Автор: Исаева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Островецкая СОШ ДО
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Люберецкий г.о, деревня Островцы
Наименование материала: презентация
Тема: "Осень Осенние месяцы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект логопедического занятия
в подготовительной группе по
развитию лексико-грамматических
категорий по лексической теме
«Осень. Осенние месяцы»
Провела слушатель курсов переподготовки
«Воспитатель логопедической группы»
Акопян А.М.
Обогащение
и
активизация
активного
словаря
детей
по
теме
«Осень. Осенние месяцы».
Цель:
1
.
Коррекционно-образовательные:
•
Закрепить
знания
детей
о
характерных признаках осени.
•
Совершенствовать
связную
речь, творческое воображение.
• Формировать навык работы по
алгоритму.
Задачи
Коррекционно-развивающие:
• Развивать связную речь и формировать
словарь по теме.
•
Расширить
и
активизировать
словарь
глаголов.
•
Расширить
и
активизировать
словарь
прилагательных.
• Развивать речевой слух и внимание.
• Развивать общую и мелкую моторику.
Задачи
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать культуру общения.
•
Развивать
умение
выслушать
сверстника.
4.
Индивидуальная
работа:
побуждать
к
активной
речевой
деятельности малоактивных детей
Задачи
Логопед: сейчас я загадаю вам загадку – отгадка
и есть тема нашего сегодняшнего занятия:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Дети садятся на стульчики.
Ребята, а что мы можем рассказать об осени?
Посмотрите на картинки с изображением осенних
явлений. Они помогут нам рассказать о ней.
Организационный
момент
Животные готовятся к
зиме
Сезонные изменения
Сбор урожая
Птицы улетают в
тёплые края
• На смену лету пришла… (осень).
• Солнышко все чаще прячется за (тучами)
• Зеленая летняя травка постепенно становится сухой и
(желтой)
•
Листья
на
деревьях
становятся
(красные,
желтые,
оранжевые), а потом с деревьев (опадают)
• Погода на улице (серая, пасмурная). На небе серые
(тучи). Все чаще идет (дождик)
• Ветер становится (холодным)
• Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края).
• Зверям некогда резвиться, они собирают зерна, орехи, ягоды и делают…
(запасы на зиму
Закончи
предложение…
После какого времени года наступает осень?
•
Когда
можно
сказать,
что
осень
наступила?
(называем характерные признаки)
•
Какие
листья
бывают
осенью?
(Разноцветные,
желтые)
•
Назовите
осенние
месяцы
(сентябрь,
октябрь,
ноябрь)
-
Как
можно
осень
назвать
в
сентябре?
(ранняя,
золотая)
- Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)
- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
Вопросы
Вдруг
закрыли
небо
тучи
-
ребром
ладони
растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками
пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем
ушки
Разведет
повсюду
слякоть
–
кулачками
потирают крылья носа.
Самомассаж «Осень»
Самомассаж
Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв
большую
корзину
(упраж.
«Чашечка»),
отправился
верхом на лошадке (Цокаем как Лошадка) в лес.
По дороге в лес увидел «Ручеек» - холодная струйка
воздуха
«стекает»
посередине
широкого
языка,
кончик
которого упирается в основание нижних передних зубов;
губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и
почувствовал,
какая
холодная
вода
в
ручейке.
(Дети
подставляют
ладошки
под
подбородок;
взрослый
проверяет
правильность
выполнения
упражнения
каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?»)
Упражнения для
язычка
Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на
поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение
«Грибок» - широкий язык «присасывается» к нёбу.
Язычок
скакал
на
лошадке
от
одного
гриба
к
другому,
приговаривая:
«Вот
лисичка,
вот
подберезовик, а вот подосиновик, вот еще свинушка, а
это сыроежка. (Дети цокают 3-4 раза, задерживают язык
наверху в позе «Грибок» на каждое название гриба.) Набрав
полную
корзину
грибов,
Язычок
присел
на
пенек
отдохнуть (упр. «Блинчик») и услышал звук мотора.
Упражнения для
язычка
пр.
«Моторчик»
-
во
время
длительного
произнесения
звука:
д-д-д-д
за
верхними
зубами
быстрыми
движениями
чистым
прямым
указательным
пальцем
сам
ребенок
производит
частые
колебательные
движения
из
стороны
в
сторону.
Язычок
поднял
голову
и
увидел
в
небе
пролетающий вертолет. Язычок помахал ему и
вернулся домой с урожаем.
Упражнения для
язычка
Сказка: Николай Сладков
«Осень на пороге»
(Развитие речевого слуха и внимания)
Беседа по содержанию
О чем рассказал лесным жителям Мудрый Ворон?
- Что сделает осень?
- Что ответили звери?
- Что ответили птицы?
- Какое второе дело сделает осень?
- Что ответили звери?
- Что ответили птицы?
- Какое третье дело сделает осень?
- Что ответили звери и птицы?
Кто переодевается в зимние шубы? (Белки, зайцы, лисицы)
Кто прячется в теплые норы? (Барсуки и еноты)
Кто впадает в спячку до весны? (Ежи и медведи)
Какие птицы улетают на юг? (перелетные)
А как называют птиц, которые остаются зимовать в лесу? (оседлые)
- Дождь. (Льет, мочит, моросит)
- Ветер. (Дует, срывает, воет)
- Тучи. (Ползут, летят, закрывают)
- Листья. (Желтеют, кружат, опадают.)
- Животные (Прячутся, готовят, засыпают.)
- Деревья. (Качаются, желтеют)
- Птицы. (Собираются, улетают, кричат)
- Люди. (Переодеваются, мокнут, собирают).
Игра
с
мячом
«Что
делает?»
(Расширение
и
активизация
словаря
глаголов.
Развитие
ловкости.)
Вот и подошло к концу наше занятие.
Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?
-Чем мы занимались?
-Кто напомнит как называется рассказ?
-А кто написал этот рассказ?
-Чему вы сегодня научились?
-Что запомнили?
Ребята,
вы
сегодня
очень
порадовали
меня
своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее
приметах.
Рефлексия
1.
Бухарина
К.
Е.
Конспекты
занятий
по
развитию
лексико-грамматических представлений и связной речи у
детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е.
Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
2.
Нищева
Н.
В.
Весёлая
пальчиковая
гимнастика.
Упражнения
для
развития
мелкой
моторики
и
координации речи с движением. – СПб. : Детство-пресс,
2015.
3.
Сеничкина,
В.
В.
«Конспекты
тематических
занятий…» С. 8-13
Источники: