Напоминание

Активные методы обучения детей с ОВЗ


Автор: Цыплакова Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №38"
Населённый пункт: г Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Активные методы обучения детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В

условиях

реализации

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

(ФГОС)

особое

внимание

уделяется

формированию метапредметных учебных умений, навыков и действий

(УУД).

Метапредметные

УУД

включают

в

себя

такие

важные

компоненты, как умение планировать и осуществлять деятельность,

анализировать

и

обобщать

информацию,

принимать

решения

и

взаимодействовать с другими людьми. Эти навыки необходимы для

успешной

социализации

и

адаптации

детей,

особенно

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ),

в

современном

обществе.

Активные

методы

обучения,

направленные

на

развитие

метапредметных

УУД,

оказываются

особенно

эффективными

для

детей с ОВЗ. Их применение позволяет учитывать индивидуальные

потребности

и

особенности

таких

детей,

способствует

развитию

познавательной

активности,

мотивации

к

обучению

и

самостоятельности.

Важно

понимать,

что

для

детей

с

ОВЗ

необходимо создавать условия, которые позволят им развиваться в

соответствии

с

их

возможностями,

учитывая

специфику

каждого

ребенка.

Что такое активные методы обучения?

Активные

методы

обучения

-

это педагогические технологии,

которые

предполагают

активное

участие

учащихся

в

учебном

процессе. Они включают взаимодействие, сотрудничество, групповую

работу,

проектные

задания,

ролевые

игры

и

другие

виды

деятельности, направленные на активное усвоение знаний и развитие

умений и навыков.

Такие методы обучения позволяют детям не только получать

знания, но и использовать их на практике, применять в различных

ситуациях, развивая тем самым метапредметные УУД. Для детей с

ОВЗ активные методы обучения также важны, поскольку они помогают

преодолеть

барьеры

в

обучении,

связанные

с

физическими,

когнитивными или эмоциональными ограничениями.

Роль активных методов в формировании метапредметных

УУД

Активные

методы

обучения

обеспечивают

формирование

у

детей с ОВЗ таких метапредметных УУД, как:

Регулятивные

УУД:

Развитие

навыков

постановки

целей,

планирования

действий,

самоконтроля

и

коррекции

результатов.

Например,

при

проектной

деятельности

ребенок

учится

ставить

задачу,

распределять

ресурсы

и

анализировать

полученные

результаты.

Коммуникативные УУД: Включение детей в коллективную работу

помогает

развивать

навыки

общения,

сотрудничества,

умение

выражать свои мысли и слушать других. Например, в ролевых играх

или

дискуссиях

дети

учатся

взаимодействовать,

вырабатывать

совместные решения.

Познавательные

УУД:

В

ходе

активного

обучения

дети

развивают

умения

самостоятельно

искать

информацию,

анализировать

и

обобщать

её,

делать

выводы.

Это

способствует

развитию критического мышления и способности к саморегуляции в

познавательной деятельности.

Личностные

УУД:

Активные

методы

обучения

способствуют

формированию

личной

ответственности

за

учебный

процесс,

развитию мотивации и самостоятельности, что важно для детей с

ОВЗ.

Примеры активных методов обучения для детей с ОВЗ

Проектная

деятельность:

Дети

объединяются

в

группы

и

выполняют совместные задания. Проектная работа требует от детей

умения

планировать,

делегировать

задачи,

анализировать

результаты. Например, в рамках проектной работы по теме «Моя

профессия»

дети

могут

изучать

различные

профессии,

создавать

презентации,

интервьюировать

специалистов

и

представлять

свои

результаты классу.

Ролевые

игры:

В

рамках

ролевых

игр

дети

с

ОВЗ

могут

моделировать

различные

ситуации

из

жизни,

развивая

коммуникативные и регулятивные навыки. Например, ролевые игры по

теме

«Покупка

в

магазине»

позволяют

детям

развивать

навыки

общения, планирования и принятия решений.

Дискуссии и дебаты: Участие в дискуссиях помогает детям с ОВЗ

учиться формулировать свои мысли, выражать свою точку зрения, а

также

уважать

мнение

других.

Это

развивает

коммуникативные

и

личностные УУД.

Интерактивные

технологии:

Использование

современных

технологий

(интерактивных

досок,

планшетов,

образовательных

приложений) способствует активному вовлечению детей в учебный

процесс. Для детей с ОВЗ такие технологии могут быть адаптированы

с учетом их потребностей.

Особенности реализации активных методов для детей с ОВЗ

При внедрении активных методов обучения для детей с ОВЗ

важно учитывать следующие аспекты:

Индивидуализация подхода: Каждый ребенок с ОВЗ имеет свои

особенности развития и обучения, поэтому активные методы должны

адаптироваться

под

его

потребности. Важно

учитывать не

только

физические ограничения, но и эмоциональные и когнитивные аспекты.

Создание комфортной среды: Дети с ОВЗ должны чувствовать

себя

комфортно

в

учебной

среде.

Это

требует

обеспечения

доступности

учебных

материалов

и

технологий,

а

также

эмоциональной поддержки со стороны педагогов и сверстников.

Поддержка

мотивации:

Для

успешного

применения

активных

методов

важно

поддерживать

мотивацию

детей

к

обучению.

Это

может быть достигнуто через поощрение, использование интересных

тем и заданий, а также регулярное предоставление обратной связи.

Заключение

Активные

методы

обучения

играют

ключевую

роль

в

формировании

метапредметных

УУД

у

детей

с

ОВЗ

в

условиях

реализации ФГОС. Они помогают детям не только получать знания, но

и

развивать

навыки,

необходимые

для

успешной

социализации

и

адаптации

в

современном

обществе.

Важно,

чтобы

педагоги

учитывали особенности каждого ребенка и создавали условия для его

успешного

обучения,

используя

индивидуализированные

активные

методы.



В раздел образования