Автор: Исхакова Евгения Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236
Населённый пункт: Москва Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика проведения занятия развитию речи "Составление рассказов по сюжетным картинкам "Мы идем в театр". Подготовительная к школе группа.
Раздел: дошкольное образование
Методика проведения занятия развитию речи «Составление рассказов
по сюжетным картинкам «Мы идем в театр».
Подготовительная к школе группа.
Методика проведения занятия по развитию речи: «Составление рассказов по
сюжетным картинкам: «Мы идём в театр» для подготовительной к школе
группы
Цель занятия
Развивать умение строить связные высказывания и небольшие истории
по наглядной сюжетной картинке.
Обогащать словарь, активизировать лексико-грамматические средства
речи (такие как части речи, связующие слова, временные и причинно-
следственные союзы).
Формировать умение поддерживать тему разговора, задавать вопросы и
давать на них ответы.
Развивать произношение, интонацию, выразительность речи.
Возраст и группа
Подготовительная к школе, 6–7 лет. Группа инклюзивная: при
необходимости адаптация материалов и темпа.
Количество участников и длительность
12–15 детей, 30 минут.
Материалы
Набор сюжетных картинок на тему театра (группа персонажей, сцена,
декорации, зрители, элементы сценария: покупка билета, вход в театр,
просмотр спектакля, выход).
Лепящиеся карточки с простыми словами и яркими изображениями.
План-схема или карта сказки на фланелеграфе.
Ластики, карандаши, фломастеры, листы бумаги.
Текстовые подсказки на карточках: вопросы к картинке, временные
слова: сначала, потом, затем, после этого, в конце.
Наградной стикер за участие.
Этапы занятия
1.
Организационный момент (5 минут)
Приветствие, настрой на занятие.
Кратко объяснить цель и правила взаимодействия: можно говорить по
порядку, слушать товарища, использовать подсказки.
1.
Введение в тему и разминка речи (5 минут)
Показываем первую сюжетную картинку: "Мы идём в театр" (приход в
театр, покупка билета, выбор места).
Вопросы-разминки к картинке: "Кто на изображении?", "Что они
делают?", "К куда они идут?".
Пример фрагмента рассказа от учителя с выразительной интонацией,
показывая, как можно строить предложение: "Сначала они подошли к кассе.
Они купили билеты. Потом они шли в зал и нашли свои места."
1.
Работа по картинкам и развивающая речь (20 минут)
Разделение на группы по 3–4 ребенка или индивидуальная работа в
зависимости от возможностей.
Задача: выбрать одну сюжетообразующую картинку и составить мини-
рассказ по ней. Варианты:
o
Картинка 1: Покупка билета.
o
Картинка 2: Вход в театр и поиск места.
o
Картинка 3: Зрительный зал, ожидание начала спектакля.
o
Картинка 4: Начало спектакля.
Алгоритм работы:
o
Шаг 1: Название картинки и ключевые слова (кто, что, где,
когда).
o
Шаг 2: Построение простого предложений: «Это ...» / «Они
идут ...» / «Сначала ... потом ...».
o
Шаг 3: Постепенное добавление связующих слов: потому что,
затем, после этого, в конце.
o
Шаг 4: Сверка с учителем: учитель корректирует речь, объясняет
трудности, предлагает варианты формулировок.
Поддерживающие карточки: на каждом столе лежат карточки со
словами-указателями («Сначала», «Потом», «Затем», «В конце», «Кто?»,
«Где?», «Что делает?»).
1.
Обобщение и совместный разбор (6–8 минут)
Каждой группе или ученику по очереди разрешается озвучить свой
рассказ вслух, остальные слушают.
Учитель благодарит за участие, отмечает удачные решения, даёт
поправки.
В конце можно обобщить: какие слова помогли связать рассказы, какие
новые слова добавили.
1.
Закрепление и домашнее задание (2–3 минуты)
Домашнее задание: выбрать одну из сюжетных картинок и записать 3–
4 коротких предложения с использованием слов «сначала/потом/затем/в
конце», повторить произнесение вслух перед близкими.
Вариант для инклюзивной группы: если нет возможности записать,
можно нарисовать путь героя и вслух рассказать коротко.
Дифференциация и коррекция
Для слабых говорящих: использовать готовые фразы на карточках,
темп медленный, поочередное чтение.
Для сильных учеников: поощрять расширение рассказа с добавлением
деталей: эмоции персонажей, характеры, цвета, звуки.
Для ТНР: обыграть простое структуру выражения, вводить постепенно
новые слова и конструкции.
Оценивание
Критерии: устойчивые простые предложения, использование слов-
связок, полнота рассказа по теме, размер словаря, артикуляция и интонация.
Наличие: проектная работа положительный поступок, участие каждого
ученика, умение слушать другого.
Советы по адаптации
Можно использовать аудиоподсказки или запись учителя, чтобы
помочь ученикам воспроизводить сюжет.
Если картинок мало, можно использовать простые иллюстрации из
детской литературы, которые соответствуют теме театра.
Общие примечания
Поддерживайте игровой, безопасный и поддерживающий климат.
Важно поощрять детей за попытку и прогресс, не за идеальный
результат.
Включайте элементы театрализации: простая театральная поза, жесты,
мимика, чтобы развитие речи сопровождалось движением.