Автор: Конохова Наталья Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Населённый пункт: п.Подкумок
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные вопросы при работе с детьми с ОВЗ на занятиях по физической культуре
Раздел: дополнительное образование
Актуальные вопросы при работе с детьми с ОВЗ на занятиях по
физической культуре
По статистическим данным Российской Федерации количество детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) составляет
около 4,5 % от общего числа. С каждым годом эта цифра только возрастает.
Классификация болезней детей с ОВЗ разнообразна, но у всех наблюдается
нарушение моторных функций, отставание и дефицит двигательной сферы.
Поэтому очень важно оптимально организовать двигательную деятельность
на занятиях по физической культуре.
В «Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с
ограниченными возможностями «Орлёнок» (далее - «КРЦ «Орлёнок»)
осуществляется применение коррекционно-развивающих методик, а также
особенный индивидуальный подход при работе с такими обучающимися.
Для детей с ОВЗ физические упражнения
являются эффективным
средством одновременно физической, психической и социальной адаптации.
Адаптивная физическая культура (далее - АФК) включает в себя физические
упражнения, а также соревновательную и игровую деятельность. Для многих
детей с ОВЗ она является единственным способом влиться в общество,
эмоционально обогатиться, приобрести новых друзей, принять и понять
окружающий мир, научиться получать положительные эмоции от простых
движений.
При работе с детьми с ОВЗ на занятиях АФК решаются следующие
вопросы:
1)
укрепление здоровья и благоприятное физическое развитие организма;
2)
совершенствование необходимых умений и навыков (ходьба, прыжки,
бег, лазание, метание, бросание, ловля, равновесие);
3)
развитие крупной и мелкой моторики;
4)
воспитание морально-волевых качеств личности;
5)
мотивация
желания
заниматься
физическими
упражнениями
самостоятельно;
6)
уменьшение противоречий между потребностями обучающегося с ОВЗ
и психофизическими возможностями его организма;
7)
стремление к ведению здорового образа жизни;
8)
профилактика и предупреждение вторичных отклонений.
При развитии физических качеств и двигательных способностей у детей с
ОВЗ применяются:
- сочетание различных физических упражнений: стандартных,
упрощённых,
дробного
выполнения
упражнений,
подводящих,
имитационных и др.;
- вариативность техники физических упражнений: исходного положения,
ритма, темпа, амплитуды, усилий, напряжения и т.п.;
- разнообразие вербальных и невербальных методов и приёмов,
словесных и наглядных способов воздействия и т.д.
Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной
походки,
способность
соизмерять
и
регулировать
свои
действия
в
пространстве, выполняя их точно, свободно, без напряжения и скованности -
это
те
свойства,
которые
необходимы
ребенку
для
нормальной
жизнедеятельности. Постоянно действующими задачами на каждом занятии
является коррекция осанки, основных локомоций - ходьбы, бега и других
естественных движений, укрепление «мышечного корсета», коррекция
телосложения,
коррекция
и
профилактика
плоскостопия,
активизация
вегетативных функций.
Формы организации занятий физическими упражнениями в кружке
«Чемпион» отделения социальной реабилитации разнообразны: групповые,
подгрупповые, а также индивидуальные занятия. При работе с детьми с ОВЗ
используются комплексы упражнений: «Красивая и здоровая осанка»,
«Гибкость и пластика», т.п., носящие систематический характер. Групповые
занятия, такие как:
спортивные игры и эстафеты, проводятся вместе с
родителями или с сопровождающими детей в период заключительного этапа
реабилитации. Цель всех форм организации - расширение двигательной
активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности,
развитие собственной активности и творчества, формирование здорового
образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.
Очень важно и взаимодействие с родителями детей с ОВЗ. Только с
помощью совместного
взаимодействия специалисты - дети - родители
возможно добиться наилучших результатов в развитии жизнеспособности
ребёнка, за счёт оптимального режима функционирования его телесно-
двигательных характеристик и духовных сил.
В «КРЦ «Орлёнок» созданы условия для прохождения комплексной
реабилитации детей с ОВЗ,
где в совокупности с АФК применяется
медицинская,
воспитательная
и
творческая
составляющие
процесса
оздоровления.
Инструктор по физической культуре: Конохова Н.Ю.