Напоминание

Особенности организации художественных работ в условиях детского сада.


Автор: Пушкарева Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Долгопрудный средняя общеобразовательная школа № 9 МАОУ школа № 9
Населённый пункт: г.о. Долгопрудный, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации художественных работ в условиях детского сада.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности организации художественных работ в условиях детского сада.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом

возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с

радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный

окружающий мир. Задача педагога – научить манипулировать с разнообразными

по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы

изображения в изобразительном искусстве. Развитие экспериментальной

деятельности у детей дошкольного возраста осуществляется успешно в

специально организованном учебно-воспитательном процессе, построенной с

учетом комплекса следующих педагогических условий:

1. создание соответствующей образовательной среды, компоненты

которой должны обеспечивать возможность организации разнообразных

видов детской деятельности по экспериментированию в сочетании с

возможностью уединения; Такая среда привлекает детей, дает им

творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить,

сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования

ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта;

2. совокупность отношений участников образовательного процесса:

активизация детского познания, самостоятельности, инициативы

посредством использования разнообразных методов и приемов,

развивающего диалога, образовательных и проблемных ситуаций и т.п.;

3. наличие дидактических условий, необходимых для адекватного

протекания процесса экспериментирования:

-подбор или разработка специальных объектов для экспериментирования

(доступных, безопасных, наглядно представляющих основные явления и

закономерности мира, интересных современным дошкольникам, облагающих

представления в «зоне ближайшего развития»);

4. активизация позиции ребенка как субъекта экспериментальной деятельности:

усиление субъективной позиции ребенка познавательной деятельности это

достигается тем, что ребенок ставится в позицию учителя, учащегося и другого

(игрового персонажа)

Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей

дошкольного возраста О.В. Афанасьевой включает несколько этапов:

1. установление эмоционально – положительного контакта между

членами группы и пробуждение интереса дошкольников к

самостоятельному и совместному с партнерами экспериментированию;

2. обогащение опыта использования детьми различных разновидностей

экспериментирования: с водой, цветом, светом, воздухом, статическим

электричеством, техническими приспособлениями и т.д.;

3. приведение содержания экспериментирования в соответствие с

развивающимися интересами детей (взрослый, как полноправный член

нескольких групп, поддерживает интерес детей к экспериментированию при

помощи вопросов проблемно-поискового характера, ответственен за

пополнение центра экспериментирования новыми материалами,

соответствующими изменяющимся интересам дошкольника).

Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и

оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые

положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо

знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей

непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что,

образно говоря, группе разгорается настоящее пламя творчества, которое

завершается выставкой детских рисунков. Изобразительная деятельность с

применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у

ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия:

пространственной ориентировки на листе бумаги;

глазомера и зрительного восприятия;

внимания и усидчивости;

изобразительных навыков и умений, наблюдательности;

эстетического восприятия;

эмоциональной отзывчивости;

формируются навыки контроля и самоконтроля.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского

художественного экспериментирования – разнообразие и вариативность работы

с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые

и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания,

возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает мне не

допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку,

обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и

деятельности. Всякий раз я создаю новую ситуацию так, чтобы дети, с одной

стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой –

искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка

положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Я стараюсь разнообразить и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет

на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать

материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать

готового решения. Обучение изобразительной деятельности строится с учетом

постепенно нарастания сложности материала. Развитие сюжета я начинаю с

предметных изображений: сначала отрабатываем все основные элементы

сюжетного рисунка, а затем – переходим к более сложным композициям. В

процессе обучения обращаю внимание ребят не только на изобразительные

умения и навыки, но и на выразительную сторону изобразительной

деятельности. Учим детей передавать форму и цвет предмета, композицию в

рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре.

При организации занятия, выборе материала и темы, я учитываю

индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них

изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа

проводится в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная

деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное

выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе

работы использую игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).

На занятиях по изобразительной деятельности по экспериментированию с

нетрадиционными материалами и использованием нетрадиционных техник

дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. В

процессе экспериментирования с различными материалами дошкольники

познают свойства различных материалов, возможности их преобразования и

использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у

детей:

закрепляются знания эталонов формы и цвета;

формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и

явлениях окружающей жизни.

Литература

1.

Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М. : Знание, 1980. – 96 с.

2.

Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками

по изобразительному искусству. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.

3.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.

– М., 1999. – 344 с.

4.

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие

дошкольников. М. : Просвещение, 2006. – 192 с.

5.

Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное

воспитание. – 2006. - № 7.

6.

Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует

понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2.

7.

Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М. :

Педагогика, 1970. – 47 с.

8.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /

Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – М. : Просвещение,

1991. – 256 с.

9.

Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и

требования к обновлению содержания. // Дошкольное воспитание. – 1992.

- № 5 – 6.



В раздел образования