Напоминание

Методика проведения организованной образовательной деятельности по художественному творчеству рисованию "Северное сияния". Подготовительная к школе группа


Автор: Салихова Малика Фаиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236
Населённый пункт: Москва Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика проведения организованной образовательной деятельности по художественному творчеству рисованию "Северное сияния". Подготовительная к школе группа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика проведения организованной образовательной деятельности по

художественному творчеству (рисованию) «Северное сияния».

Подготовительная к школе группа

1.

Цели и задачи

Развитие

творческого

потенциала

и

воображения

детей

через

изображение природного явления — северного сияния.

Формирование навыков графического выражения, умения передавать

свет и цвет, движение атмосферы на бумаге.

Развитие мелкой моторики, внимательности, восприятия цвета и

композиции.

Развитие речи: названия красок, форм, сюжетов, рассказ о работе.

Формирование

культуры

безопасной

работы

с

материалами

и

инструментами.

1.

Организационно-методические основы

Вид деятельности: организованная образовательная деятельность в

рамках

основной

образовательной

программы

для

детей

подготовительной к школе группы.

Форма

занятия:

фронтальная

вводная

часть,

индивидуальная

и

групповая работа, заключение.

Продолжительность: 30–40 минут.

Оборудование и материалы:

o

Форматы бумаги: альбомный лист, ватман (для опыта работы).

o

Красочные материалы: акварельные или гуашевые краски, гуашь

по возможности, белая краска для акцентов, кисти разной

толщины, губки.

o

Инструменты: палитра, вода для разбавления красок, салфетки,

карандаши цветные или пастель.

o

Презентационный материал: иллюстрации северного сияния,

фото

или

видео

в

формате

короткого

фрагмента

(по

возможности).

o

Защитные наборы: фартуки, газеты для стола.

Безопасность: следить за чистотой рук и поверхности, использовать

водные краски, аккуратно работать с кистями и водой, избегать

долговременного

контактирования

кожи

с

красками

при

необходимости.

1.

Этапы занятия

Этап 1. Мотивация и план занятия (5–7 минут)

Воспитатель

показывает

короткое

визуальное

пособие

или

проекторный слайд с изображением северного сияния, задаёт вопросы:

«Что вы видите? Какие цвета вы замечаете? Где встречается такое

явление?».

Цель занятия формулируется вслух: «Сейчас мы нарисуем красивое

северное сияние и попробуем передать движение света на небе».

Устанавливаются правила работы: бережное отношение к краскам,

тишина, уважение к товарищам.

Этап 2. Рассматривание примеров и подготовка к работе (5 минут)

Воспитатель демонстрирует последовательность действий: смешивание

цветов, создание градаций, использование белого цвета для сияния.

Детям предлагаются цветовые схемы: от темных ночных оттенков к

ярким акцентам. Можно провести мини-демонстрацию: мокрая бумага,

лёгкое разбрызгивание воды, чтобы получить эффект «рассеянного

света» (при необходимости).

Этап 3. Этапы творческой деятельности (20–22 минуты)

Этап 3.1: Фон.

o

Дети наносят на бумагу темно-синий, фиолетовый, глубокий

синий цвет как основу неба. Можно оставить участок под

северное сияние белым или светло-голубым.

o

При желании создаётся плавный переход цвета от более темного

к светлому с красками, разбавленными водой, или при помощи

акварели.

Этап 3.2: Северное сияние.

o

Дети свободно рисуют узоры сияния: дуги, волны, нити света,

тянущиеся вверх и по небу.

o

Можно

использовать

технику

«мокрый

по

мокрому»

для

смягчения границ и создания эффектов полупрозрачности.

o

Белые, голубые, зелёные оттенки, акцентные желтые или розовые

участки для яркости.

Этап 3.3: Детали и композиция.

o

Добавляются звёзды, силуэты ели или горы вдали, отражения

света на воде (если на фоне есть водная гладь).

o

Подчеркивание движения света с помощью штриховки, точечной

или короткой мазковой техникой.

Этап 3.4: Контур и финиш.

o

Контурные линии можно сделать губернаторскими: легкая

контурная линия темным карандашом или тонкой кистью.

o

Называется цвет и технику, чтобы закрепить словарный запас.

Этап 4. Рефлексия и презентация (5–6 минут)

Дети рассказывают, что они изобразили, какие цвета выбрали, какие

элементы передают блеск сияния.

Воспитатель задаёт вопросы для языковой активности: «Какой цвет

ближе к центру сияния? Где свет более яркий? Какие фигуры вы

использовали?».

Оценивание по процессу и результату: рассказ, название цветов,

аккуратность.

1.

Дифференциация и индивидуальные возможности

Для самых молодых или слабохватных детей: упор на простые формы

и один-две цветовые пары, минимизация технических требований.

Для детей с высоким уровнем: добавление техники света на воде,

градации цвета, смешение в краске, работа с контрастами.

Варианты материалов: акварель, цветные карандаши или маркеры;

можно использовать трафареты с направлениями сияния.

1.

Развитие речи и лингвистические задачи

Введение новых слов: северное сияние, дуга, градация, свет, блеск,

мерцание, оттенок.

Совместная работа: дети описывают своё произведение, воспроизводят

последовательности действий, формулируют вопросы друг другу.

Игровые эпизоды: "Угадай цвет по слову" или "Покажи, где ближе

свет".

1.

Оценивание и выводы

Формирующее оценивание: участие в обсуждении, самостоятельность

в выборе цветов, аккуратность, соблюдение чистоты.

Результаты фиксируются в досье воспитанника: фотоработы, краткая

заметка о достижениях и областях для будущего развития.

1.

Раздаточные материалы и образцы заданий

Примеры изображений северного сияния для наглядности.

Карточки с словарём: цвета, формы, техники.

Памятка по технике безопасности и гигиены.

1.

Возможные альтернативы и адаптации

Внеплощадочные формы: создание коллажа из цветной бумаги и

фольги, где светящиеся элементы будут имитироваться блёстками.

Інтеграция с другими предметами: музыка (млизкая мелодия воды или

северного ветра) для вдохновения; чтение сказок о северном сиянии.

Подвижная часть занятия: мини-экспедиция по теме «ночное небо»

внутри группы с последующим рисованием.



В раздел образования