Напоминание

Методика проведения распознающего наблюдения за птицами осенью на прогулке в старшей группе


Автор: Трифонова Надежда Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236
Населённый пункт: Москва Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика проведения распознающего наблюдения за птицами осенью на прогулке в старшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика проведения распознающего наблюдения за птицами осенью на

прогулке в старшей группе

Методика проведения распознающего наблюдения за птицами осенью на

прогулке (старшая группа)

Цель:

развивать внимательность, наблюдательность и словарный запас по

теме птиц.

формировать навыки распознавания по признакам (размер, форма

клюва, окрас, поведение, пища).

Подготовка:

выбрать безопасную площадку с видом на деревья и кустарники;

принести

бинокли

или

компактные

зрительные

трубки,

карточки

с

изображениями птиц для сравнения, карточки с признаками, блокноты и

карандаши.

заранее согласовать набор птиц, которых можно встретить в регионе

осенью, и подготовить короткие описания их отличительных признаков.

подготовить

адаптивные

карточки

и

бланки

наблюдений

под

контингент детей.

Этапы занятия:

1.

Вводная часть (5–7 минут)

воспитатель объясняет цель наблюдений, правила безопасности и

поведения на прогулке.

демонстрация базовых признаков распознавания: размер, форма пояса,

облик клюва, цвет оперения, движения, место кормления.

1.

Основная часть — распознающее наблюдение (20–25 минут)

дети отправляются в малые группы с взрослым наблюдателем.

задача группы: определить, какие птицы видят, через какие признаки

можно их идентифицировать.

возможные действия:

o

сравнение: показывать детям карточки схожих птиц и просить

назвать признаки, по которым птица отличается.

o

поиск и фиксация: записывать признаки увиденной птицы в

блокнот (например: «мелкая с длинным клювом», «серый живот», «белая

кайма на крыльях»).

o

голосовой

дневник:

коротко

вслух

описывать

наблюдения

воспитателю (или запишать на диктофон/линейку).

o

простые тесты: предположи вид по данному набору признаков,

затем проверяй по карточке.

1.

Этап обсуждения и обобщения (5–8 минут)

возврат к месту встречи, совместная коррекция записей.

обсуждают: какие признаки оказались наиболее понятны, какие

потребовали уточнения.

воспитатель резюмирует ключевые отличия птиц и напоминает

правила поведения на прогулке.

Признаки для распознавания (примерный набор для осени):

размер: крупные, средние, мелкие.

контур силуэта: плавный, острый, вытянутый.

окрас и рисунок: однотонный, пятнистый, контрастные крылья.

форма клюва: длинный тонкий, короткий мощный, изогнутый.

поведение: кормление на земле, на ветке, полёт «щелчком».

место обитания: на земле, на ветвях, у воды.

характерный звук: зов, пищевые звуки (если есть записи).

Наблюдательные материалы:

карточки птиц с иллюстрациями и кратким описанием признаков.

карточки признаков для сравнения.

бланки

наблюдений:

колонками

«птица/признак»,

«наблюдения»,

«пояснение».

Бланк наблюдений (примерная структура):

Дата:

Место прогулки:

Площадь/уголок наблюдений:

Вид птицы (если известно):

Признаки:

o

размер:

o

форма клюва:

o

окрас:

o

поведение:

o

место обитания:

Итог распознавания:

Комментарии воспитателя:

Адаптация под старшую группу:

давать детям возможность самостоятельно сравнить признаки и

формировать предположение.

использовать терминологию, соответствующую возрасту, но поощрять

точность формулировок.

можно вводить элемент соревновательности: какая группа сможет

наиболее точно определить птицу по 3–4 признакам.

Оценка наблюдений:

простая

таблица:

птица/признаки/правильность

идентификации/пояснение.

фиксировать развитие факторов: внимательность, точность описания,

умение работать в группе, вербальная коммуникация.



В раздел образования