Автор: Медведева Вера Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ СО КРЦ "Орлёнок"
Населённый пункт: Ставропольский край, пос.Подкумок, ул.Железнодорожная 63
Наименование материала: Статья
Тема: Стили семейного воспитания
Раздел: дошкольное образование
Стили семейного воспитания
Стили семейного воспитания - это модели поведения родителей,
которые влияют на воспитание личности ребенка. Они различаются по
уровню контроля, эмоциональной поддержке и требованию к ребенку.
Основные
стили
семейного
воспитания:
авторитарный
(жесткий
контроль,
высокие
требования,
минимум
свободы);
демократический
(авторитетный) стиль (баланс контроля и поддержки, учет мнения ребенка);
либеральный
(попустительский)
стиль
(минимум
запретов,
максимум
свободы, слабый контроль); индифферентный (гипоопекающий) стиль
(родители эмоционально отстранены, не интересуются жизнью ребенка);
гиперопекающий
стиль
(чрезмерная
забота,
тотальный
контроль,
ограничение самостоятельности).
В воспитании ребенка наиболее благоприятный - демократический
стиль, так как он сочетает разумные границы с поддержкой и уважением к
личности ребенка. Однако в воспитании важно учитывать индивидуальные
особенности детей и ситуацию.
На формирование моделей детско-родительских взаимоотношений и
типов воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
влияет характер и степень выраженности нарушений у ребенка, личностные
особенности и ценностные ориентации родителей, социальная среда и
условия, в которых родители реализуют воспитательные задачи.
Воспитание в семье можно охарактеризовать следующим образом:
сколько требований к ребенку предъявляют родители, как его поощряют или
наказывают,
что
ему
разрешают
или
запрещают.
Одной
из
таких
характеристик является уровень опеки. Он показывает, сколько сил,
внимания, времени уделяют родители ребенку.
Педагоги-психологи
отделения
психолого-педагогической
помощи
Краевого реабилитационного центра «Орленок», работая с семьями детей-
инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, наиболее
часто сталкиваются с гиперопекающим стилем воспитания. Гиперопека у
таких семей часто возникает из-за страха, повышенной тревожности, чувства
вины, хронического стресса и желания защитить ребенка. Однако, она может
серьезно ограничивать развитие ребенка, создавать трудности в социальной
адаптации,
приводить
к
эмоциональному
выгоранию
родителей
и
дисфункциям в семье.
Основной
задачей
педагогов-психологов
является
объяснение родителям возрастных потребностей детей в самостоятельности,
принятии решений, социальных контактах, праве на ошибку.
Специалисты информируют родителей о реальных возможностях и
потенциале ребенка, часто родители которых недооценивают из-за страха;
обсуждают долгосрочные последствия гиперопеки для ребенка; обучают
родителей навыкам поощрения самостоятельности ребенка, необходимости
привлечения к домашним делам, к посильной уборки комнаты, уборкой за
собой, уходом за животными. Ребенок должен чувствовать, что семья - это
опора и основной источник жизненных сил, надежды и веры в достижение
намеченной цели.
Таким образом, работа с гиперопекой в семьях - это длительный
процесс, требующий терпения, деликатности и гибкости. Основной целью
данной работы является - помочь семье найти баланс между необходимой
заботой о ребенке и поддержанием его развития, автономии, а также
благополучия всех членов семьи. Успех работы во многом зависит от
установления
доверительных
отношений,
совместной
постановки
реалистичных целей и последовательной, поддерживающей работы над их
достижением.