Авторы: Политова Екатерина Владимировна, Холодова Галина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Астрахани детский сад №54 "Полянка "
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Система работы по подготовке праздников и развлечений в
детском саду.
Этапы работы по организации праздника
В дошкольном детстве каждый ребенок реагирует на звучание музыки,
чтение сказок, стихов, фольклора, старается петь, танцевать, выступать в
роли героя художественного произведения. Музыкальный руководитель и
воспитатели детского сада создают условия для формирования у детей
восприятия музыки и художественного слова, развивают творческие
способности в разных видах деятельности.
В соответствии с принципами ФГОС ДО мы активно используем
праздники и развлечения в качестве средства приобщения детей к
социокультурным нормам и традициям, где в полной мере учитываются
индивидуальные особенности каждого ребенка, выступающего в роли
полноправного субъекта образовательной деятельности в сотрудничестве
с взрослыми и с другими детьми.
Праздники и развлечения в детском саду – не просто форма
организации досуга детей. Они являются неотъемлемой частью
воспитательно-образовательного процесса, а ещё это большая творческая
работа. Праздники, как и любое другое событие, имеет очень важное
значение для дошкольников, дети участвуют в абсолютно новой для себя
роли. Они нуждаются в поддержке инициативы и самостоятельности,
уверенности в своих силах, как со стороны педагогов, сверстников, так и со
стороны родителей.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей в
образовательной деятельности по развитию речи и музыкальному развитию.
Дошкольники разучивают песни, стихи и танцевальные композиции, чтобы
продемонстрировать все свои умения и навыки на детском празднике или
развлечении.
Развлечения, как один из видов культурно-досуговой деятельности,
имеет большое значение для создания положительного микроклимата в
группе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Развлечения
являются красочным мероприятием, обогащающим впечатления и
формирующим творческую активность. Они способствуют его
всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства:
музыкальным, изобразительным, литературным, театральным, пробуждают
радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких
мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а
значит приобрести уверенность в себе, веру в свои способности, развиваются
его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта,
симпатия, жизнерадостность.
При подготовке и организации праздников и развлечений выделяются
следующие этапы работы:
1.Перспективное планирование праздника, выбор темы.
2. Составление сценариев.
3. Работа с педагогами, детьми, родителями.
4. Подготовка и изготовление атрибутов и пособий.
5. Распределение ролей.
6. Разучивание стихов, песен, танцев.
7. Проведение праздника.
8. Подведение итогов мероприятий.
Подготовка к празднику или развлечению осуществляется планомерно
и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечает
интересам детей, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.
Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к
празднику. Его продолжительность зависит от содержания и возрастных
особенностей детей, принимающих в нем участие.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность
праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшей и подготовительной к
школе группах – 40-50 минут. При этом тщательно продумывается
соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность
номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла
детей.
Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий.
Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая
разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем
последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника
составляется музыкальным руководителем. В содержании раскрывается тема,
показываются авторские переходы от одной части действия к другой,
вносятся художественные произведения или отрывки из них.
Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:
1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника –
четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны
друг от друга. В сценарии детского праздника обязательно должен быть
сюжет, т.е. развитие событий, выявление характеров в действии. Поиски
яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая
часть работы над сценарием. 2-й этап – построение композиции – реализация
сюжета в развивающемся конкретном сценическом действии.
Композиция –организация действия, соответствующее расположение
материала – включает в себя:
- экспозицию (короткий рассказ о событиях, вводное слово ведущего,
информация о конкретном событии);
- завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно
четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к
восприятию действия, настраивать на определенный лад);
- развитие действия, или основное действие, т.е. изображение событий;
- кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации
наиболее концентрированно выражается идея праздника);
- развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального
проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные
сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие
хороводы и пляски).
Требования к сценарию:
- строгая логичность построения и развития темы;
- законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов;
- нарастание действия в его движении к кульминации.
Непосредственная подготовка к празднику начинается с выбора
речевого материала для детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей,
лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало
психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе со сверстниками
(например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период
обучения, может быть целесообразна вообще роль помощника. Распределяя
речевой материал совместно с воспитателем, мы учитываем словарь,
которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной
речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора
и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком,
позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст даем
родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке
текста, уделяем работе над словесным ударением, ритмом, интонацией и
выразительным произношением.
Хореографические и вокальные композиции, сценки, разучиваем со
всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо
предусмотреть участие в нем каждого ребенка.
Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием
активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного
творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не
было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной
насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры,
в которых присутствуют соревновательные моменты.
Подготовка к празднику начинается за 1-1,5 месяца до самого
мероприятия. Музыкальный руководитель и воспитатели рассказываем
детям о предстоящем празднике, объясняем, что это за праздник и чему он
посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то мы
вспоминаем, что на нем было. На данном этапе дети понимают свои задачи,
осознают свою роль в процессе подготовки и проведения праздника. Очень
важно, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала
они видели, знали, для чего и для кого они это делают. Необходимо
поставить перед ребёнком цель, создать мотивацию и он сам захочет это
сделать.