Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня
Автор: Кадарметова Ирина Ивановна Должность: воспитатель группы продленного дня Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат № 16" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня Раздел: среднее образование
Программно-методическое обеспечение деятельности
педагога-воспитателя группы продленного дня.
Группа продленного дня – это объединение учащихся под руководством
педагога – воспитателя, организующего с ними ежедневное занятие во
внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы согласно
уставу учреждения. Воспитателю необходимо четко знать, какие мотивы
(потребности, желания) являются наиболее значимыми для каждой
возрастной группы, чтобы уметь ими (мотивами) управлять, учитывать их в
своей повседневной деятельности.
Планирование работы группы продленного дня должно вытекать из
общего плана работы образовательного учреждения. Выполнение общих
воспитательных и образовательных программ – вот главная цель работы
группы продленного дня. Планирование работы в ГПД – это процесс
моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-
ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его
личностному росту. Планирование должно иметь следующие приоритетные
позиции, а именно:
- создание условий для личностного развития воспитанников;
- создание условий для реализации основных форм деятельности
учащихся в ГПД: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-
оздоровительной;
- создание условий для формирования системы отношений к самому себе,
другим людям, окружающему миру. Планирование включает в себя два вида
планов: перспективный и ежедневный планы воспитательной деятельности.
Ежедневный план работы охватывает небольшой промежуток времени
(неделя,) и содержит информацию, отражающую содержание текущих дел и
мероприятий.
Формы планов могут быть разнообразны: текстовыми, графическими, в
виде плана-сетки. Главное, они должны помогать в работе, быть реальными,
удобными в пользовании и отражать перспективы воспитания, а также
развитие воспитательной системы школы. Здесь должны быть четко
сформулированы:
-цели (желаемый результат);
-задачи (конкретный проверяемый результат);
-технологии решения поставленных задач;
-содержание внеклассных мероприятий, режимных моментов.
До начала нынешнего учебного года в школе-интернате № 16 календарное
планирование носило текстовую форму, но в нынешнем учебном году
воспитатели нашей школы перешли на новую форму оформления
ежедневного планирования – за основу взяли форму плана-сетки недельной
циклограммы расписания занятий в ГПД, образец которого представлен
вашему вниманию (приложение к докладу). Здесь мы видим, что ежедневное
планирование, которое используют воспитатели нашей школы-интерната в
своей воспитательной деятельности, состоит из следующих разделов:
- основных направлений воспитательной работы по дням недели
(понедельник- познавательно-досуговое; вторник – спортивно-
оздоровительное; среда – социально-трудовое; четверг – гражданско-
патриотическое; пятница – художественно-эстетическое воспитание)
- в следующем разделе четко прописаны основные режимные моменты и
целевые установки к каждому из них (так – режимный момент – прогулка на
свежем воздухе несет в себе следующие целевые установки – организовать
активный отдых воспитанников, снять эмоциональное напряжение, улучшить
настроение, дать положительный заряд эмоций)
- недельное планирование самоподготовки и конкретных воспитательных
мероприятий, согласно основным направлениям воспитательной работы по
дням недели с указанием форм, содержания и цели данного мероприятия.
При планировании любого мероприятия мы должны четко знать
закономерности психического развития личности ребенка, об особенностях
личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о
мотивационно -потребностном характере формирования личности. При
разработке данного ежедневного планирования мы опирались на
методическую разработку Е.Д.Худенко, в которой освещена система
воспитательной работы, направленная на формирование личности
воспитанника с ограниченными возможностями здоровья с позиции учета
особенностей его развития, ведущей деятельности, ее основных мотивов.
При составлении ежедневного планирования педагоги-воспитатели
преследуют единую цель: создание условий для развития личностных
качеств ребенка, формирование его общественной культуры, совокупности
главных жизненных ценностей, навыков общения.
Реализацию поставленной цели осуществляем посредством решения
следующих задач:
- организации для ребенка во внеурочное время интересных занятий в кругу
ровесников;
- защиты ребенка от прямых и агрессивных асоциальных влияний;
- формирования и использования собственного социального опыта ребенка;
- осуществление индивидуальной работы с детьми разного уровня по
восприятию и воспроизведению информации; организации досуга детей с
учетом их интересов и склонностей, разнообразной развивающей
деятельности ребенка;
- целенаправленной работы с родителями.
Какие же виды деятельности включают в себя основные направления в
работе ГПД:
1.Деятельность по сохранению здоровья и формированию здорового образа
жизни
ЗАДАЧИ:
- не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания
в школе;
- достичь допустимого уровня здоровья;
- создать условия для формирования здорового образа жизни.
Направление данного вида деятельности мы определяем, как спортивно-
оздоровительное и включаем сюда работу:
- по использованию здоровье сберегающих и здоровье формирующих
технологий в воспитании;
-проведение диагностических исследований: дозировка домашнего задания,
здоровье учеников в режиме дня школы, нормализация учебной нагрузки;
- обеспечение санитарно-гигиенического режима, санитарно-гигиенического
просвещения;
- организация системы физкультурно-оздоровительных мероприятий: дни
здоровья, коррегирующая гимнастика, туризм, физкультминутки и т.д;
- усовершенствование системы организации жизнедеятельности: правильный
подбор мебели, влажная уборка, освещение, проветривание, тепловой режим
и т.д;
- рационализирование организации труда и отдыха в течении дня;
- усовершенствование системы ОБЖ: изучение правил дорожного движения,
предупреждение травматизма, охраны труда и техники безопасности,
организация профилактики употребления алкоголя, наркотических и
психотропных веществ, табакокурения.
- создание благоприятной психологической среды в коллективе.
2. Следующий вид деятельности – это деятельность по созданию системы
воспитательной работы и обеспечению воспитанности учащихся.
ЗАДАЧИ:
- создать условия для достижения оптимального уровня воспитанности
учащихся:
- организовать личностное развитие учащегося с учетом его возраста,
интеллекта и интересов;
- выявлять и развивать природные способности каждого воспитанника.
По данному виду деятельности нами взяты за основу следующие
направления воспитательной работы:
- гражданско-патриотическое
- художественно-эстетическое
- познавательно-досуговое
- социально-трудовое направление
В рамках данных направлений воспитательной работы предусматриваются
следующие виды деятельности:
- культурно-просветительская работа, предусматривающая развитие
национально-культурных традиций, традиции школы, общешкольные
праздники, коллективные творческие дела;
- работа по организации взаимодействия с учреждениями дополнительного
образования и культуры;
- социологические и психолого-педагогические исследования по вопросам
воспитания учащихся, выявлению уровня их воспитанности, профилактика
правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, работа с
детьми группы риска, организация досуга, игровая деятельность учащихся.
Таким образом при составлении ежедневного планирования, а именно
плана-сетки недельной циклограммы расписания занятий в ГПД с
использованием деятельностного подхода в воспитании педагоги-
воспитатели учитывают все виды деятельности: познавательную, ценностно
-ориентированную, трудовую, художественно-творческую, физкультурно-
оздоровительную, коммуникативную, игровую.
Надеюсь, что предложенная форма ежедневного планирования не останется
без внимания коллег и готовы принять к рассмотрению, предложенные вами
варианты составления ежедневного планирования.
ПРИЛОЖЕНИЕ: (таблица представлена в уменьшенном виде)
Дат
а
Форма и название
мероприятия
Цель
мероприятия
Краткое
содержание
мероприятия
Цель
самоподготовки
План работы
на
самоподготовке
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Формат страницы А-4 ориентация страницы - альбомная