Напоминание

Влияние пластилинографии на развитие детей в пяти образовательных сферах


Автор: Беляева Вероника Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №429
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Пластилинография
Тема: Влияние пластилинографии на развитие детей в пяти образовательных сферах
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние пластилинографии на развитие детей в пяти образовательных

сферах

Пластилин — это не просто материал для лепки, а мощный инструмент

развития, который в умелых руках педагога может раскрыть потенциал

ребенка в самых разных направлениях.

Пластилинография — современная нетрадиционная техника

изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании

лепной картины с изображением полуобъёмных объектов на горизонтальной

поверхности. Данная техника интегрирует в себе несколько образовательных

областей, обеспечивая разностороннее развитие ребенка-дошкольника .

Социально-коммуникативное развитие

Пластилинография эффективно способствует социально-коммуникативному

становлению личности ребенка:

· Формирование личностных качеств: В процессе кропотливой работы у

детей воспитываются такие важные качества, как усидчивость, терпение,

аккуратность, самостоятельность и умение доводить начатое дело до конца .

Ребенок испытывает удовлетворение от самостоятельно достигнутого

результата, что укрепляет его веру в собственные силы.

· Развитие навыков сотрудничества: Создание коллективных композиций

(например, "Аквариум", "Чудо-дерево", "Вкусный компот") учит детей

взаимодействию со сверстниками, распределению обязанностей,

планированию совместной деятельности и чувству ответственности перед

коллективом . Совместное творчество помогает установить

доброжелательные взаимоотношения, облегчает процесс общения .

· Воспитание эмоциональной отзывчивости: Через создание образов,

связанных с тематикой праздников, природой или любимыми сказочными

персонажами, дети учатся эмоционально реагировать на произведения

искусства, проявлять сочувствие, доброту . Игровые ситуации, используемые

на занятиях ("помоги зверушкам", "подарок для мамы"), стимулируют

нравственное развитие.

Художественно-эстетическое развитие

Как вид изобразительной деятельности, пластилинография напрямую связана

с художественно-эстетическим развитием:

· Формирование эстетического вкуса и чувства гармонии: Дети знакомятся с

законами цветоведения и композиции, учатся подбирать цвета, создавать

плавные переходы между оттенками путем смешивания разных цветов

пластилина . Они приобретают опыт эстетической оценки своих работ и

произведений других.

· Развитие творческих способностей и воображения: Техника

пластилинографии предоставляет широкий простор для детской фантазии.

Ребенок не просто копирует готовый образец, а создает уникальное

изображение, выражая свое личное отношение к изображаемому объекту .

Дети экспериментируют с материалами, техниками и способами

изображения.

· Приобщение к миру искусства: Создавая картины из пластилина, дети

осваивают основы декоративно-прикладного искусства, знакомятся с

понятиями "барельеф", "горельеф", "контррельеф" при использовании

фактурной техники . Пластилинография позволяет им почувствовать себя

настоящими художниками.

Физическое развитие

Занятия пластилинографией оказывают значительное влияние на развитие

моторной сферы ребенка:

· Развитие мелкой моторики и координации: Систематическая работа с

пластилином (разминание, скатывание, размазывание) укрепляет мышцы

кистей рук, повышает гибкость и точность движений пальцев . Это мощное

средство повышения работоспособности коры головного мозга .

· Формирование зрительно-моторной координации: При создании

пластилиновой картины у ребенка развивается согласованность действий

глаз и рук, что является важной предпосылкой для успешного овладения

учебными навыками, особенно письмом .

· Сохранение физического и психического здоровья: Работа с пластилином

способствует снятию мышечного напряжения, расслаблению, избавлению от

тревог, страхов и зажимов . Это своего рода арт-терапия, позволяющая

выразить и трансформировать негативные эмоции.

Развитие речи

Пластилинография косвенным, но эффективным образом стимулирует

речевое развитие дошкольников:

· Активизация речевой деятельности: Развитие мелкой моторики через лепку

оказывает стимулирующее влияние на речевые центры головного мозга . У

детей улучшается артикуляция, звукопроизношение, увеличивается

словарный запас.

· Обогащение словаря и развитие связной речи: В процессе обыгрывания

сюжета картины и обсуждения готовой работы дети учатся точно

формулировать свои мысли, использовать в речи образные выражения .

Педагог побуждает их к монологу и диалогу, что развивает

коммуникативные способности.

· Стимулирование словесного творчества: На занятиях по пластилинографии

часто используются стихи, загадки, небольшие истории, которые дети затем

воплощают в пластилине, либо сами сочиняют рассказы по своим

выполненным работам . Это развивает словесное творчество и образное

мышление.

Познавательное развитие

Пластилинография создает богатые возможности для познавательного

развития детей:

· Расширение знаний об окружающем мире: Создавая пластилиновые

картины на темы природы, животных, времен года, дети закрепляют и

углубляют свои представления о действительности, устанавливают

причинно-следственные связи между явлениями .

· Развитие психических процессов: Занятия пластилинографией

способствуют активизации внимания, зрительной и тактильной памяти,

наглядно-образного и логического мышления . Ребенок учится

анализировать, сравнивать, обобщать.

· Формирование пространственных представлений: В процессе работы над

композицией дети осваивают ориентировку на плоскости листа (центр, верх,

низ, правая и левая стороны), понимание пропорций и перспективы .

· Стимулирование познавательного интереса: Необычность техники и

разнообразие материалов вызывают у детей живой интерес к экспериментам,

поиску новых решений, исследовательской деятельности .

Практические рекомендации по организации занятий

Для максимальной эффективности занятий пластилинографией следует

учитывать следующие моменты:

1. Учет возрастных особенностей: В младшем дошкольном возрасте начинать

с простейших приемов (размазывание, надавливание) и сюжетов с крупными

деталями ("Солнышко", "Цветы на траве"). Старшим дошкольникам

предлагать более сложные техники (контурная, витражная, многослойная

пластилинография) и сюжеты ("Натюрморт из фруктов", "Обитатели

зоопарка") .

2. Создание условий для творчества: Обеспечить качественными

материалами (пластилин ярких цветов, плотный картон, стеки, природные и

бросовые материалы для декорирования) .

3. Индивидуальный подход: Особенно важен при работе с детьми с ОВЗ,

учитывая их специфические потребности и возможности .

4. Использование игровых приемов и художественного слова: Для

поддержания интереса и стимулирования творческой активности .

5. Интеграция с другими образовательными областями: Темы для

пластилинографии следует подбирать в соответствии с изучаемыми

лексическими темами, что способствует целостному восприятию мира .

Заключение

Пластилинография является эффективным средством интеграции

образовательных областей в дошкольном образовании. Ее систематическое и

целенаправленное использование в педагогическом процессе не только

совершенствует изобразительные умения и навыки детей, но и вносит

значительный вклад в их разностороннее развитие, формируя предпосылки

для успешного обучения в школе.

Благодаря своей доступности, наглядности и эмоциональной

привлекательности для детей, пластилинография заслуживает широкого

применения в практике дошкольных образовательных организаций как

современная, эффективная технология развития ребенка.



В раздел образования