Авторы: Политова Екатерина Владимировна, Холодова Галина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Астрахани детский сад №54 "Полянка "
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Методы работы с гиперактивными детьми
Раздел: дошкольное образование
Методы работы с гиперактивными
детьми.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда
создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь
изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
Резко возросла информированность детей.
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность
общения со сверстниками.
Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение,
наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство
враждебности, тревоги, неуверенности.
Все большее число детей попадают в категорию группы риска.
Более
подробно
рассмотрим детей
с
синдромом
дефицита
внимания,
с
гиперактивностью, а ткаже детей «с трудностями обучения».
Коррекционная работа должна начинаться постепенно с какой-то
одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок
физически не может длительное время внимательно слушать учителя,
спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, развиваем
внимание,
а
после
того,
как
ребенок
научился
концентрировать
и
переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного
контроля. Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные
результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций.
Это может быть, например, дефицит внимания и контроль поведения. И
только
позже
вводить
упражнения,
развивающие
все
три
функции
одновременно.
Начинать
работать
с
гиперактивными
детьми
надо,
по
возможности, индивидуально, в крайнем случае - малыми группами, и
только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем,
что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться,
если рядом много сверстников.
Кроме
того,
сами
занятия
должны
проходить
в
эмоционально
привлекательной для детей форме, например, игровой.
Основные направления в работе с гиперактивными детьми:
1.
Повышение учебной мотивации.
Применение системы поощрения:
создание ситуации успеха,
стимулирующее оценивание,
создание проблемных ситуаций,
развитие желания быть полезным,
создание ситуаций взаимопомощи, сопереживания.
Применение нетрадиционных форм уроков:
уроки-деловые игры;
уроки-соревнования;
театрализованные уроки;
межпредметные уроки.
Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.
Преодолеть речевую замкнутость обучающихся и снять напряженность в
формировании разносторонних навыков помогут задания занимательного
характера. Это дидактические и сюжетно-ролевые игры, дидактические
сказки. Сказкотерапия является одним из эффективных методов работы с
детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения.
Проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует
решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми.
2. Организация
учебного
процесса
с
учетом
психофизиологических
особенностей обучающихся:
смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;
реализация двигательной потребности ребенка;
понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
сокращение объёма заданий;
выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;
инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
избегание категорических запретов;
сохранять спокойствие, что окажет поддержку ребёнку;
чаще одобрять и поощрять, хвалить, больше беседовать.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями,
авторитарными указаниями и убеждениями. Индивидуальный подход,
который так необходим этим детям, дело довольно сложное и требует от
педагогов больших усилий, гибкости, терпения.
Существуют специальные упражнения для гиперактивных детей,
развивающие внимание, усидчивость или же, снимающие лишнюю энергию.
Вот некоторые из них:
«Снежный ком»
Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности.
Условия игры. Выбирается тема игры: города, имена и т.п. игроки садятся в
круг. Первый игрок называет слово по данной тематике. Второй игрок
должен повторить первое слово и добавить свое. И так далее по кругу до тех
пор, пока кто-нибудь не ошибется.
«Говори»
Цель: контроль импульсивности.
Условия игры. Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам
простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда,
когда я дам команду – “Говори”!
Дети, которые отличаются импульсивностью:
отвечают на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;
у них часто меняется настроение;
обычно с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях,
кричат с места;
им
нравится
работа,
которую
можно
сделать
быстро,
очень
предприимчивы;
когда кто-то из ребят на них кричит, они тоже кричит в ответ;
часто
мешают
другим,
пристают
к
окружающим
(например,
вмешивается в беседы или игры).
В работе с этими детьми использовались три основных направления:
развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения,
двигательный контроль);
отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
осуществлялась работа с гневом.
Детям подбираются творческие, развивающие задания, избегая монотонную
деятельность. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом
вопросов.
Дети, которым рекомендовано обучение в классе для обучающися с
умеренной умственной отсталостью с учетом индивидуальных особенностей
усвоения
учебного
материала
и
медицинских
показаний.
Кроме
соматических
заболеваний
у
данной
категории
детей
наблюдается
эмоциональная
незрелость,
нарушена
мелкая
моторика,
серьёзные
нарушения
зрительно
–
пространственного
восприятия.
Обучение
письменным умениям протекало очень сложно. В настоящее время можно
отметить положительную динамику в обучении такого ребёнка, которая
произошла
при
помощи
целенаправленной
работы
учителей,
узких
специалистови, огромной помощи родителей.
Для коррекции зрительно-моторных координациций применяются методы:
1.
Развитие мелкой моторики (параллельно развитие внимания, памяти,
мышления и речи).
2.
Применение упражнений на невербальном материале, конструирование
букв и цифр из палочек, карандашей, проволоки.
3.
Сопровождение заданий речевыми упражнениями (синхронный счёт в
такт каждому элементу, объяснение последовательности выполнения
заданий).
4.
Конструирование
(складывание
модели
предмета
из
частей,
дорисовывание недостающей детали с опорой на образец).
Для коррекции эмоциональной незрелости применяются следующие
методы:
1.
Выполнение заданий, не требующих длительных усилий.
2.
Возможность обращения за
помощью к учителю в случаях
затруднения.
3.
Подкрепление устных инструкций наглядным материалом.
4.
Поощрение за хорошее поведение.
5.
Обязательные физические разминки на уроках.
6.
Применение
опорных
сигналов
в
виде
схем,
заучивания
стихотворений.
У многих детей наблюдаются нарушение чтения и письма, обусловленные
системным недоразвитием речи, осложненные билингвизмом и стёртой
формой дизартрии. Как правило, учебная мотивация не сформирована,
дефицит
познавательных
интересов,
бедность
кругозора,
поверхность
мышления и внимания, незрелость эмоциональной сферы.
У детей с
умеренной умственной отсталостью замедленное и затруднённое восприятие
всего нового. Они не ориентируется на листе, в учебнике, графомоторный
навык на низком уровне.