Напоминание

Актуальные вопросы при работе с детьми с ОВЗ на занятиях по физической культуре


Автор: Конохова Наталья Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Населённый пункт: п.Подкумок
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные вопросы при работе с детьми с ОВЗ на занятиях по физической культуре
Раздел: дополнительное образование





Назад




Актуальные вопросы при работе с детьми с ОВЗ на занятиях по

физической культуре

По статистическим данным Российской Федерации количество детей с

ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) составляет

около 4,5 % от общего числа. С каждым годом эта цифра только возрастает.

Классификация болезней детей с ОВЗ разнообразна, но у всех наблюдается

нарушение моторных функций, отставание и дефицит двигательной сферы.

Поэтому очень важно оптимально организовать двигательную деятельность

на занятиях по физической культуре.

В «Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с

ограниченными возможностями «Орлёнок» (далее - «КРЦ «Орлёнок»)

осуществляется применение коррекционно-развивающих методик, а также

особенный индивидуальный подход при работе с такими обучающимися.

Для детей с ОВЗ физические упражнения

являются эффективным

средством одновременно физической, психической и социальной адаптации.

Адаптивная физическая культура (далее - АФК) включает в себя физические

упражнения, а также соревновательную и игровую деятельность. Для многих

детей с ОВЗ она является единственным способом влиться в общество,

эмоционально обогатиться, приобрести новых друзей, принять и понять

окружающий мир, научиться получать положительные эмоции от простых

движений.

При работе с детьми с ОВЗ на занятиях АФК решаются следующие

вопросы:

1)

укрепление здоровья и благоприятное физическое развитие организма;

2)

совершенствование необходимых умений и навыков (ходьба, прыжки,

бег, лазание, метание, бросание, ловля, равновесие);

3)

развитие крупной и мелкой моторики;

4)

воспитание морально-волевых качеств личности;

5)

мотивация

желания

заниматься

физическими

упражнениями

самостоятельно;

6)

уменьшение противоречий между потребностями обучающегося с ОВЗ

и психофизическими возможностями его организма;

7)

стремление к ведению здорового образа жизни;

8)

профилактика и предупреждение вторичных отклонений.

При развитии физических качеств и двигательных способностей у детей с

ОВЗ применяются:

- сочетание различных физических упражнений: стандартных,

упрощённых,

дробного

выполнения

упражнений,

подводящих,

имитационных и др.;

- вариативность техники физических упражнений: исходного положения,

ритма, темпа, амплитуды, усилий, напряжения и т.п.;

- разнообразие вербальных и невербальных методов и приёмов,

словесных и наглядных способов воздействия и т.д.

Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной

походки,

способность

соизмерять

и

регулировать

свои

действия

в

пространстве, выполняя их точно, свободно, без напряжения и скованности -

это

те

свойства,

которые

необходимы

ребенку

для

нормальной

жизнедеятельности. Постоянно действующими задачами на каждом занятии

является коррекция осанки, основных локомоций - ходьбы, бега и других

естественных движений, укрепление «мышечного корсета», коррекция

телосложения,

коррекция

и

профилактика

плоскостопия,

активизация

вегетативных функций.

Формы организации занятий физическими упражнениями в кружке

«Чемпион» отделения социальной реабилитации разнообразны: групповые,

подгрупповые, а также индивидуальные занятия. При работе с детьми с ОВЗ

используются комплексы упражнений: «Красивая и здоровая осанка»,

«Гибкость и пластика», т.п., носящие систематический характер. Групповые

занятия, такие как:

спортивные игры и эстафеты, проводятся вместе с

родителями или с сопровождающими детей в период заключительного этапа

реабилитации. Цель всех форм организации - расширение двигательной

активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности,

развитие собственной активности и творчества, формирование здорового

образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

Очень важно и взаимодействие с родителями детей с ОВЗ. Только с

помощью совместного

взаимодействия специалисты - дети - родители

возможно добиться наилучших результатов в развитии жизнеспособности

ребёнка, за счёт оптимального режима функционирования его телесно-

двигательных характеристик и духовных сил.

В «КРЦ «Орлёнок» созданы условия для прохождения комплексной

реабилитации детей с ОВЗ,

где в совокупности с АФК применяется

медицинская,

воспитательная

и

творческая

составляющие

процесса

оздоровления.

Инструктор по физической культуре: Конохова Н.Ю.



В раздел образования