Напоминание

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня


Автор: Кадарметова Ирина Ивановна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат № 16"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня
Раздел: среднее образование





Назад




Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня. Группа продленного дня – это объединение учащихся под руководством педагога – воспитателя, организующего с ними ежедневное занятие во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы согласно уставу учреждения. Воспитателю необходимо четко знать, какие мотивы (потребности, желания) являются наиболее значимыми для каждой возрастной группы, чтобы уметь ими (мотивами) управлять, учитывать их в своей повседневной деятельности. Планирование работы группы продленного дня должно вытекать из общего плана работы образовательного учреждения. Выполнение общих воспитательных и образовательных программ – вот главная цель работы группы продленного дня. Планирование работы в ГПД – это процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально- ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его личностному росту. Планирование должно иметь следующие приоритетные позиции, а именно: - создание условий для личностного развития воспитанников; - создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в ГПД: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно- оздоровительной; - создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру. Планирование включает в себя два вида планов: перспективный и ежедневный планы воспитательной деятельности. Ежедневный план работы охватывает небольшой промежуток времени (неделя,) и содержит информацию, отражающую содержание текущих дел и мероприятий. Формы планов могут быть разнообразны: текстовыми, графическими, в виде плана-сетки. Главное, они должны помогать в работе, быть реальными, удобными в пользовании и отражать перспективы воспитания, а также развитие воспитательной системы школы. Здесь должны быть четко сформулированы: -цели (желаемый результат); -задачи (конкретный проверяемый результат); -технологии решения поставленных задач; -содержание внеклассных мероприятий, режимных моментов. До начала нынешнего учебного года в школе-интернате № 16 календарное планирование носило текстовую форму, но в нынешнем учебном году воспитатели нашей школы перешли на новую форму оформления ежедневного планирования – за основу взяли форму плана-сетки недельной циклограммы расписания занятий в ГПД, образец которого представлен вашему вниманию (приложение к докладу). Здесь мы видим, что ежедневное планирование, которое используют воспитатели нашей школы-интерната в своей воспитательной деятельности, состоит из следующих разделов:
- основных направлений воспитательной работы по дням недели (понедельник- познавательно-досуговое; вторник – спортивно- оздоровительное; среда – социально-трудовое; четверг – гражданско- патриотическое; пятница – художественно-эстетическое воспитание) - в следующем разделе четко прописаны основные режимные моменты и целевые установки к каждому из них (так – режимный момент – прогулка на свежем воздухе несет в себе следующие целевые установки – организовать активный отдых воспитанников, снять эмоциональное напряжение, улучшить настроение, дать положительный заряд эмоций) - недельное планирование самоподготовки и конкретных воспитательных мероприятий, согласно основным направлениям воспитательной работы по дням недели с указанием форм, содержания и цели данного мероприятия. При планировании любого мероприятия мы должны четко знать закономерности психического развития личности ребенка, об особенностях личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о мотивационно -потребностном характере формирования личности. При разработке данного ежедневного планирования мы опирались на методическую разработку Е.Д.Худенко, в которой освещена система воспитательной работы, направленная на формирование личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья с позиции учета особенностей его развития, ведущей деятельности, ее основных мотивов. При составлении ежедневного планирования педагоги-воспитатели преследуют единую цель: создание условий для развития личностных качеств ребенка, формирование его общественной культуры, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения. Реализацию поставленной цели осуществляем посредством решения следующих задач: - организации для ребенка во внеурочное время интересных занятий в кругу ровесников; - защиты ребенка от прямых и агрессивных асоциальных влияний; - формирования и использования собственного социального опыта ребенка; - осуществление индивидуальной работы с детьми разного уровня по восприятию и воспроизведению информации; организации досуга детей с учетом их интересов и склонностей, разнообразной развивающей деятельности ребенка; - целенаправленной работы с родителями. Какие же виды деятельности включают в себя основные направления в работе ГПД: 1.Деятельность по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни ЗАДАЧИ: - не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания в школе;
- достичь допустимого уровня здоровья; - создать условия для формирования здорового образа жизни. Направление данного вида деятельности мы определяем, как спортивно- оздоровительное и включаем сюда работу: - по использованию здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологий в воспитании; -проведение диагностических исследований: дозировка домашнего задания, здоровье учеников в режиме дня школы, нормализация учебной нагрузки; - обеспечение санитарно-гигиенического режима, санитарно-гигиенического просвещения; - организация системы физкультурно-оздоровительных мероприятий: дни здоровья, коррегирующая гимнастика, туризм, физкультминутки и т.д; - усовершенствование системы организации жизнедеятельности: правильный подбор мебели, влажная уборка, освещение, проветривание, тепловой режим и т.д; - рационализирование организации труда и отдыха в течении дня; - усовершенствование системы ОБЖ: изучение правил дорожного движения, предупреждение травматизма, охраны труда и техники безопасности, организация профилактики употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ, табакокурения. - создание благоприятной психологической среды в коллективе. 2. Следующий вид деятельности – это деятельность по созданию системы воспитательной работы и обеспечению воспитанности учащихся. ЗАДАЧИ: - создать условия для достижения оптимального уровня воспитанности учащихся: - организовать личностное развитие учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов; - выявлять и развивать природные способности каждого воспитанника. По данному виду деятельности нами взяты за основу следующие направления воспитательной работы: - гражданско-патриотическое - художественно-эстетическое - познавательно-досуговое - социально-трудовое направление В рамках данных направлений воспитательной работы предусматриваются следующие виды деятельности: - культурно-просветительская работа, предусматривающая развитие национально-культурных традиций, традиции школы, общешкольные праздники, коллективные творческие дела;
- работа по организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и культуры; - социологические и психолого-педагогические исследования по вопросам воспитания учащихся, выявлению уровня их воспитанности, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, работа с детьми группы риска, организация досуга, игровая деятельность учащихся. Таким образом при составлении ежедневного планирования, а именно плана-сетки недельной циклограммы расписания занятий в ГПД с использованием деятельностного подхода в воспитании педагоги- воспитатели учитывают все виды деятельности: познавательную, ценностно -ориентированную, трудовую, художественно-творческую, физкультурно- оздоровительную, коммуникативную, игровую. Надеюсь, что предложенная форма ежедневного планирования не останется без внимания коллег и готовы принять к рассмотрению, предложенные вами варианты составления ежедневного планирования. ПРИЛОЖЕНИЕ: (таблица представлена в уменьшенном виде) Дат а Форма и название мероприятия Цель мероприятия Краткое содержание мероприятия Цель самоподготовки План работы на самоподготовке понедельник вторник среда четверг пятница Формат страницы А-4 ориентация страницы - альбомная


В раздел образования