Напоминание

Игра как инструмент социализации и развития дружбы у дошкольников


Авторы: Ахмедова Фатимат Анверовна, Володина Людмила Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Астрахани Детский сад № 54 "Полянка"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Игра как инструмент социализации и развития дружбы у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ахмедова Фатимат Анверовна

Володина Людмила Викторовна

Игра как инструмент социализации и развития дружбы у дошкольников

Ранний возраст представляет собой сравнительно короткий, но принципиально

значимый этап онтогенеза. В этот период формируются базовые представления ребёнка о

мире, закладываются основы его социального опыта, нравственных качеств и поведенческих

привычек.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, которая выступает

важнейшим механизмом психического и личностного развития. В процессе игровой

деятельности ребёнок не только удовлетворяет потребность в активности, но и развивает

внимание, память, воображение, формирует навыки саморегуляции и коллективного

взаимодействия. Игра выполняет функцию социализации, способствуя усвоению норм и

правил, принятых в обществе.

Особое значение игра имеет для формирования межличностных отношений. В ходе

совместных игровых действий дети учатся согласовывать свои поступки, соблюдать общие

правила, принимать во внимание интересы других участников. Таким образом формируются

качества, необходимые для построения дружеских связей: взаимопомощь, ответственность,

умение сотрудничать.

Эффективность игровой деятельности во многом определяется её содержанием. Для

того чтобы игра была развивающей, дети должны уметь распределять роли, договариваться,

придерживаться общей цели. Однако полноценное участие в сюжетно-ролевых играх

невозможно без сформированных моральных установок — уважения к партнёрам,

готовности к сотрудничеству и коллективизму. Именно поэтому в педагогической практике

особое

внимание

уделяется

формированию

детского

коллектива

и

поддержке

инициативности.

Сюжетно-ролевые игры позволяют ребёнку воссоздавать социальные роли взрослых,

что способствует не только познанию окружающей действительности, но и развитию

когнитивных и нравственных способностей. Важным условием их содержательности

является обогащение жизненного опыта ребёнка посредством чтения, наблюдений, участия в

различных видах деятельности.

Значимую роль в организации игровой среды играют игрушки. Их подбор должен

носить

целенаправленный

характер,

обеспечивая

безопасность,

эстетическую

привлекательность и развивающий потенциал.

Задача взрослых заключается в создании условий для активной и эмоционально

насыщенной игры. При этом важно не навязывать ребёнку сценарий, а мягко вовлекать его в

совместную

деятельность.

Наибольшую

ценность

представляют

коллективные

игры

кооперативного типа («Ручеёк», «Передай дальше», «Поиск сокровищ» и др.), так как они

способствуют

формированию

дружеских

отношений

и

развитию

коммуникативной

культуры.

Игра выступает пространством всестороннего развития ребёнка: интеллектуального,

физического и нравственного. Она отражает его внутренний мир и одновременно является

средством социализации. Роль взрослого в этом процессе заключается в поддержке и

педагогическом сопровождении, направленном на раскрытие творческого и социального

потенциала ребёнка.

Список литературы

1.

Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов

учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языком обучения / О. К.

Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013. – 152 с.

2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в

развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.

3. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А.

Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Минск : Нац. ин-т образования,

2012. - 184 с.

4. Шипицына Л.Н. и др. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со

взрослыми и сверстниками. - «Детство-пресс», 2008.



В раздел образования