Напоминание

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛЕКСИКИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Автор: Пушкина Татьяна Николаевна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: МГАХИ им.В.И.Сурикова
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛЕКСИКИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Раздел: высшее образование





Назад




РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛЕКСИКИ

СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ

ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Пушкина Татьяна Николаевна

МГАХИ им. В. И. Сурикова

Москва, Россия

yapunya

@

mail

.

ru

Аннотация. В современном образовании акцент смещается в сторону

формирования

у

студентов

не

только

теоретических

знаний,

но

и

практических навыков, необходимых для успешной профессиональной

деятельности. Особое значение это имеет для студентов художественных

специальностей, где успешное овладение профессионально-ориентированной

лексикой является неотъемлемой частью профессионального становления.

Данная статья посвящена исследованию роли проектной деятельности в

развитии этого важного компонента профессиональной подготовки.

Ключевые

слова:

лексика,

проектная

деятельность,

развитие,

искусство, методика, художественные специальности, коммуникация, оценка.

Abstract. In modern education, the emphasis is shifting towards developing

students not only theoretical knowledge, but also practical skills necessary for

successful professional activity. This is of particular importance for students of art

specialties, where successful mastery of professionally oriented vocabulary is an

integral part of professional development. This article is devoted to the study of the

role of project activities in the development of this important component of

professional training.

Keywords: vocabulary, project activities, development, art, methodology, art

specialties, communication, assessment.

Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам

высших учебных заведений. Вне зависимости от выбранной специальности,

специалист должен обладать не только профессиональными знаниями и

навыками, но и уверенно владеть иностранным языком, особенно в его

профессионально-ориентированном аспекте. Это обусловлено глобализацией,

активным развитием международных культурных связей, а также растущим

объемом информации, доступной на различных языках. Для студентов

художественных специальностей, чья будущая карьера часто связана с

международным

арт-рынком,

участием

в

международных

проектах,

стажировками и выставками, владение специализированной лексикой является

не просто желательным, а зачастую необходимым условием успешной

профессиональной реализации.

Традиционные подходы к обучению иностранным языкам в неязыковых

вузах, как правило, фокусируются на общей коммуникативной компетенции.

Однако, для будущих художников, дизайнеров, искусствоведов, фотографов и

других

специалистов

в

области

искусства,

овладение

специфической

терминологией, связанной с историей искусства, современными тенденциями,

техниками, материалами, а также особенностями арт-рынка, приобретает

первостепенное значение [4].

Без знаний специальной лексики студенты оказываются ограниченными

в возможности полноценно общаться с зарубежными коллегами, понимать

специализированную литературу, участвовать в международных дискуссиях и

презентовать свои работы на глобальной арене.

В этой связи, остро встает вопрос о поиске наиболее эффективных

методов и форм обучения, способствующих целенаправленному развитию

профессионально-ориентированной

лексики

студентов

художественных

специальностей. Одним из наиболее перспективных подходов, позволяющих

интегрировать изучение языка с освоением профессиональных знаний и

развитием практических навыков, является проектная деятельность [3].

Проектный

метод,

будучи

активной

формой

обучения,

стимулирует

самостоятельность студентов, их творческий потенциал и способствует

формированию устойчивых знаний и умений, в том числе и в области

специализированной лексики.

Проектная деятельность в обучении иностранным языкам является

одним

из

направлений

коммуникативного

подхода.

В

отличие

от

традиционных

упражнений,

проектная

деятельность

предполагает

комплексный характер: она объединяет языковые, когнитивные, творческие и

социальные

аспекты.

Проектная

деятельность

стимулирует

активную,

самостоятельную,

деятельность

обучающихся,

включает

возможность

принять участие в дискуссии, предложить идею и развить ее, реализовать

интересный замысел и презентовать свое видение какой-либо проблемы или

задачи [2].

Традиционные

методы

преподавания

часто

оказываются

недостаточными для эффективного усвоения специализированной лексики.

Преподаватели нередко сталкиваются со следующими проблемами:

Пассивное усвоение: Студенты часто пассивно воспринимают

информацию, не имея возможности активно применять изучаемые термины.

Отсутствие контекста: Лексика изучается в отрыве от реальных

профессиональных ситуаций, что снижает мотивацию и эффективность

запоминания.

Недостаточная практика: Нехватка времени и возможностей для

активного использования профессиональной лексики в устной и письменной

речи.

Разная степень подготовки: Студенты могут иметь различный

уровень языковой подготовки, что затрудняет организацию учебного процесса

[7].

В новой концепции вузовского образования основной акцент делается

на самостоятельную подготовку студентов в процессе обучения, на переход от

усвоения знаний к их формированию [4].

Проектная

деятельность

предоставляет

студентам

уникальную

возможность для активного и целенаправленного освоения профессиональной

лексики. Она характеризуется следующими преимуществами:

Контекстно-ориентированное обучение: Проекты предполагают

работу над конкретными задачами, что позволяет студентам изучать лексику в

контексте реальных профессиональных ситуаций. Они сталкиваются с

необходимостью использовать специализированные термины для обсуждения

концепций, выбора материалов, описания технологических процессов, оценки

результатов.

Активная практика: Проектная деятельность требует от студентов

активного участия в обсуждениях, презентациях, составлении отчетов и

других видов коммуникации, что способствует развитию навыков устной и

письменной речи.

Мотивация и заинтересованность: Работа над интересными и

значимыми проектами повышает мотивацию студентов к изучению лексики.

Они понимают, что владение профессиональным языком необходимо для

достижения поставленных целей.

Индивидуальный подход: Проекты могут быть адаптированы к

интересам и уровню подготовки студентов, что позволяет обеспечить

индивидуальный подход к обучению.

Развитие навыков сотрудничества: Проектная деятельность часто

предполагает работу в команде, что способствует развитию коммуникативных

навыков и умению эффективно взаимодействовать с коллегами [4].

Эффективная

организация

проектной

деятельности

предполагает

поэтапный подход, который включает в себя следующие шаги:

Определение целей и задач проекта: На начальном этапе

преподаватель четко формулирует цели и задачи проекта, определяя темы,

направления и ожидаемые результаты. Необходимо обозначить конкретные

лексические

цели,

например,

изучение

терминологии,

связанной

с

определенным стилем, материалом или техникой.

Выбор темы проекта: Тема проекта должна быть интересной и

актуальной для студентов, соответствовать их профессиональным интересам и

способствовать развитию изучаемой лексики.

Сбор и анализ информации: Студенты собирают информацию о

теме

проекта,

используя

различные

источники

(литература,

интернет,

интервью с профессионалами). На этом этапе происходит знакомство с

новыми терминами и их значением.

Разработка концепции и дизайна: Студенты разрабатывают

концепцию и дизайн проекта, используя изученную лексику для описания

своих идей и обоснования принятых решений.

Реализация проекта: Студенты воплощают свои идеи в жизнь,

используя соответствующие материалы и техники. В процессе работы они

сталкиваются с необходимостью применять изученную лексику для решения

практических задач.

Презентация и защита проекта: Студенты представляют свои

проекты,

используя

профессиональную

лексику

для

четкого

и

аргументированного изложения своих идей, описания процесса работы и

оценки результатов.

Рефлексия

и

анализ:

После

завершения

проекта

студенты

анализируют свою работу, оценивают свой вклад и уровень владения

профессиональной лексикой, выявляя области, требующие дальнейшего

изучения [6].

Формы проектной деятельности, используемые в художественном вузе,

обусловлены

спецификой

профессионально-ориентированной

лексики

художественных специальностей.

К основным категориям профессиональной лексики художников и

искусствоведов относятся названия техник и материалов (масляная живопись,

акварель, коллаж, фреска, холст и др.); термины, связанные с направлениями

и стилями в искусстве (импрессионизм, сюрреализм, поп-арт и др.); лексика,

относящаяся к арт-рынку (галерея, аукцион, куратор, коллекционер, арт-дилер

и др.), язык профессиональных изданий, онлайн ресурсов и т.д.

В зависимости от поставленных целей и задач, формы проектной

деятельности

могут

включать

в

себя

исследовательские,

творческие,

прикладные проекты и т.п.

Реализация конкретных проектов позволяет интегрировать изучение

языка с освоением предметных знаний и формированием практических

навыков, делая процесс обучения максимально эффективным. Например,

проект «Исследование творчества импрессионистов» предоставляет богатый

лексический материал, связанный с историей искусства. Анализируя статьи и

репродукции, студенты осваивают термины (impressionism, landscape, plein

air, light, brushstroke), а также имена ключевых фигур (Monet, Renoir, Degas).

Подготовка презентации по итогам исследования закрепляет эту лексику в

активном употреблении.

Проект «Разработка

выставочного пространства» ориентирован на

лексику, связанную с выставочной деятельностью (exhibition, space, layout,

lighting, curator, installation, digital art). Работа включает исследование

существующих галерей и создание презентационных материалов, что требует

активного использования специальной терминологии.

Проект «Создание персонального арт-портфолио» помогает студентам

описывать свои работы, являясь, по сути, подготовкой к профессиональной

карьере и одновременно помощником в деле освоения профессиональной

лексики (artwork, medium, technique, concept, portfolio, professional practice).

Проект

«Анализ современного арт-рынка: тенденции и прогнозы»

знакомит с лексикой, актуальной для понимания коммерческой стороны

искусства (art market, auction, collector, art dealer). Исследование тенденций и

прогнозов способствует не только освоению специальной терминологии, но и

развитию аналитических навыков.

Таким

образом,

проектная

деятельность

является

эффективным

инструментом

для

развития

профессионально-ориентированной

лексики

студентов художественных специальностей. Она обеспечивает контекстно-

ориентированное

обучение,

активную

практику,

мотивацию

и

индивидуальный

подход.

Преподавателям

необходимо

уделять

особое

внимание методике организации проектной деятельности, создавая условия

для активного освоения и применения профессиональной лексики.

Реализация проектов в учебном процессе способствует формированию у

студентов не только теоретических знаний, но и практических навыков,

необходимых

для

успешной

профессиональной

деятельности

в

сфере

искусства.

Внедрение

проектной

деятельности

в

учебный

процесс

способствует повышению качества подготовки будущих специалистов и их

конкурентоспособности на рынке труда.

Список литературы

1.

Джонс Дж. К. Методы проектирования. Пер. с англ. — 2-е изд., доп. —

М.: Мир, 1986. — 326 с.

2.

Жерновая, О. Р. Проектная деятельность как средство развития

мотивации к изучению иностранного языка / О. Р. Жерновая, М. В.

Архипова, О. С. Котова, З. И. Лобанова, У. И. Смирнова // Мир науки.

Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 6.

3.

Мандель, Б. Р. Основы проектной деятельности : учебное пособие для

обучающихся в системе СПО / Б. Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-

Медиа, 2018. – 293 с.

4.

Организация самостоятельной работы студентов по иностранным

языкам: сборник научно-методических статей преподавателей иностранных

языков вузов России. Саратов: Издательство СГУ, 2019 - Вып. 2. – 260 стр.

5.

Пахомова

Н.Ю.

Метод

учебного

проекта

в

образовательном

учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е

изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.

6.

Полат

Е.С.,

Бухаркина

М.Ю.

Современные

педагогические

и

информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр

«Академия», 2007.

7.

Современные проблемы непрерывного педагогического образования :

коллективная монография / под науч. ред. А.А. Веряева, И.Р. Лазаренко. –

Барнаул : АлтГПУ, 2018. – 346 с.



В раздел образования