Напоминание

Использование художественного слова в экологическом воспитании детей дошкольного возраста


Автор: Кулинкина Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Долгопрудный средняя общеобразовательная школа № 9 МАОУ школа № 9
Населённый пункт: г.о. Долгопрудный, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование художественного слова в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование художественного слова в экологическом

воспитании детей дошкольного возраста

V

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры

личности. В этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о

природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы

дети

получали

достоверные

знания

и

представления,

приобретали

навыки

доброжелательного отношения к природе. Экологические знания, полученные в

детстве,

помогут

ребёнку

ориентироваться

в

окружающей

действительности,

правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к

природе, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю

жизнь и часто влияют на отношения человека к природе своего края.

Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению

детей дошкольного возраста. Одна из задач экологического воспитания состоит в том,

чтобы дать детям возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в

природе, научить каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир.

Важную роль в экологическом воспитании играет художественное слово. Сила

образов художественной литературы состоит в том, что они обращены не только к

нашему разуму, но и к чувствам. Мир литературы нас вдохновляет, вызывает подъём,

открывает красоту окружающего нас мира, природы. Через искусство слова дети

познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.

Привлекая внимание к птичьим голосам, к следам животных, к изменениям,

которые происходят в лесу, на лугу, на реке в разную погоду, в разное время года,

необходимо использовать художественное слово, которое поможет научить детей не

только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать

некоторые происходящие в ней явления. Расскажите детям, что в природе всё живое, и

у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек

- это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе,

любить её, и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и птицы, и животные будут

раскрывать человеку свои тайны.

Художественное слово способствует усвоению детьми новых образов сезонных

изменений в природе. Именно слово позволяет ребёнку вступить в сферу познания

взаимосвязей окружающего мира. Дети способны видеть, понимать и чувствовать

природу, а мы — взрослые — должны только помочь им. Интересные наблюдения,

увлекательные экскурсии и прогулки в природу, как бы хорошо они ни были

поставлены воспитателем, всё-таки не позволят детям обойтись без чтения книг.

Живая интересная книга, научно правильно освещающая жизнь природы, её

отдельные явления, а также деятельность человека, преобразующего природу,

совершенно необходима, чтобы в одном случае пробудить интерес у детей к

природным явлениям, в другом случае, наоборот, углубить интерес, возникший у

ребёнка в процессе живого общения с природой, расширить знания и представления

дошкольников. Исходя из этого, решили создать эко-библиотеку, в которой собраны

разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, литература известных

детских писателей-природоведов. Детская литература поможет закрепить у детей те

знания, которые они не могли увидеть сами в природе. Например, как выводятся

лягушки, как появляются бабочки и так далее. В таких случаях на помощь и приходит

детская литература, но выставлять её нужно в эко-библиотеке не всю сразу, а

периодично менять. В свободное время дети самостоятельно будут рассматривать

иллюстрации в книгах и у них возникнут вопросы, на которые воспитатель даст

ответы.

Произведения и отрывки из них наших поэтов, которые любят русскую

природу, просто и правдиво рисуют картины её и учат не только любоваться

природой, но и видеть такие явления, по которым часто поверхностно скользит наш

взор, видеть на первый взгляд незаметное в природе, но помогающее нам раскрывать

некоторые её тайны.

Многие стихотворения русских поэтов передают художественные образы

знакомых детям растений, животных, явлений природы. Наблюдая с детьми за

погодой, за живой природой, можно предложить им отгадать загадки о ромашке,

колокольчиках, одуванчике, дожде, солнце и др., побуждающие дошкольников к

размышлению, к применению ранее приобретенного опыта в новых ситуациях.

Организовать развлечение «Бал цветов», дети читают стихотворения о цветах В.

Суслова «Маки», О. Высотской «Одуванчик», Н. Саконской «Василёк», Е. Серовой

«Гвоздика» и рассказывают, где растут эти цветы и какие у них достоинства, опираясь

на свой опыт или с помощью воспитателя. По ситуации и к месту хорошо загадать

загадки о деревьях: берёзе, осине, лиственнице и др., стихи-загадки развивают у детей

воображение, смекалку, умение сравнивать, сопоставлять и запоминать. Например,

воспитатель обращает внимание детей на красоту берёз - свисающие ветки, белые

стволы, нежную зелень распускающейся листвы или, стоя под берёзой, загадывает

детям загадки, говорит пословицы, читает стихотворение В. Рождественского

«Берёзка». И все вместе водят хоровод под песню «Во поле берёза стояла...». Летом в

тёплую погоду можно провеети праздник с экологическим содержанием «Люблю

берёзку русскую».

аз,

Согласно новым федеральным государственным требованиям к структуре

основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее

реализации, одним из ведущих приоритетов в работе является интегрированный

подход.

Специфика

модели

интеграции

осуществляется

во

всех

других

образовательных областях. В качестве основных методов работы с художественным

словом

предлагается

чтение

художественной

литературы,

театрализованная

деятельность, применение разыгрывания (драматизации) отдельных сюжетов по

произведениям,

продуктивных

методов

(рисование,

лепка,

конструирование,

аппликация),

дети

играют,

слушают

музыку,

знакомятся

с

литературными

произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы, вместе с воспитателем создают к

ним иллюстрации. Прослушивание литературных произведений, точно подобранных

объектов наблюдений, позволяет детям угадывать растения и уточнять их основные

характеристики.

Работу с литературными произведениями можно начать с чтения произведений

Е.И. Чарушина. Это большой любитель и знаток природы, писатель и художник

одновременно. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание

авторских иллюстраций, затем изобразительная деятельность детей помогут лучше

понять мир природы.

В непринуждённой обстановке прочитать воспитанникам произведения В.В.

Бианки, связывая их с различными наблюдениями в природе. Например, наблюдения

за разными насекомыми дают повод прочитать воспитанникам «Приключение

муравьишки», а сказка «Чей нос лучше?» будет способствовать пробуждению у детей

интереса к ротовому аппарату разных животных, поможет обратить их внимание на то,

кто как ест, кто помогает себе лапами, а кто нет. В сказке В. Бианки «Сова» доступно

представлены взаимосвязь человека с природой, цепи питания в экосистеме. Эту

сказку можно разыграть в виде спектакля. Сюжеты произведений В.В. Бианки

доступны и привлекательны для детей, достоверно отражают экологическую

специфику природных явлений, учат детей быть наблюдательными, с любовью

относиться ко всему, что существует и живет рядом. Воспитатель предлагает детям

рисовать иллюстрации к прочитанным рассказам и сказкам, собирает готовые рисунки

в книжечки, по которым дети составляют рассказы о природе. Неоднократно все

вместе рассматривают книгу о животных,

•ь

созданную коллективными усилиями.

После многократных наблюдений за солнцем можно сделать вывод, что осенью

путь солнца короче. Когда дети выходят на вечернюю прогулку, уже темно. День

уменьшается. Можно детям прочитать отрывок из произведения А.С. Пушкина.

Ребёнок легко запоминает отрывок, так как он сам видит на прогулках то, о чём

говорится в стихотворении.

Побывав с детьми в парке, можно полюбоваться его красотой. А потом

предложить детям отправиться на прогулку в воображаемый осенний лес. Они

описывают деревья с пожелтевшими листьями на ветках, пожелтевшую траву. Можно

предложить детям подумать, почему листва кажется на солнце золотой. Оказывается,

это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и дарит им своё золотое тепло,

отчего она становится золотой. И прочитать детям стихотворение Ф. Тютчева

«Осень».

Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы,

поможет созданию ярких образов, обогатит словарь детей. Во время снегопада можно

прочитать детям стихотворение И. Сурикова «Зима». При наблюдении за снежинками

можно прочитать стихотворение К. Бальмонта «Снежинка». Во время расчистки снега

на прогулке хорошо прочитать детям стихотворение М. Познанской «Снег идёт».

Прежде чем учить с детьми стихотворение С. Есенина «Белая берёза», рассмотрите на

прогулке берёзу, сравните несколько берёз, и вы увидите, что нет ни одной

одинаковой белоствольной красавицы - все они разные. Каждая берёза по- своему

прекрасна. Расскажите детям, что белая бахрома бывает на веточках в морозный день,

и прочитайте стихотворение. Стоя в зимний вечер с детьми у окна прочитайте

стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», сравните слова в стихотворении с

реальной жизнью.

Весной, пробуждается природа, обращайте внимание детей на изменения,

которые происходят в природе: тает снег, бегут ручьи, первый дождь, появление

первой травки, насекомых. А если вы ещё при наблюдениях будете использовать

художественное слово, это надолго останется в памяти детей, так как художественное

описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие

детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. Так, например, прочитав стихотворение

Е. Серовой «Одуванчик», дети на прогулке с интересом рассматривают

цветок и сами замечают изменения в нем. После проведённых наблюдений за

ростом и созреванием земляники в старших группах хорошо выучить с

детьми стихотворение Е. Трутневой «Земляника». Или после сбора с детьми

to

грибов напомнить им стихотворение Е. Трутневой «Грибы», в котором дано яркое

описание грибов и показана связь их названий с местонахождением.

Летом можно провести наблюдение за радугой. Дети легче усвоят её основные

цвета. Предложите детям представить, что мир вдруг потерял своё разноцветие и

окрасился в серый скучный цвет. Какое бы тогда было у всех настроение? Предложите

детям побывать в воображаемом дворце, где живёт царица Радуга. Расскажите детям,

что все радужные дуги разного цвета, имеют форму полукруга и неодинаковую длину,

что радугу в древности называли мостом между небом и землёй. Прочитайте детям

сказку

Н.

Абрамцевой «Радуга».

Для

воспитания

экологической

культуры

у

дошкольников

необходимо

сотрудничество и тесное взаимодействие детского сада с семьей, так как для ребёнка-

дошкольника большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека.

Поэтому педагогу необходимо донести до родителей, что, разговаривая с детьми о

природе, маленького человечка необходимо удивлять, пробуждать в нем чувства

любви к природе, к родному краю, к растениям и животным, нас окружающим.

Ведь только в семье возможно подарить детям радость выбегать босиком из

дома на траву, бродить по чистому, живому, любимому лесу, строить шалаши в кустах

на краю огорода, есть все, что в изобилии растет и зреет на деревьях и грядках, -

словом,

жить

по-настоящему

красиво,

потому

что

вокруг

действительно

пронзительная красота: эти склоны, этот лес, это небо. Родители могут знакомить

детей с отличительными признаками растительного и животного мира посредством

познавательных бесед, проблемных ситуаций, прогулок, используя литературные

произведения и художественное слово.

Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями

и деятельностью детей в природе поможет воспитать у дошкольников внимание и

интерес к окружающей их природе, развить творческое воображение, фантазию, полёт

мысли, создать основу для глубокого понимания ими родной природы, любви к ней.

Литература

1. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры

дошкольников: планирование, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2008»- 271 с.

2. Масленникова. О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском

саду. - Волгоград: Учитель, 2009. - 232 с.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа

с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского

сада. - М.: Просвещение, 2001. - 208 с.



В раздел образования