Напоминание

Стили семейного воспитания


Автор: Медведева Вера Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: Ставропольский край, пос.Подкумок, ул.Железнодорожная 63
Наименование материала: Статья
Тема: Стили семейного воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания - это модели поведения родителей,

которые влияют на воспитание личности ребенка. Они различаются по

уровню контроля, эмоциональной поддержке и требованию к ребенку.

Основные

стили

семейного

воспитания:

авторитарный

(жесткий

контроль,

высокие

требования,

минимум

свободы);

демократический

(авторитетный) стиль (баланс контроля и поддержки, учет мнения ребенка);

либеральный

(попустительский)

стиль

(минимум

запретов,

максимум

свободы, слабый контроль); индифферентный (гипоопекающий) стиль

(родители эмоционально отстранены, не интересуются жизнью ребенка);

гиперопекающий

стиль

(чрезмерная

забота,

тотальный

контроль,

ограничение самостоятельности).

В воспитании ребенка наиболее благоприятный - демократический

стиль, так как он сочетает разумные границы с поддержкой и уважением к

личности ребенка. Однако в воспитании важно учитывать индивидуальные

особенности детей и ситуацию.

На формирование моделей детско-родительских взаимоотношений и

типов воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

влияет характер и степень выраженности нарушений у ребенка, личностные

особенности и ценностные ориентации родителей, социальная среда и

условия, в которых родители реализуют воспитательные задачи.

Воспитание в семье можно охарактеризовать следующим образом:

сколько требований к ребенку предъявляют родители, как его поощряют или

наказывают,

что

ему

разрешают

или

запрещают.

Одной

из

таких

характеристик является уровень опеки. Он показывает, сколько сил,

внимания, времени уделяют родители ребенку.

Педагоги-психологи

отделения

психолого-педагогической

помощи

Краевого реабилитационного центра «Орленок», работая с семьями детей-

инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, наиболее

часто сталкиваются с гиперопекающим стилем воспитания. Гиперопека у

таких семей часто возникает из-за страха, повышенной тревожности, чувства

вины, хронического стресса и желания защитить ребенка. Однако, она может

серьезно ограничивать развитие ребенка, создавать трудности в социальной

адаптации,

приводить

к

эмоциональному

выгоранию

родителей

и

дисфункциям в семье.

Основной

задачей

педагогов-психологов

является

объяснение родителям возрастных потребностей детей в самостоятельности,

принятии решений, социальных контактах, праве на ошибку.

Специалисты информируют родителей о реальных возможностях и

потенциале ребенка, часто родители которых недооценивают из-за страха;

обсуждают долгосрочные последствия гиперопеки для ребенка; обучают

родителей навыкам поощрения самостоятельности ребенка, необходимости

привлечения к домашним делам, к посильной уборки комнаты, уборкой за

собой, уходом за животными. Ребенок должен чувствовать, что семья - это

опора и основной источник жизненных сил, надежды и веры в достижение

намеченной цели.

Таким образом, работа с гиперопекой в семьях - это длительный

процесс, требующий терпения, деликатности и гибкости. Основной целью

данной работы является - помочь семье найти баланс между необходимой

заботой о ребенке и поддержанием его развития, автономии, а также

благополучия всех членов семьи. Успех работы во многом зависит от

установления

доверительных

отношений,

совместной

постановки

реалистичных целей и последовательной, поддерживающей работы над их

достижением.



В раздел образования