Автор: Алешина Лилиана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Лекторий для педагогов
Тема: "Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛОКОЛЬЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Лекторий для педагогов
«Семейные традиции – основа духовно-нравственного
воспитания дошкольников»
выполнила:
Воспитатель
МБДОУ«Колокольчик»
Алешина Л.И
г. Ноябрьск
2024 г.
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить
добро. (В. А. Сухомлинский)
Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души,
которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья,
как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние
на всестороннее его развитие путём воспроизводства населения, обогащения
материальными и духовными ценностями, т. к. именно в ней воспитывается
характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества. В семье
рождается
чувство
живой
преемственности
поколений,
ощущение
причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему
своей Родины. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его
способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и
отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без
примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться
как личность. Семья – это привычки и традиции. То, что ребёнок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней
ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по
длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания
не
может
сравниться
с
семьёй.
Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный
труд по формированию культурной, духовно-нравственной, эстетической
личности через передачу культурного наследия, накопленного разными
поколениями.
Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:
1.
обычаи
–
установившиеся,
привычные
формы
поведения;
2. традиции – переходящий из поколения в поколение способ передачи
ценностно
значимого
содержания
культуры,
жизни
семьи;
3.
отношения:
сердечные
чувства
и
настроения;
4. правила – образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки
доброй
благочестивой
жизни;
5. распорядок – установленный порядок в течение дня, недели, года.
Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи
и
взгляды,
которые
передаются
из
поколения
в
поколение.
•
Одной
из
важных
традиций
являются
семейные
праздники.
Включение ребёнка в процесс семейных праздников и досугов способствует
обогащению его внутреннего духовного и культурного мира, развитию
художественно-эстетической и личностной культуры, учитывая особое
значение семейных праздников как основы зарождения семейных традиций.
• Семейные истории. Наша память хранит множество историй: грустных,
радостных, мудрых, забавных, героями которых были вы сами и члены
вашей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка
сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого,
к
своим
историческим
корням.
• Творческие посиделки в семье. В процессе общения и совместного
творчества ребёнок знакомится с национальными традициями; осваивает
общекультурные способы создания и украшения конкретных предметов
быта;
приобщается
к
ручному
художественному
труду.
• Экскурсия выходного дня. Такие экскурсии для ребёнка всегда праздник.
Посещение
массовых
мероприятий
способствует
целенаправленному
приобщению ребёнка к миру культуры и прекрасному, накоплению
эстетических
и
художественных
впечатлений
–
ребёнок
становится
вдумчивым,
чувствующим
зрителем
и
соучастником.
• Очень хорошей традицией является ведение летописи своей семьи, её
предков,
которую
можно
оформлять
в
фотографиях.
• Обсуждение планов на ближайшие дни, выходные, каникулы, способствует
воспитанию самостоятельности, ответственности. Дети обязательно должны
тоже принимать участие в обсуждениях, высказывать свое мнение. В этом
случае
дети
чувствуют
искренний
интерес
к
себе.
• Традиция читать на ночь книги и обсуждать прочитанное формирует
мировоззрение ребенка, помогает понять причины поступков людей. Дети
вместе с взрослыми размышляют о добре и зле, что развивает способность
сопереживать,
понимать
причины,
того
или
иного
поступка.
Мы видим, что роль семейных традиций в жизни ребенка очень важна и
позволяет: гордиться детям своей семьей; дают возможность проявления
положительных
эмоций;
обеспечивают
устойчивость
отношений,
упорядочивают и структурируют их; сохраняется и укрепляется связь между
поколениями;
играют
огромную
роль
в
системном,
планомерном
и
обдуманном
воспитании
детей.
Особое
внимание
уделяется
взаимодействию
с
семьей
по
вопросам
возрождения народных традиций в семейном воспитании. Одной из задач
современной системы образования является приобщение новых поколений к
исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях.
Знание
наследия
необходимо
каждому
народу.
В Федеральных государственных образовательных стандартах говорится, что
работа с родителями должна иметь дифференцированный подход с учетом
социального
статуса,
микроклимата
семьи,
родительской
заинтересованности.
Согласно ФГОС задачами педагога в дошкольном учреждении являются:
• Развить у родителей интерес к данной проблеме, найти способы поддержать
этот интерес посредством новых форм работы, в которых родители
приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и с
педагогами.
• Развивать интерес у детей к малой родине и Отечеству в целом. Дать им
представление о социокультурных ценностях нашего народа, о его традициях
и праздниках. Рассказать о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях
её
природы,
многообразии
стран
и
народов
мира.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, знакомить детей: с
народной
игрушкой,
одеждой,
посудой.
Продолжать
формировать
элементарные представления об изменении видов человеческого труда и
быта на примере истории игрушки и предметов обихода. Дать детям
элементарные представления об истории человечества через знакомство с
произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов
мира), через реконструкцию образа жизни разных времен (одежда, утварь,
традиции). Расширять представления дошкольников о нашем общем доме на
планете
Земля.
В своей работе по взаимодействию с родителями предлагаю использовать
следующие нетрадиционные формы по духовно-нравственному воспитанию
детей:
1.
Создание
мини-музея
«Игрушки
из
прошлого»
2.
Создание
кружка
«Музыкальное
наследие»
с
использованием
традиционных
народных
музыкальных
инструментов
3.
Организация
семейных
праздников
и
мини-спектаклей
4.
Проведение
традиционных
народных
праздников
и
гуляний
5. Организация клуба «Семейный очаг» в рамках которого проводится
мастер-класс
6. Изготовление из различных материалов: ангелов, тряпичной куклы, других
поделок
7. Проведение семейных смотров и конкурсов: «Дары природы», «С чем
приходит
новый
год»,
«Книжки–малышки»
8.
Привлечение
родителей
к
созданию
фотоальбома
«Моя
семья»
9. Организация фотовыставки «Мой папа – солдат», «Мамочка любимая» и
т.п.
10. Создание семейных проектов – «Как мы провели лето», «Наши
увлечения»
и
т.п.
На протяжении учебного года необходимо проводить активную работу с
детьми
по
их
духовно-нравственному
воспитанию
посредством:
художественно-творческой,
досуговой
и
спортивно-развлекательной
деятельности.
На мой взгляд, взаимодействие дошкольного учреждения с родителями в
вопросах духовно-нравственного воспитания детей способно сформировать у
дошкольников прочный фундамент любви к традиционным культурным
ценностям,
семье
и
отечеству.
Уверена,
что
равноправное
творческое
и
активное
взаимодействие
дошкольной
образовательной
организации
с
семьями
воспитанников,
является залогом полноценного духовно-нравственного развития ребёнка.
Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их!
Список использованной литературы
1. Болдырева Н.Г., Зверева Л.А., Рябинина С.И. Семейные традиции как
средство духовно-нравственного воспитания дошкольников// Молодой
ученый. – 2015. – №22. – С.155.
2. Проскурина Т.Д. Русские писатели XIX века о семье: моногр. – Белгород:
ИПК НИУ «БелГУ», 2012. – 260с.
3. Свалова Е.В. Формирование у воспитанников представлений о семейных
ценностях через знакомство с русским фольклором// Инновационные
педагогические технологии: материал IV международ.научн.конф. – Казань:
Бук., 2016. - 226