уровня

ребенка (принцип зоны ближайшего развития).

Приоритет положительного подкрепления: Любая, даже

самая неточная, попытка подражания должна быть немедленно

положительно оценена. Например: «Ты сказал почти как

паровоз! Давай еще раз попробуем вместе!». Негативная оценка

или исправление в момент подражания блокирует мотивацию.

Использование повторов и вариаций: Речевой материал

должен многократно повторяться, но в разных игровых

контекстах, чтобы избежать механического запоминания и

способствовать обобщению.

Роль взрослого как образца: Педагог или родитель должен

говорить четко, медленно, с четкой артикуляцией и выраженной

интонацией, чтобы упростить ребенку задачу подражания.

Желательно использовать крупные движения рук, которые могут

служить дополнительным моторным подкреплением для

речевых актов.

Применение дидактических игр: Дидактические игры

(например, с предметами, лото, картинками) обеспечивают

структурированное повторение. Например, в игре «Назови и

покажи» педагог показывает картинку, четко называет слово, а

ребенок повторяет, прежде чем найти такую же картинку.

5.1. Примеры игр, направленных на развитие подражательной

речи

«Кто что делает?» (для отработки глаголов):

o

Материал: Набор картинок или игрушек, изображающих

людей/животных в действии (мама моет, ребенок ест,

собака бежит).

o

Ход: Педагог показывает картинку и произносит действие

четко, выделяя глагол (например, «Мама моет!»). Ребенок

повторяет фразу, имитируя действие. Затем игрушки

используются в сюжетной игре, где ребенок должен

озвучивать действия других персонажей, подражая

образцу.

«Повтори за мной» (для отработки слоговой структуры):

o

Материал: Карточки с изображениями предметов,

имеющих сложную слоговую структуру (например,

«барабан», «самовар»).

o

Ход: Педагог медленно, четко проговаривает слово слог за

слогом («ба – ра – бан»). Ребенок повторяет. Затем слово

проговаривается в игровой форме, например, как стук

молотка или шаги робота.

«Веселые загадки» (для отработки звуков в словах):

o

Материал: Предметы или картинки, начинающиеся на

автоматизируемый звук (например, [С] – стол, суп, сок,

санки).

o

Ход: Педагог загадывает загадку, используя загадываемое

слово. Затем просит ребенка повторить слово несколько

раз, имитируя «волшебный звук».

6. Взаимодействие с родителями в развитии подражательной

речи

Поскольку игра является домашней деятельностью, вовлечение

родителей критически важно для закрепления навыков, полученных на

коррекционных занятиях.

Информирование о механизме: Родителям необходимо

объяснить, что активное подражание – это не речевой тупик, а

необходимый начальный этап для детей с ОНР.

Моделирование речи в быту: Рекомендация родителям

постоянно комментировать свои действия и действия ребенка,

используя максимально четкие, простые и полные речевые

образцы.

Использование бытовых предметов: Превращение рутинных

действий (одевание, умывание) в игры с подражанием речевым

образцам: «Снимаем шапку», «Я мою руки».

Использование игровых материалов: Рекомендации по

созданию простых игрушек для пальчикового театра или

использованию дидактических материалов, которые

применяются в логопедическом кабинете.

Заключение

Игра – это не просто форма досуга, а научно обоснованный,

эффективный и естественный метод коррекции и развития речи у

дошкольников с ОНР. Активная подражательная речь, являясь

переходным звеном, формируется наиболее успешно именно в

игровой деятельности, поскольку она снимает психологическое

напряжение, обеспечивает многократное повторение речевых

образцов в привлекательной форме и тесно связывает движения

(моторику) с речевыми центрами.

Систематическое применение игр, направленных на развитие

слухового внимания, артикуляционной моторики, звукоподражания, а

затем и целых слов и фраз, позволяет преодолеть речевой дефицит и

заложить прочную основу для формирования самостоятельной,

экспрессивной речи. Успех коррекционной работы с детьми с ОНР

через игру требует от педагога понимания возрастных особенностей,

методической грамотности и, что не менее важно, терпения и

искреннего вовлечения в игровой процесс.



В раздел образования