Напоминание

Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду


Авторы: Политова Екатерина Владимировна, Холодова Галина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Астрахани детский сад №54 "Полянка "
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы по подготовке праздников и развлечений в

детском саду.

Этапы работы по организации праздника

В дошкольном детстве каждый ребенок реагирует на звучание музыки,

чтение сказок, стихов, фольклора, старается петь, танцевать, выступать в

роли героя художественного произведения. Музыкальный руководитель и

воспитатели детского сада создают условия для формирования у детей

восприятия музыки и художественного слова, развивают творческие

способности в разных видах деятельности.

В соответствии с принципами ФГОС ДО мы активно используем

праздники и развлечения в качестве средства приобщения детей к

социокультурным нормам и традициям, где в полной мере учитываются

индивидуальные особенности каждого ребенка, выступающего в роли

полноправного субъекта образовательной деятельности в сотрудничестве

с взрослыми и с другими детьми.

Праздники и развлечения в детском саду – не просто форма

организации досуга детей. Они являются неотъемлемой частью

воспитательно-образовательного процесса, а ещё это большая творческая

работа. Праздники, как и любое другое событие, имеет очень важное

значение для дошкольников, дети участвуют в абсолютно новой для себя

роли. Они нуждаются в поддержке инициативы и самостоятельности,

уверенности в своих силах, как со стороны педагогов, сверстников, так и со

стороны родителей.

Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей в

образовательной деятельности по развитию речи и музыкальному развитию.

Дошкольники разучивают песни, стихи и танцевальные композиции, чтобы

продемонстрировать все свои умения и навыки на детском празднике или

развлечении.

Развлечения, как один из видов культурно-досуговой деятельности,

имеет большое значение для создания положительного микроклимата в

группе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Развлечения

являются красочным мероприятием, обогащающим впечатления и

формирующим творческую активность. Они способствуют его

всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства:

музыкальным, изобразительным, литературным, театральным, пробуждают

радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких

мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а

значит приобрести уверенность в себе, веру в свои способности, развиваются

его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта,

симпатия, жизнерадостность.

При подготовке и организации праздников и развлечений выделяются

следующие этапы работы:

1.Перспективное планирование праздника, выбор темы.

2. Составление сценариев.

3. Работа с педагогами, детьми, родителями.

4. Подготовка и изготовление атрибутов и пособий.

5. Распределение ролей.

6. Разучивание стихов, песен, танцев.

7. Проведение праздника.

8. Подведение итогов мероприятий.

Подготовка к празднику или развлечению осуществляется планомерно

и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечает

интересам детей, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.

Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к

празднику. Его продолжительность зависит от содержания и возрастных

особенностей детей, принимающих в нем участие.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность

праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшей и подготовительной к

школе группах – 40-50 минут. При этом тщательно продумывается

соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность

номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла

детей.

Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий.

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая

разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем

последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника

составляется музыкальным руководителем. В содержании раскрывается тема,

показываются авторские переходы от одной части действия к другой,

вносятся художественные произведения или отрывки из них.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника –

четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны

друг от друга. В сценарии детского праздника обязательно должен быть

сюжет, т.е. развитие событий, выявление характеров в действии. Поиски

яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая

часть работы над сценарием. 2-й этап – построение композиции – реализация

сюжета в развивающемся конкретном сценическом действии.

Композиция –организация действия, соответствующее расположение

материала – включает в себя:

- экспозицию (короткий рассказ о событиях, вводное слово ведущего,

информация о конкретном событии);

- завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно

четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к

восприятию действия, настраивать на определенный лад);

- развитие действия, или основное действие, т.е. изображение событий;

- кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации

наиболее концентрированно выражается идея праздника);

- развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального

проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные

сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие

хороводы и пляски).

Требования к сценарию:

- строгая логичность построения и развития темы;

- законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов;

- нарастание действия в его движении к кульминации.

Непосредственная подготовка к празднику начинается с выбора

речевого материала для детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей,

лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало

психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе со сверстниками

(например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период

обучения, может быть целесообразна вообще роль помощника. Распределяя

речевой материал совместно с воспитателем, мы учитываем словарь,

которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной

речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора

и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком,

позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст даем

родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке

текста, уделяем работе над словесным ударением, ритмом, интонацией и

выразительным произношением.

Хореографические и вокальные композиции, сценки, разучиваем со

всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо

предусмотреть участие в нем каждого ребенка.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием

активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного

творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не

было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной

насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры,

в которых присутствуют соревновательные моменты.

Подготовка к празднику начинается за 1-1,5 месяца до самого

мероприятия. Музыкальный руководитель и воспитатели рассказываем

детям о предстоящем празднике, объясняем, что это за праздник и чему он

посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то мы

вспоминаем, что на нем было. На данном этапе дети понимают свои задачи,

осознают свою роль в процессе подготовки и проведения праздника. Очень

важно, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала

они видели, знали, для чего и для кого они это делают. Необходимо

поставить перед ребёнком цель, создать мотивацию и он сам захочет это

сделать.



В раздел образования