Напоминание

Организация сравнительного наблюдения за деревьями на прогулке осенью во время листопада в старшей группе детского сада


Автор: Маркозова Галина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236
Населённый пункт: Москва Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация сравнительного наблюдения за деревьями на прогулке осенью во время листопада в старшей группе детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация сравнительного наблюдения за деревьями на прогулке

осенью во время листопада в старшей группе детского сада

Методика организации сравнительного наблюдения за деревьями осенью во

время листопада в старшей группе детского сада. Она поможет обеспечить

исследовательскую деятельность, развивает у детей внимание к деталям,

наблюдательность и умение сравнивать признаки растений.

1.

Цели и задачи

Развивать способность детей сравнивать признаки разных деревьев:

листья, ствол, крона, окрас листьев, характер ветвей.

Формировать умение описывать наблюдаемое и формулировать

выводы.

Развивать навыки работы в группе: совместное планирование

наблюдений, заполнение простых записей.

Познакомить детей с сезонными изменениями и природными

явлениями осени.

1.

Подготовка к занятию

Время: прогулка во время листопада, продолжительность 40–60 минут.

Место: безопасная территория вокруг детсадовского двора или

ближайшего парка, где растут деревья разных видов.

Материалы:

o

Карточки с названиями деревьев, изображениями листьев и

характерными признаками (береза, дуб, клен, липа и т.д.).

o

Набор образцов: настоящие опавшие листья разных форм (если

есть доступ), кусочки коры, веточки.

o

Тетради для детей (или листы формата А5) и простые

карандаши/маркеры.

o

Иллюстрированная памятка для воспитателя: план наблюдений и

вопросы для детей.

o

Плакат или магнитная доска для групповой фиксации выводов.

Безопасность: обеспечить путь, держать дистанцию от ослабленных

веток, контролировать движение группы.

1.

Организация занятий и ход наблюдений

Вводная часть (5–7 минут)

o

Воспитатель объясняет цель наблюдений: «Мы идем по парку и

смотрим на деревья: какие листья у них, какие ветви, какие

особенности осени мы видим».

o

Разъяснение правил безопасного поведения на прогулке и роли

каждого участника (кто ищет, кто записывает, кто сравнивает).

o

Распределение ролей: исследователь(и) – кто выбирает дерево и

собирает наблюдения, фиксирователь – кто записывает в тетрадь,

фотограф—если есть камера.

Основная часть (20–30 минут)

o

Разделение на мини-группы (по 3–4 ребенка) и маршруты по

выбранной осыпающейся территории.

o

Каждый ребенок выбирает одно дерево для начала. Задачи:

• описать признаки дерева: высота, форма кроны, цвет и форма

листьев, количество листьев на земле.

• сравнить с другим деревом: «Это дерево похоже на то, что мы

видели раньше? В чем отличие?».

o

Воспитатель задает вопросы:

Какие листья на этом дереве? Какие формы и цвета?

Есть ли листья на земле? Насколько много? Какие фигуры

листьев встречаются чаще?

Какова высота дерева по сравнению с вами? Его ствол

толще или тоньше?

Какие ветви видны? Есть ли плод или желудки (если

известно)?

o

Тетради детей:

Простые фрагменты записей: «Листья...», «Крона...»;

можно использовать символы или эмблемы.

o

Группа меняет дерево через заданные интервалы времени

(пример: каждые 10 минут дети переходят к новому дереву).

Синтез и обсуждение (7–10 минут)

o

Возвращение в группу. Собирательный стол обсуждений:

сравниваем деревья между собой.

o

Воспитатель демонстрирует на плакате схему сравнения: высота,

форма кроны, цвет листьев, состояние листьев на земле.

o

Ребята озвучивают свои наблюдения и формулируют выводы: «У

дуба листья большего размера, тяжелые, на земле их мало»; «У

клена листья ярко-желтые и пушистые на земле» и т.д.

o

Возможность составления «мини-таблицы» наблюдений:

категорийно-символьная шкала (например, значки:

большой/средний/малый; ярко-желтый, зеленый, коричневый;

много/мéньше листьев).

1.

Формы фиксации результатов

Индивидуальные листы наблюдений: дети заполняют простые заметки

или рисуют дерево и листья.

Групповой регистр на плакате: 4–5 деревьев с ключевыми признаками;

дети прикрепляют картинки/рисунки.

Фотографирование (если есть камера) для последующего обсуждения в

классе.

1.

Дидактические принципы и методика организации

Наблюдение как основание познания: дети самостоятельно выделяют

признаки и сравнивают их.

Преемственность: включение элементов естествознания, речи,

математики (сравнение величин: «кто выше/ниже»).

Речевые развивающие моменты: просьба описать признаки простыми

словами, формулировка вопросов воспитателем.

Безопасность и уход за природой: минимальное вмешательство в

окружающую среду, убирать только незначительно загрязнённые

листья.

1.

Модификации и адаптации

Для слабовидящих детей: использовать увеличенные карточки с

крупными изображениями; устные описания признаков деревьев.

Для детей с разной подвижностью: выбираются более компактные

зоны, предельно доступные деревья.

Внесение элементарной математики: подсчет количества опавших

листьев у каждого дерева, сравнение по количеству.

1.

Рефлексия после занятия

Быстрый круглый стол: «Что нового узнали? Какие деревья

понравились? Что было самым интересным в наблюдении?».

Ребята отмечают наиболее заметные различия между деревьями и

произносит одно предложение о своих находках.

Воспитатель подводит итоги, направляет к повторению в следующий

раз.

1.

Примерная раздаточная и контрольная таблица для воспитателя

Дерево 1: вид, высота, крона, листья, листья на земле, примеры

изменений.

Дерево 2: …

Дерево 3: …

Выводы: что общего и чем отличаются виды.



В раздел образования