Автор: Корепанова Светлана Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ№5"
Населённый пункт: город Нарьян-Мар
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Образы весны в творчестве Ф.И.Тютчева пейзажная лирика.
Раздел: среднее образование
Исследовательская работа
«Образ весны в творчестве Ф.И. Тютчева»
(Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева)
Выполнила
учитель русского языка и литературы
ГБОУ НАО «СШ №5»
Корепанова Светлана Михайловна
.
г. Нарьян – Мар
2025 г
1
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………...3
1.Образ весны в лирике Ф.И. Тютчева………………………………………………………...5
1.1.Зарождение творчества поэта…………………………………………………………....…5
1.2.Анализ поэтических образов в стихотворениях Ф. Тютчева……………………………6
1.3. Поэзия Федора Ивановича Тютчева………………………………………………………9
Список использованной литературы…………………………………………………………10
2
Введение
Цель исследовательской работы:
- провести сопоставительный анализ поэтических образов в природе (по лирике Ф.
Тютчева).
- определить место темы малой родины в лирике поэта и раскрыть ее своеобразие.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
1.
Изучить биографию и творчество поэта;
2.
Проанализировать стихи поэта, изданные в сборниках, и раскрыть своеобразие
темы природы в лирике поэта;
3.
Провести исследование средств речевой выразительности, помогающих создать
неповторимый облик природы;
4.
На основе изучения пейзажной лирики, а также различного рода критических
статей и монографий, охарактеризовать поэтический образ весны в творчестве
Тютчева.
5.
Провести сопоставление справочных (исследуемых) источников, указанных в
списке использованной литературы.
6.
Выявить свою собственную позицию относительно рассматриваемого вопроса.
Объект изучения: сборники стихотворений Ф. Тютчева, а также научные
работы нижеуказанных авторов
Предмет изучения: пейзажная лирика Ф. Тютчева.
Актуальность исследования определяется значимостью данной проблемы для
современной молодежи. Очень важно, чтобы нынешнее поколение понимало, какую
важную роль играет природа в жизни человека. Творчество поэта Федора Ивановича
Тютчева способствует воспитанию чувства любви к окружающему миру.
Методы исследования: изучение литературных источников, анализ, синтез.
Объект исследования: поэтическое творчество Ф.И. Тютчева
Предмет исследования: тема красоты природы в творчестве поэта.
Практическая направленность: материалы исследования можно использовать на
уроках литературы, при проведении внеклассных мероприятий, способствующих
патриотическому воспитанию подрастающего поколения: на классных часах,
тематических и школьных вечерах.
Материал для исследования: лирические сборники Ф. Тютчева, а также
исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.
3
1. Раскрытие данной темы предполагает обращение к лирическим произведениям Ф.
Тютчева, отражающим своеобразное восприятие природы, ее влияние на душевный мир,
мысли, чувства, настроения автора.
2. Стремясь к полному и глубокому раскрытию темы, необходимо обратить внимание на
общую направленность творческих поисков поэта, а также его индивидуальность и
своеобразие.
3. Выделить общие черты:
• эстетические воззрения автора;
• тематики: любовь, природа, философское осмысление жизни;
• склад лирического дарования; психологическая глубина, тонкость чувств, изящество
слога, отточенность языка, сверхчуткое художественное восприятие природы.
4
1.
Образ весны в лирике Ф.И. Тютчева
1.1.Зарождение творчества поэта.
Поэзия Ф.И. Тютчева – драгоценнейшее достояние классической литературы. Одним из
замечательнейших поэтов считал Тютчева Тургенев, а по мнению Л.Н. Толстого поэт как
лирический автор превосходит даже Пушкина.
Тютчев в своих стихах воспевает высокие чувства, красоту, отстраняясь от социальных
проблем и уходя в глубинный мир человеческой души. Для Фёдора Ивановича красота
разлита во всём, а его стихотворения характеризуют эстетическое начало, что говорит о
его прекрасном поэтическом чутье. Как утверждают исследователи, Тютчев буквально
растворялся в своём творчестве. Однако у него, особенно в ранней лирике, образы,
связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. Краски
интересуют его лишь в малой степени. Цветовые эпитеты немногословны и, как правило,
неоригинальны. Они лишены у него обычно основной смысловой нагрузки. Зато большую
роль у него обычно играют глаголы движения, передающие состояние объектов природы.
На первый план выдвигаются слуховые и тактильные, осязательные признаки пейзажа. До
Тютчева слуховые образы не играли подобной роли ни у одного из русских поэтов.
Первое стихотворение будущего классика было напечатано в 1816 году, когда ему ещё не
было 13 лет. В 20-ых годах наступает рассвет творчества поэта. Мировой романтизм
служил для Тютчева школой не только творческой, но и философской. Романтизм – это
литературный жанр, который наполнен эстетической атмосферой и идеалистическими
философскими направлениями. Однако поэзия Тютчева не отображала какую-либо
определённую философскую систему. В первую очередь цель творчества поэта – это
выражение своих внутренних ощущений и переживаний, волнующих его чувств.
Тютчев – певец природы, тончайший мастер словестного описания пейзажей. В его
любовании природой не было бездумного наблюдения, она всегда наводила поэта на
мысли о тайнах мироздания, о вопросах бытия. Природа для Тютчева – такое же
одушевлённое разумное существо, как и человек.
Главная тема тютчевской поэзии – человек и мир, человек и Природа. Исследователи
Тютчева говорят о поэте как «певце природы» и видят своеобразие его творчества в том,
что «у одного Тютчева философское восприятие природы составляет в такой сильнейшей
степени самую основу видения мира». Более того, как отмечает Б.Я. Бухштаб, «в русской
литературе до Тютчева не было автора, в поэзии которого природа играла бы такую роль.
Природа входит в поэзию Тютчева как основной объект художественных переживаний».
Пейзаж в творчестве поэта – это движение, то есть не только механическое перемещение,
но и смена явлений, развитие, взаимосвязь. Интересно, что Тютчев не раз в письмах
5
называет себя «врагом пространства». Его пейзажи открыты не столько вдаль, в
пространство, сколько во время – в прошлое, настоящее, будущее. Поэт, живописуя
мгновение в жизни природы, всегда представляет его как звено, связующее прошлое и
будущее. А.А. Фет пишет о стихотворениях Тютчева: «По свойству своего таланта
Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не
возникала соответственная яркая мысль. До какой степени природа является перед ним
одухотворённой, лучше всего выражает он сам:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода.
1.2.Анализ поэтических образов в стихотворениях Ф. Тютчева
Природа для Тютчева всегда юная, а весна особенно ассоциируется у поэта с молодостью
и расцветом души. Только в 30-ых годах Фёдор Иванович посвящает весне 7
стихотворений, где он показывает своё отношение к природе как сына к матери, а весна
для него – это прекрасное дитя.
Белинский писал Тютчеву: «Ваши весны не имеют морщин, и, как говорит великий
английский поэт, вся земля в этот утренний час года и жизни улыбается так, как будто бы
она не заключала могил».
Творчество поэта пронизано оптимистическим настроением и любовью к жизни. В
стихотворении «Весенние воды» весна характеризуется не только как время года, но и как
символ юности и человеческого обновления. Н.А. Некрасов подчеркивал близость
содержания тютчевских стихов каждому человеку. В стихотворении «Весенние воды», по
его мнению, запечатлено чувство, переживаемое людьми весной. Некрасов считал данное
стихотворение «одною из лучших картин, написанных пером» Тютчева, и добавлял:
«Сколько жизни, веселости, весенней свежести...! Читая его, чувствуешь весну, когда сам
не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто бы несколько лет свалилось
долой с плеч, – когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что
распустившимся деревом, и бежишь, бежишь, забывая, что бежать совсем неприлично, не
по летам, а следует идти степенно и что радоваться тоже совсем нечего и нечему…» Для
Некрасова Тютчев связан с землей, ее формы он умеет передать в пластических образах…
Стихотворение «Весенние воды» хоть и невелико по размеру, но отображает достаточно
объёмную панорамную картину и изменении природы во времени и уводит читателя в
грёзы о скорой весне. «Еще в полях белеет снег», а перед нашим мысленным взором уже
разворачивается «румяный, светлый хоровод» «майских дней». Слово «хоровод» здесь не
случайно. Оно очень старое, дремучее и сакральное. Оно призвано оживлять наше
6
детство, игру, сказку и что-то другое, иррациональное. Оно включает нас в поэтический
карнавал, в стихийное действо…
«Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.»
Первые стихи о природе Ф.И. Тютчев написал будучи в Германии, там же родилось его
самое известное стихотворение «Весенняя гроза».
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.»
В этом стихотворении «игра» – центральный образ: играют небесные силы, гром и солнце,
им весело вторят птицы и горный ключ. Здесь мы видим настоящую тютчевскую красоту.
«Небо голубое», «солнца нити золотые», «птичий гам», «гам лесной» - всё это и есть та
самая природная эстетика глазами тонкочувствующего человека. Жизнь, по Тютчеву, —
это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в
сочетании с неиссякаемой любовью к жизни
Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Как и во
всех произведениях поэта здесь удивительно правдоподобно отображена динамика:
весенние воды бегут, гласят, будят уснувшую природу.
Его отношения с природой активны, он хочет вырвать ее тайны, восторг перед ее красотой
совмещается в нем с сомнениями и бунтом».
В стихотворении «Зима недаром злится...» поэт показывает последнюю схватку уходящей
зимы с весной:
«Зима недаром злится,
7
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...»
Эта схватка изображена в виде ссоры старой ведьмы – зимы и молодой, веселой, озорной
девушки – весны.
Нередко в той картине мира, которую рисует Тютчев, за настоящим отчетливо
проступает древний облик мира, первозданные картины природы. Вечное в настоящем,
вечную повторяемость природных явлений – вот что пытается увидеть, показать поэт:
«Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!..
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальней слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит...
На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся еженощный гул...
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..»
Ощущение единства мировой истории, «первого дня творенья» и настоящего, возникает
не только потому, что в картине мира доминируют образы «вечных» звезд, месяца, ключа.
Основное переживание лирического героя связано с услышанным им в ночной тишине
таинственным «гулом» – «озвученными» тайными мыслями человечества. Истинная,
тайная, скрытая в дневной жизни суть мира приоткрывается лирическому герою,
обнаруживая нераздельность первоосновы вселенной – древнего и вечного хаоса – и
мгновенных мыслей людей. Важно отметить, что описание красоты и гармонии мира в
8
первой строфе предстает как «завеса» над подлинной сутью Вселенной – скрытым за
«завесой» хаосом.
Тютчевское понимание мира во многом оказывается близким представлениям античных
философов. А. Белый не случайно назвал Тютчева «архаическим эллином». Русский поэт
в своем понимании мира, человека, природы «чудесным образом, до странности близко
родствен» древним античным философам – Фалесу, Анаксимандру, Платону.
Утверждая свое представление о природе, Тютчев говорит и о «голосе» природы, и о
неотделимости человека от этого мира. Эта неразделимость человеческого «я» и
природного мира также роднит поэта с античными философами и резко разобщает его с
теми современниками, кто не способен ощутить своего слияния с природой:
«Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!»
В стихотворениях Тютчева можно увидеть и другие представления, которые позволяют
назвать поэта XIX века «архаичным эллином». Подобно Платону, он воспринимает мир
как грандиозный шар и вместе с тем как «одно видимое животное», вмещающее в себя
всех других животных, к которым античный философ относил и звезды, называемые им
«божественными и вечными животными».
1.3.
Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего
напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины
природы, а он видит «концентрированную жизнь». Тютчев, как никто, умел передать
цвета, запахи, звуки окружающего мира. Поэт достиг в пейзажной лирике блистательных
художественных высот, став признанным певцом природы. В творчестве проявились его
удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим
подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие. Тютчева
можно с уверенностью назвать самым смелым экспериментатором в русской поэзии 19
века.
Таким образом можно сделать вывод, что в весенней лирике Тютчева присутствует не
только пейзажная лирика, но и философская. Весна – это устойчивый образ, прекрасное
дитя матери-земли, озорная девушка и символ неугасающей юности.
9
Список использованной литературы
1.
Горелов А.Е. Три судьбы: Ф. Тютчев, А. Сухово-Кобылин, И. Бунин. – Л.:
Сов.писатель. Ленингр. отд-ние, 1976.
2.
Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. – М.: Наука, 1980.
3.
Литературоведческий словарь-справочник. – М.: Академия, 2005.
4.
Тютчев Ф.И. - Стихотворения . - М: «Художественная литература», 1988.
5.
Тютчев Ф.И.. Стихотворения. Письма. – М., ГИХЛ, 1989.
6.
Чагин Г.В. Федор Иванович Тютчев: (185 лет со дня рождения). – М.: Знание, 1985.
10