Напоминание

"Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников"


Автор: Алешина Лилиана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Лекторий для педагогов
Тема: "Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛОКОЛЬЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Лекторий для педагогов

«Семейные традиции – основа духовно-нравственного

воспитания дошкольников»

выполнила:

Воспитатель

МБДОУ«Колокольчик»

Алешина Л.И

г. Ноябрьск

2024 г.

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить

добро. (В. А. Сухомлинский)

Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души,

которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья,

как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние

на всестороннее его развитие путём воспроизводства населения, обогащения

материальными и духовными ценностями, т. к. именно в ней воспитывается

характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества. В семье

рождается

чувство

живой

преемственности

поколений,

ощущение

причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему

своей Родины. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его

способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и

отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без

примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться

как личность. Семья – это привычки и традиции. То, что ребёнок в детские

годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней

ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по

длительности своего воздействия на личность ни один из институтов

воспитания

не

может

сравниться

с

семьёй.

Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный

труд по формированию культурной, духовно-нравственной, эстетической

личности через передачу культурного наследия, накопленного разными

поколениями.

Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

1.

обычаи

установившиеся,

привычные

формы

поведения;

2. традиции – переходящий из поколения в поколение способ передачи

ценностно

значимого

содержания

культуры,

жизни

семьи;

3.

отношения:

сердечные

чувства

и

настроения;

4. правила – образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки

доброй

благочестивой

жизни;

5. распорядок – установленный порядок в течение дня, недели, года.

Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи

и

взгляды,

которые

передаются

из

поколения

в

поколение.

Одной

из

важных

традиций

являются

семейные

праздники.

Включение ребёнка в процесс семейных праздников и досугов способствует

обогащению его внутреннего духовного и культурного мира, развитию

художественно-эстетической и личностной культуры, учитывая особое

значение семейных праздников как основы зарождения семейных традиций.

• Семейные истории. Наша память хранит множество историй: грустных,

радостных, мудрых, забавных, героями которых были вы сами и члены

вашей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка

сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти

прошлого,

к

своим

историческим

корням.

• Творческие посиделки в семье. В процессе общения и совместного

творчества ребёнок знакомится с национальными традициями; осваивает

общекультурные способы создания и украшения конкретных предметов

быта;

приобщается

к

ручному

художественному

труду.

• Экскурсия выходного дня. Такие экскурсии для ребёнка всегда праздник.

Посещение

массовых

мероприятий

способствует

целенаправленному

приобщению ребёнка к миру культуры и прекрасному, накоплению

эстетических

и

художественных

впечатлений

ребёнок

становится

вдумчивым,

чувствующим

зрителем

и

соучастником.

• Очень хорошей традицией является ведение летописи своей семьи, её

предков,

которую

можно

оформлять

в

фотографиях.

• Обсуждение планов на ближайшие дни, выходные, каникулы, способствует

воспитанию самостоятельности, ответственности. Дети обязательно должны

тоже принимать участие в обсуждениях, высказывать свое мнение. В этом

случае

дети

чувствуют

искренний

интерес

к

себе.

• Традиция читать на ночь книги и обсуждать прочитанное формирует

мировоззрение ребенка, помогает понять причины поступков людей. Дети

вместе с взрослыми размышляют о добре и зле, что развивает способность

сопереживать,

понимать

причины,

того

или

иного

поступка.

Мы видим, что роль семейных традиций в жизни ребенка очень важна и

позволяет: гордиться детям своей семьей; дают возможность проявления

положительных

эмоций;

обеспечивают

устойчивость

отношений,

упорядочивают и структурируют их; сохраняется и укрепляется связь между

поколениями;

играют

огромную

роль

в

системном,

планомерном

и

обдуманном

воспитании

детей.

Особое

внимание

уделяется

взаимодействию

с

семьей

по

вопросам

возрождения народных традиций в семейном воспитании. Одной из задач

современной системы образования является приобщение новых поколений к

исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях.

Знание

наследия

необходимо

каждому

народу.

В Федеральных государственных образовательных стандартах говорится, что

работа с родителями должна иметь дифференцированный подход с учетом

социального

статуса,

микроклимата

семьи,

родительской

заинтересованности.

Согласно ФГОС задачами педагога в дошкольном учреждении являются:

• Развить у родителей интерес к данной проблеме, найти способы поддержать

этот интерес посредством новых форм работы, в которых родители

приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и с

педагогами.

• Развивать интерес у детей к малой родине и Отечеству в целом. Дать им

представление о социокультурных ценностях нашего народа, о его традициях

и праздниках. Рассказать о планете Земля как общем доме людей, об

особенностях

её

природы,

многообразии

стран

и

народов

мира.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, знакомить детей: с

народной

игрушкой,

одеждой,

посудой.

Продолжать

формировать

элементарные представления об изменении видов человеческого труда и

быта на примере истории игрушки и предметов обихода. Дать детям

элементарные представления об истории человечества через знакомство с

произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов

мира), через реконструкцию образа жизни разных времен (одежда, утварь,

традиции). Расширять представления дошкольников о нашем общем доме на

планете

Земля.

В своей работе по взаимодействию с родителями предлагаю использовать

следующие нетрадиционные формы по духовно-нравственному воспитанию

детей:

1.

Создание

мини-музея

«Игрушки

из

прошлого»

2.

Создание

кружка

«Музыкальное

наследие»

с

использованием

традиционных

народных

музыкальных

инструментов

3.

Организация

семейных

праздников

и

мини-спектаклей

4.

Проведение

традиционных

народных

праздников

и

гуляний

5. Организация клуба «Семейный очаг» в рамках которого проводится

мастер-класс

6. Изготовление из различных материалов: ангелов, тряпичной куклы, других

поделок

7. Проведение семейных смотров и конкурсов: «Дары природы», «С чем

приходит

новый

год»,

«Книжки–малышки»

8.

Привлечение

родителей

к

созданию

фотоальбома

«Моя

семья»

9. Организация фотовыставки «Мой папа – солдат», «Мамочка любимая» и

т.п.

10. Создание семейных проектов – «Как мы провели лето», «Наши

увлечения»

и

т.п.

На протяжении учебного года необходимо проводить активную работу с

детьми

по

их

духовно-нравственному

воспитанию

посредством:

художественно-творческой,

досуговой

и

спортивно-развлекательной

деятельности.

На мой взгляд, взаимодействие дошкольного учреждения с родителями в

вопросах духовно-нравственного воспитания детей способно сформировать у

дошкольников прочный фундамент любви к традиционным культурным

ценностям,

семье

и

отечеству.

Уверена,

что

равноправное

творческое

и

активное

взаимодействие

дошкольной

образовательной

организации

с

семьями

воспитанников,

является залогом полноценного духовно-нравственного развития ребёнка.

Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их!

Список использованной литературы

1. Болдырева Н.Г., Зверева Л.А., Рябинина С.И. Семейные традиции как

средство духовно-нравственного воспитания дошкольников// Молодой

ученый. – 2015. – №22. – С.155.

2. Проскурина Т.Д. Русские писатели XIX века о семье: моногр. – Белгород:

ИПК НИУ «БелГУ», 2012. – 260с.

3. Свалова Е.В. Формирование у воспитанников представлений о семейных

ценностях через знакомство с русским фольклором// Инновационные

педагогические технологии: материал IV международ.научн.конф. – Казань:

Бук., 2016. - 226



В раздел образования