Напоминание

Образы весны в творчестве Ф.И.Тютчева пейзажная лирика.


Автор: Корепанова Светлана Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ№5"
Населённый пункт: город Нарьян-Мар
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Образы весны в творчестве Ф.И.Тютчева пейзажная лирика.
Раздел: среднее образование





Назад




Исследовательская работа

«Образ весны в творчестве Ф.И. Тютчева»

(Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева)

Выполнила

учитель русского языка и литературы

ГБОУ НАО «СШ №5»

Корепанова Светлана Михайловна

.

г. Нарьян – Мар

2025 г

1

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

1.Образ весны в лирике Ф.И. Тютчева………………………………………………………...5

1.1.Зарождение творчества поэта…………………………………………………………....…5

1.2.Анализ поэтических образов в стихотворениях Ф. Тютчева……………………………6

1.3. Поэзия Федора Ивановича Тютчева………………………………………………………9

Список использованной литературы…………………………………………………………10

2

Введение

Цель исследовательской работы:

- провести сопоставительный анализ поэтических образов в природе (по лирике Ф.

Тютчева).

- определить место темы малой родины в лирике поэта и раскрыть ее своеобразие.

Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

1.

Изучить биографию и творчество поэта;

2.

Проанализировать стихи поэта, изданные в сборниках, и раскрыть своеобразие

темы природы в лирике поэта;

3.

Провести исследование средств речевой выразительности, помогающих создать

неповторимый облик природы;

4.

На основе изучения пейзажной лирики, а также различного рода критических

статей и монографий, охарактеризовать поэтический образ весны в творчестве

Тютчева.

5.

Провести сопоставление справочных (исследуемых) источников, указанных в

списке использованной литературы.

6.

Выявить свою собственную позицию относительно рассматриваемого вопроса.

Объект изучения: сборники стихотворений Ф. Тютчева, а также научные

работы нижеуказанных авторов

Предмет изучения: пейзажная лирика Ф. Тютчева.

Актуальность исследования определяется значимостью данной проблемы для

современной молодежи. Очень важно, чтобы нынешнее поколение понимало, какую

важную роль играет природа в жизни человека. Творчество поэта Федора Ивановича

Тютчева способствует воспитанию чувства любви к окружающему миру.

Методы исследования: изучение литературных источников, анализ, синтез.

Объект исследования: поэтическое творчество Ф.И. Тютчева

Предмет исследования: тема красоты природы в творчестве поэта.

Практическая направленность: материалы исследования можно использовать на

уроках литературы, при проведении внеклассных мероприятий, способствующих

патриотическому воспитанию подрастающего поколения: на классных часах,

тематических и школьных вечерах.

Материал для исследования: лирические сборники Ф. Тютчева, а также

исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.

3

1. Раскрытие данной темы предполагает обращение к лирическим произведениям Ф.

Тютчева, отражающим своеобразное восприятие природы, ее влияние на душевный мир,

мысли, чувства, настроения автора.

2. Стремясь к полному и глубокому раскрытию темы, необходимо обратить внимание на

общую направленность творческих поисков поэта, а также его индивидуальность и

своеобразие.

3. Выделить общие черты:

• эстетические воззрения автора;

• тематики: любовь, природа, философское осмысление жизни;

• склад лирического дарования; психологическая глубина, тонкость чувств, изящество

слога, отточенность языка, сверхчуткое художественное восприятие природы.

4

1.

Образ весны в лирике Ф.И. Тютчева

1.1.Зарождение творчества поэта.

Поэзия Ф.И. Тютчева – драгоценнейшее достояние классической литературы. Одним из

замечательнейших поэтов считал Тютчева Тургенев, а по мнению Л.Н. Толстого поэт как

лирический автор превосходит даже Пушкина.

Тютчев в своих стихах воспевает высокие чувства, красоту, отстраняясь от социальных

проблем и уходя в глубинный мир человеческой души. Для Фёдора Ивановича красота

разлита во всём, а его стихотворения характеризуют эстетическое начало, что говорит о

его прекрасном поэтическом чутье. Как утверждают исследователи, Тютчев буквально

растворялся в своём творчестве. Однако у него, особенно в ранней лирике, образы,

связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. Краски

интересуют его лишь в малой степени. Цветовые эпитеты немногословны и, как правило,

неоригинальны. Они лишены у него обычно основной смысловой нагрузки. Зато большую

роль у него обычно играют глаголы движения, передающие состояние объектов природы.

На первый план выдвигаются слуховые и тактильные, осязательные признаки пейзажа. До

Тютчева слуховые образы не играли подобной роли ни у одного из русских поэтов.

Первое стихотворение будущего классика было напечатано в 1816 году, когда ему ещё не

было 13 лет. В 20-ых годах наступает рассвет творчества поэта. Мировой романтизм

служил для Тютчева школой не только творческой, но и философской. Романтизм – это

литературный жанр, который наполнен эстетической атмосферой и идеалистическими

философскими направлениями. Однако поэзия Тютчева не отображала какую-либо

определённую философскую систему. В первую очередь цель творчества поэта – это

выражение своих внутренних ощущений и переживаний, волнующих его чувств.

Тютчев – певец природы, тончайший мастер словестного описания пейзажей. В его

любовании природой не было бездумного наблюдения, она всегда наводила поэта на

мысли о тайнах мироздания, о вопросах бытия. Природа для Тютчева – такое же

одушевлённое разумное существо, как и человек.

Главная тема тютчевской поэзии – человек и мир, человек и Природа. Исследователи

Тютчева говорят о поэте как «певце природы» и видят своеобразие его творчества в том,

что «у одного Тютчева философское восприятие природы составляет в такой сильнейшей

степени самую основу видения мира». Более того, как отмечает Б.Я. Бухштаб, «в русской

литературе до Тютчева не было автора, в поэзии которого природа играла бы такую роль.

Природа входит в поэзию Тютчева как основной объект художественных переживаний».

Пейзаж в творчестве поэта – это движение, то есть не только механическое перемещение,

но и смена явлений, развитие, взаимосвязь. Интересно, что Тютчев не раз в письмах

5

называет себя «врагом пространства». Его пейзажи открыты не столько вдаль, в

пространство, сколько во время – в прошлое, настоящее, будущее. Поэт, живописуя

мгновение в жизни природы, всегда представляет его как звено, связующее прошлое и

будущее. А.А. Фет пишет о стихотворениях Тютчева: «По свойству своего таланта

Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не

возникала соответственная яркая мысль. До какой степени природа является перед ним

одухотворённой, лучше всего выражает он сам:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода.

1.2.Анализ поэтических образов в стихотворениях Ф. Тютчева

Природа для Тютчева всегда юная, а весна особенно ассоциируется у поэта с молодостью

и расцветом души. Только в 30-ых годах Фёдор Иванович посвящает весне 7

стихотворений, где он показывает своё отношение к природе как сына к матери, а весна

для него – это прекрасное дитя.

Белинский писал Тютчеву: «Ваши весны не имеют морщин, и, как говорит великий

английский поэт, вся земля в этот утренний час года и жизни улыбается так, как будто бы

она не заключала могил».

Творчество поэта пронизано оптимистическим настроением и любовью к жизни. В

стихотворении «Весенние воды» весна характеризуется не только как время года, но и как

символ юности и человеческого обновления. Н.А. Некрасов подчеркивал близость

содержания тютчевских стихов каждому человеку. В стихотворении «Весенние воды», по

его мнению, запечатлено чувство, переживаемое людьми весной. Некрасов считал данное

стихотворение «одною из лучших картин, написанных пером» Тютчева, и добавлял:

«Сколько жизни, веселости, весенней свежести...! Читая его, чувствуешь весну, когда сам

не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто бы несколько лет свалилось

долой с плеч, – когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что

распустившимся деревом, и бежишь, бежишь, забывая, что бежать совсем неприлично, не

по летам, а следует идти степенно и что радоваться тоже совсем нечего и нечему…» Для

Некрасова Тютчев связан с землей, ее формы он умеет передать в пластических образах…

Стихотворение «Весенние воды» хоть и невелико по размеру, но отображает достаточно

объёмную панорамную картину и изменении природы во времени и уводит читателя в

грёзы о скорой весне. «Еще в полях белеет снег», а перед нашим мысленным взором уже

разворачивается «румяный, светлый хоровод» «майских дней». Слово «хоровод» здесь не

случайно. Оно очень старое, дремучее и сакральное. Оно призвано оживлять наше

6

детство, игру, сказку и что-то другое, иррациональное. Оно включает нас в поэтический

карнавал, в стихийное действо…

«Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт! Весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт! Весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.»

Первые стихи о природе Ф.И. Тютчев написал будучи в Германии, там же родилось его

самое известное стихотворение «Весенняя гроза».

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.»

В этом стихотворении «игра» – центральный образ: играют небесные силы, гром и солнце,

им весело вторят птицы и горный ключ. Здесь мы видим настоящую тютчевскую красоту.

«Небо голубое», «солнца нити золотые», «птичий гам», «гам лесной» - всё это и есть та

самая природная эстетика глазами тонкочувствующего человека. Жизнь, по Тютчеву, —

это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в

сочетании с неиссякаемой любовью к жизни

Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Как и во

всех произведениях поэта здесь удивительно правдоподобно отображена динамика:

весенние воды бегут, гласят, будят уснувшую природу.

Его отношения с природой активны, он хочет вырвать ее тайны, восторг перед ее красотой

совмещается в нем с сомнениями и бунтом».

В стихотворении «Зима недаром злится...» поэт показывает последнюю схватку уходящей

зимы с весной:

«Зима недаром злится,

7

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...»

Эта схватка изображена в виде ссоры старой ведьмы – зимы и молодой, веселой, озорной

девушки – весны.

Нередко в той картине мира, которую рисует Тютчев, за настоящим отчетливо

проступает древний облик мира, первозданные картины природы. Вечное в настоящем,

вечную повторяемость природных явлений – вот что пытается увидеть, показать поэт:

«Как сладко дремлет сад темно-зеленый,

Объятый негой ночи голубой!

Сквозь яблони, цветами убеленной,

Как сладко светит месяц золотой!..

Таинственно, как в первый день созданья,

В бездонном небе звездный сонм горит,

Музыки дальней слышны восклицанья,

Соседний ключ слышнее говорит...

На мир дневной спустилася завеса,

Изнемогло движенье, труд уснул...

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся еженощный гул...

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?..»

Ощущение единства мировой истории, «первого дня творенья» и настоящего, возникает

не только потому, что в картине мира доминируют образы «вечных» звезд, месяца, ключа.

Основное переживание лирического героя связано с услышанным им в ночной тишине

таинственным «гулом» – «озвученными» тайными мыслями человечества. Истинная,

тайная, скрытая в дневной жизни суть мира приоткрывается лирическому герою,

обнаруживая нераздельность первоосновы вселенной – древнего и вечного хаоса – и

мгновенных мыслей людей. Важно отметить, что описание красоты и гармонии мира в

8

первой строфе предстает как «завеса» над подлинной сутью Вселенной – скрытым за

«завесой» хаосом.

Тютчевское понимание мира во многом оказывается близким представлениям античных

философов. А. Белый не случайно назвал Тютчева «архаическим эллином». Русский поэт

в своем понимании мира, человека, природы «чудесным образом, до странности близко

родствен» древним античным философам – Фалесу, Анаксимандру, Платону.

Утверждая свое представление о природе, Тютчев говорит и о «голосе» природы, и о

неотделимости человека от этого мира. Эта неразделимость человеческого «я» и

природного мира также роднит поэта с античными философами и резко разобщает его с

теми современниками, кто не способен ощутить своего слияния с природой:

«Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!»

В стихотворениях Тютчева можно увидеть и другие представления, которые позволяют

назвать поэта XIX века «архаичным эллином». Подобно Платону, он воспринимает мир

как грандиозный шар и вместе с тем как «одно видимое животное», вмещающее в себя

всех других животных, к которым античный философ относил и звезды, называемые им

«божественными и вечными животными».

1.3.

Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего

напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины

природы, а он видит «концентрированную жизнь». Тютчев, как никто, умел передать

цвета, запахи, звуки окружающего мира. Поэт достиг в пейзажной лирике блистательных

художественных высот, став признанным певцом природы. В творчестве проявились его

удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим

подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие. Тютчева

можно с уверенностью назвать самым смелым экспериментатором в русской поэзии 19

века.

Таким образом можно сделать вывод, что в весенней лирике Тютчева присутствует не

только пейзажная лирика, но и философская. Весна – это устойчивый образ, прекрасное

дитя матери-земли, озорная девушка и символ неугасающей юности.

9

Список использованной литературы

1.

Горелов А.Е. Три судьбы: Ф. Тютчев, А. Сухово-Кобылин, И. Бунин. – Л.:

Сов.писатель. Ленингр. отд-ние, 1976.

2.

Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. – М.: Наука, 1980.

3.

Литературоведческий словарь-справочник. – М.: Академия, 2005.

4.

Тютчев Ф.И. - Стихотворения . - М: «Художественная литература», 1988.

5.

Тютчев Ф.И.. Стихотворения. Письма. – М., ГИХЛ, 1989.

6.

Чагин Г.В. Федор Иванович Тютчев: (185 лет со дня рождения). – М.: Знание, 1985.

10



В раздел образования