Напоминание

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ


Авторы: Коваль Лариса Егоровна, Танчева Наталья Петровна
Должность: воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД №40 Г.О. ДОНЕЦК" ДНР
Населённый пункт: Донецк
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коваль Лариса Егоровна,

воспитатель

ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №40 Г.О. ДОНЕЦК»,

ДНР, г. Донецк

Танчева Наталья Петровна

воспитатель

ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №40 Г.О. ДОНЕЦК»,

ДНР, г. Донецк

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается значимость роли педагога в

организации

инновационной

и

экспериментальной

деятельности

дошкольников. Подчеркивается, что именно педагог выступает инициатором,

координатором

и

вдохновителем

познавательной

активности

детей.

Инновационные подходы и экспериментирование позволяют расширять

кругозор дошкольников, формировать исследовательский интерес, творческое

мышление

и

самостоятельность.

Особое

внимание

уделено

условиям,

способствующим

успешному

внедрению

инновационных

технологий

в

образовательный процесс детского сада.

Ключевые слова: дошкольники, педагог, инновации, экспериментальная

деятельность, творчество, познавательная активность, исследовательский

интерес.

Современное

дошкольное

образование

ориентировано

на

развитие

личности

ребёнка,

формирование

его

познавательных

и

творческих

способностей. В условиях стремительных изменений в обществе возрастает

роль инновационных технологий и методов, направленных на активное

включение детей в исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для становления

познавательной инициативы, ведь именно в этот период закладываются основы

любознательности, умения задавать вопросы и находить ответы.

Педагог при этом играет ключевую роль: он создаёт развивающую

образовательную среду, мотивирует детей к поисковой активности, направляет

их исследовательские интересы и поддерживает инициативу.

Цель статьи: раскрыть роль педагога в организации инновационной и

экспериментальной деятельности дошкольников, определить педагогические

условия, способствующие развитию познавательной активности и творческого

потенциала детей.

Современная система дошкольного образования ориентирована не только

на передачу детям определённого объёма знаний, но и на развитие их

познавательной

активности,

самостоятельности,

исследовательских

способностей. В этих условиях возрастает значимость педагога как ключевой

фигуры образовательного процесса.

Педагог

выступает

не

просто

организатором

деятельности,

а

наставником, который вдохновляет детей на познание нового, стимулирует их к

наблюдениям и поискам. Именно он создает условия для того, чтобы

дошкольники учились задавать вопросы, размышлять, сопоставлять и находить

причинно-следственные связи.

Важной задачей современного воспитателя является формирование у

детей исследовательской позиции – умения не только принимать готовую

информацию, но и самостоятельно искать ответы. Для этого педагог должен

обладать гибкостью мышления, открытостью к инновациям и готовностью к

внедрению новых образовательных технологий.

Таким образом, роль педагога заключается в том, чтобы направлять

детскую любознательность в нужное русло, создавать атмосферу доверия и

свободы

выбора,

поддерживать

инициативу

ребёнка

и

помогать

ему

почувствовать радость открытия.

Экспериментальная

деятельность

играет

особую

роль

в

развитии

дошкольников. Ребёнок по своей природе является исследователем: ему

интересно трогать, пробовать, проверять, наблюдать. Именно через такие

действия он познаёт мир.

Эксперименты

и

инновационные

методы

обучения

позволяют:

формировать

у

детей

познавательную

активность

и

любознательность;

развивать

наблюдательность

и

аналитическое

мышление;

учить

детей

самостоятельности и ответственности за результат; воспитывать творческий

подход к решению задач; укреплять коммуникативные навыки, ведь в процессе

опытов дети учатся договариваться, обсуждать и делиться выводами.

Экспериментирование также формирует у ребёнка представления о

причинно-следственных

связях

и

закономерностях

окружающего

мира.

Например, наблюдая, как семя прорастает в стаканчике с землёй, ребёнок

осознаёт значение света и воды для жизни растения. Это становится не

абстрактной информацией, а личным открытием, пережитым в опыте.

Таким образом, инновационная и экспериментальная деятельность

является важным инструментом не только обучения, но и формирования

внутренней мотивации ребёнка к познанию, что особенно важно на этапе

дошкольного детства.

Для

организации

исследовательской

деятельности

педагог

может

использовать различные формы работы. Наиболее востребованные среди них:

Мини-эксперименты. Это простые опыты, доступные детям: «Что

растворяется в воде?», «Какие предметы тонут, а какие плавают?», «Почему лёд

тает?». Такие опыты можно проводить как в группе, так и на прогулке.

Опыты в природе. Наблюдения за ростом растений, жизнью насекомых,

сезонными изменениями развивают внимание и умение видеть закономерности

в природе.

Проектная деятельность. Например, проект «Почему идёт дождь?» может

включать чтение познавательной литературы, проведение опытов с водой,

рисование дождя, разучивание песенки о дожде.

Исследовательские игры. Игровая форма позволяет удерживать внимание

дошкольников и мотивировать их к активному участию.

Интерактивные технологии. Использование мультимедийных материалов,

цифровых микроскопов или обучающих приложений усиливает интерес детей и

расширяет спектр их возможностей.

Все эти формы и методы позволяют ребёнку самому выступить в роли

исследователя, а педагогу — направлять процесс, сохраняя свободу детского

поиска.

Чтобы экспериментальная работа в детском саду была результативной,

педагог должен соблюдать ряд условий:

Создание развивающей среды. В группе необходимо предусмотреть

«уголок исследователя», где дети смогут самостоятельно проводить простые

опыты, рассматривать предметы через увеличительные стёкла, собирать

коллекции природных объектов.

Использование проблемных ситуаций. Например: «Почему мяч

катится быстрее, чем кубик?», «Почему кораблик не тонет?». Такие вопросы

пробуждают у детей интерес и желание проверить гипотезы.

Поддержка самостоятельности детей. Важно не давать готовых

ответов, а задавать наводящие вопросы, чтобы ребёнок сам дошёл до вывода.

Сотрудничество

с

родителями.

Педагог

может

предлагать

родителям проводить домашние мини-эксперименты, делиться результатами и

фотографиями. Это укрепляет взаимодействие семьи и детского сада.

Профессиональное развитие педагога. Воспитателю необходимо

постоянно осваивать новые методики, повышать квалификацию, обмениваться

опытом с коллегами.

Несмотря

на

значимость

инновационной

деятельности,

педагоги

сталкиваются с рядом трудностей: недостаток методических материалов и

оборудования;

ограниченные

ресурсы

дошкольного

учреждения;

низкий

уровень готовности педагогов к внедрению инноваций и т.д.

Решение этих проблем возможно за счёт: систематического повышения

квалификации воспитателей; обмена опытом между педагогами; поддержки со

стороны администрации и родителей; разработки авторских методических

материалов.

Инновационная

и

экспериментальная

деятельность

в

дошкольном

образовании

является

важнейшим

условием

развития

познавательной

активности, творческого мышления и самостоятельности ребёнка. Именно в

дошкольном возрасте закладываются основы исследовательского поведения,

любознательности и умения видеть причинно-следственные связи, что в

дальнейшем обеспечивает успешное обучение в школе.

Роль педагога в этом процессе трудно переоценить. Он выступает не

только организатором, но и вдохновителем, координатором, наставником,

способным создать условия для раскрытия исследовательских способностей

дошкольников. От его профессиональной компетентности, умения применять

инновационные подходы и готовности поддерживать детскую инициативу

напрямую зависит эффективность экспериментальной работы.

Современные

формы

и

методы

мини-эксперименты,

проектная

деятельность,

игровые

и

цифровые

технологии

открывают

новые

возможности для обогащения образовательного процесса. Однако успешность

внедрения инноваций требует не только профессионализма воспитателя, но и

взаимодействия с родителями, а также поддержки со стороны образовательной

организации.

Таким образом, педагог в дошкольном учреждении является центральной

фигурой в организации инновационной и экспериментальной деятельности. Его

умение пробуждать интерес, направлять познание и поддерживать стремление

ребёнка к открытию нового является залогом формирования активной,

любознательной и творческой личности.

Список литературы:

1.

Аверина И. В. Инновационная деятельность педагога дошкольного

образования: современные подходы /И.В. Аверина // Дошкольная

педагогика. – 2017. – № 3. – С. 15–20.

2.

Виноградова Н. Ф. Организация исследовательской деятельности детей

дошкольного возраста / Н.Ф. Виноградова – Москва: Просвещение, 2016.

– 128 с.

3.

Гурьева Л. В. Экспериментальная деятельность дошкольников как

средство

развития

познавательной

активности

/

Л.В.

Гурьева

//

Современное дошкольное образование. – 2018. – № 5. – С. 34–39.

4.

Киселёва М. Н. Роль педагога в инновационном образовательном

процессе дошкольного учреждения / М.Н. Киселёва // Педагогика и

психология образования. – 2019. – № 2. – С. 42–47.

5.

Князева О. Л. Современные образовательные технологии в ДОУ:

практика применения / О.Л. Князева – Санкт-Петербург: Детство-Пресс,

2020. – 144 с.

6.

Лебедева Т. И. Педагогические условия развития исследовательской

активности дошкольников / Т.И. Лебедева // Вестник педагогических

наук. – 2021. – № 4. – С. 67–72.

7.

Соловьёва Е. А. Инновации в системе дошкольного образования: теория и

практика /Е.А. Соловьёва – Казань: Изд-во КФУ, 2015. – 152 с.

8.

Фёдорова

А.

С.

Развивающая

среда

как

фактор

становления

исследовательских

способностей

дошкольников

/А.С.

Фёдорова

//

Образование и наука в России и за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 88–93.

9.

Шевченко Л. В. Инновационные технологии в работе с детьми

дошкольного возраста / Л.В. Шевченко – Ростов на Дону: Феникс, 2019. –

176 с.

10.

Яковлева О. В. Формирование познавательной активности дошкольников

средствами исследовательской деятельности /О.В. Яковлева// Детский

сад: теория и практика. – 2016. – № 6. – С. 21–27.



В раздел образования