Напоминание

Методы работы с гиперактивными детьми


Авторы: Политова Екатерина Владимировна, Холодова Галина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Астрахани детский сад №54 "Полянка "
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Методы работы с гиперактивными детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы работы с гиперактивными

детьми.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда

создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь

изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

Резко возросла информированность детей.

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность

общения со сверстниками.

Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение,

наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство

враждебности, тревоги, неуверенности.

Все большее число детей попадают в категорию группы риска.

Более

подробно

рассмотрим детей

с

синдромом

дефицита

внимания,

с

гиперактивностью, а ткаже детей «с трудностями обучения».

Коррекционная работа должна начинаться постепенно с какой-то

одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок

физически не может длительное время внимательно слушать учителя,

спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, развиваем

внимание,

а

после

того,

как

ребенок

научился

концентрировать

и

переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного

контроля. Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные

результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций.

Это может быть, например, дефицит внимания и контроль поведения. И

только

позже

вводить

упражнения,

развивающие

все

три

функции

одновременно.

Начинать

работать

с

гиперактивными

детьми

надо,

по

возможности, индивидуально, в крайнем случае - малыми группами, и

только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем,

что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться,

если рядом много сверстников.

Кроме

того,

сами

занятия

должны

проходить

в

эмоционально

привлекательной для детей форме, например, игровой.

Основные направления в работе с гиперактивными детьми:

1.

Повышение учебной мотивации.

Применение системы поощрения:

создание ситуации успеха,

стимулирующее оценивание,

создание проблемных ситуаций,

развитие желания быть полезным,

создание ситуаций взаимопомощи, сопереживания.

Применение нетрадиционных форм уроков:

уроки-деловые игры;

уроки-соревнования;

театрализованные уроки;

межпредметные уроки.

Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.

Преодолеть речевую замкнутость обучающихся и снять напряженность в

формировании разносторонних навыков помогут задания занимательного

характера. Это дидактические и сюжетно-ролевые игры, дидактические

сказки. Сказкотерапия является одним из эффективных методов работы с

детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения.

Проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует

решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми.

2. Организация

учебного

процесса

с

учетом

психофизиологических

особенностей обучающихся:

смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;

реализация двигательной потребности ребенка;

понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;

сокращение объёма заданий;

выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;

инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;

избегание категорических запретов;

сохранять спокойствие, что окажет поддержку ребёнку;

чаще одобрять и поощрять, хвалить, больше беседовать.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями,

авторитарными указаниями и убеждениями. Индивидуальный подход,

который так необходим этим детям, дело довольно сложное и требует от

педагогов больших усилий, гибкости, терпения.

Существуют специальные упражнения для гиперактивных детей,

развивающие внимание, усидчивость или же, снимающие лишнюю энергию.

Вот некоторые из них:

«Снежный ком»

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности.

Условия игры. Выбирается тема игры: города, имена и т.п. игроки садятся в

круг. Первый игрок называет слово по данной тематике. Второй игрок

должен повторить первое слово и добавить свое. И так далее по кругу до тех

пор, пока кто-нибудь не ошибется.

«Говори»

Цель: контроль импульсивности.

Условия игры. Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам

простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда,

когда я дам команду – “Говори”!

Дети, которые отличаются импульсивностью:

отвечают на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;

у них часто меняется настроение;

обычно с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях,

кричат с места;

им

нравится

работа,

которую

можно

сделать

быстро,

очень

предприимчивы;

когда кто-то из ребят на них кричит, они тоже кричит в ответ;

часто

мешают

другим,

пристают

к

окружающим

(например,

вмешивается в беседы или игры).

В работе с этими детьми использовались три основных направления:

развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения,

двигательный контроль);

отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и

сверстниками;

осуществлялась работа с гневом.

Детям подбираются творческие, развивающие задания, избегая монотонную

деятельность. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом

вопросов.

Дети, которым рекомендовано обучение в классе для обучающися с

умеренной умственной отсталостью с учетом индивидуальных особенностей

усвоения

учебного

материала

и

медицинских

показаний.

Кроме

соматических

заболеваний

у

данной

категории

детей

наблюдается

эмоциональная

незрелость,

нарушена

мелкая

моторика,

серьёзные

нарушения

зрительно

пространственного

восприятия.

Обучение

письменным умениям протекало очень сложно. В настоящее время можно

отметить положительную динамику в обучении такого ребёнка, которая

произошла

при

помощи

целенаправленной

работы

учителей,

узких

специалистови, огромной помощи родителей.

Для коррекции зрительно-моторных координациций применяются методы:

1.

Развитие мелкой моторики (параллельно развитие внимания, памяти,

мышления и речи).

2.

Применение упражнений на невербальном материале, конструирование

букв и цифр из палочек, карандашей, проволоки.

3.

Сопровождение заданий речевыми упражнениями (синхронный счёт в

такт каждому элементу, объяснение последовательности выполнения

заданий).

4.

Конструирование

(складывание

модели

предмета

из

частей,

дорисовывание недостающей детали с опорой на образец).

Для коррекции эмоциональной незрелости применяются следующие

методы:

1.

Выполнение заданий, не требующих длительных усилий.

2.

Возможность обращения за

помощью к учителю в случаях

затруднения.

3.

Подкрепление устных инструкций наглядным материалом.

4.

Поощрение за хорошее поведение.

5.

Обязательные физические разминки на уроках.

6.

Применение

опорных

сигналов

в

виде

схем,

заучивания

стихотворений.

У многих детей наблюдаются нарушение чтения и письма, обусловленные

системным недоразвитием речи, осложненные билингвизмом и стёртой

формой дизартрии. Как правило, учебная мотивация не сформирована,

дефицит

познавательных

интересов,

бедность

кругозора,

поверхность

мышления и внимания, незрелость эмоциональной сферы.

У детей с

умеренной умственной отсталостью замедленное и затруднённое восприятие

всего нового. Они не ориентируется на листе, в учебнике, графомоторный

навык на низком уровне.



В раздел образования