Автор: Пушкарева Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Долгопрудный средняя общеобразовательная школа № 9 МАОУ школа № 9
Населённый пункт: г.о. Долгопрудный, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации художественных работ в условиях детского сада.
Раздел: дошкольное образование
Особенности организации художественных работ в условиях детского сада.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом
возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с
радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный
окружающий мир. Задача педагога – научить манипулировать с разнообразными
по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы
изображения в изобразительном искусстве. Развитие экспериментальной
деятельности у детей дошкольного возраста осуществляется успешно в
специально организованном учебно-воспитательном процессе, построенной с
учетом комплекса следующих педагогических условий:
1. создание соответствующей образовательной среды, компоненты
которой должны обеспечивать возможность организации разнообразных
видов детской деятельности по экспериментированию в сочетании с
возможностью уединения; Такая среда привлекает детей, дает им
творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить,
сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования
ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта;
2. совокупность отношений участников образовательного процесса:
активизация детского познания, самостоятельности, инициативы
посредством использования разнообразных методов и приемов,
развивающего диалога, образовательных и проблемных ситуаций и т.п.;
3. наличие дидактических условий, необходимых для адекватного
протекания процесса экспериментирования:
-подбор или разработка специальных объектов для экспериментирования
(доступных, безопасных, наглядно представляющих основные явления и
закономерности мира, интересных современным дошкольникам, облагающих
представления в «зоне ближайшего развития»);
4. активизация позиции ребенка как субъекта экспериментальной деятельности:
усиление субъективной позиции ребенка познавательной деятельности это
достигается тем, что ребенок ставится в позицию учителя, учащегося и другого
(игрового персонажа)
Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей
дошкольного возраста О.В. Афанасьевой включает несколько этапов:
1. установление эмоционально – положительного контакта между
членами группы и пробуждение интереса дошкольников к
самостоятельному и совместному с партнерами экспериментированию;
2. обогащение опыта использования детьми различных разновидностей
экспериментирования: с водой, цветом, светом, воздухом, статическим
электричеством, техническими приспособлениями и т.д.;
3. приведение содержания экспериментирования в соответствие с
развивающимися интересами детей (взрослый, как полноправный член
нескольких групп, поддерживает интерес детей к экспериментированию при
помощи вопросов проблемно-поискового характера, ответственен за
пополнение центра экспериментирования новыми материалами,
соответствующими изменяющимся интересам дошкольника).
Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и
оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые
положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что,
образно говоря, группе разгорается настоящее пламя творчества, которое
завершается выставкой детских рисунков. Изобразительная деятельность с
применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у
ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия:
пространственной ориентировки на листе бумаги;
глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений, наблюдательности;
эстетического восприятия;
эмоциональной отзывчивости;
формируются навыки контроля и самоконтроля.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского
художественного экспериментирования – разнообразие и вариативность работы
с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые
и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания,
возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает мне не
допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку,
обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и
деятельности. Всякий раз я создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной
стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой –
искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка
положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Я стараюсь разнообразить и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет
на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать
материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать
готового решения. Обучение изобразительной деятельности строится с учетом
постепенно нарастания сложности материала. Развитие сюжета я начинаю с
предметных изображений: сначала отрабатываем все основные элементы
сюжетного рисунка, а затем – переходим к более сложным композициям. В
процессе обучения обращаю внимание ребят не только на изобразительные
умения и навыки, но и на выразительную сторону изобразительной
деятельности. Учим детей передавать форму и цвет предмета, композицию в
рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре.
При организации занятия, выборе материала и темы, я учитываю
индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них
изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа
проводится в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная
деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное
выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе
работы использую игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).
На занятиях по изобразительной деятельности по экспериментированию с
нетрадиционными материалами и использованием нетрадиционных техник
дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. В
процессе экспериментирования с различными материалами дошкольники
познают свойства различных материалов, возможности их преобразования и
использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у
детей:
закрепляются знания эталонов формы и цвета;
формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и
явлениях окружающей жизни.
Литература
1.
Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М. : Знание, 1980. – 96 с.
2.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками
по изобразительному искусству. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.
3.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.
– М., 1999. – 344 с.
4.
Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников. М. : Просвещение, 2006. – 192 с.
5.
Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное
воспитание. – 2006. - № 7.
6.
Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует
понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2.
7.
Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М. :
Педагогика, 1970. – 47 с.
8.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /
Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – М. : Просвещение,
1991. – 256 с.
9.
Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и
требования к обновлению содержания. // Дошкольное воспитание. – 1992.
- № 5 – 6.