Автор: Каштанова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР- д/с №39 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Альметьевск, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Народная игра - как средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр
развития ребенка- детский сад № 39 «Золотой петушок» г. Альметьевск РТ
Народная игра -
как средство приобщения детей дошкольного
возраста к здоровому образу жизни
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего
поколения - это одна из стратегических задач развития России. В этом
контексте возникает необходимость в осмыслении подходов к организации
оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Одним из важнейших средств физического воспитания детей
дошкольного возраста является подвижная игра. Она способствует
физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию
ребенка.
Одним из видов подвижных игр используемых с детьми дошкольного
возраста, являются народные подвижные игры.
На огромное значение народных подвижных игр указывали все, кто,
так или иначе, сталкивался с ними в своей научной и педагогической
деятельности.
Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Он
один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр,
как отражение в них истории той или иной нации. На основе анализа
национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно,
накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и
частной жизни людей..
П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает
знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной
жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры
ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития
у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки,
дисциплины, товарищества.
Народные подвижные игры оказывают всестороннее влияние на
физическое развитие и оздоровление организма ребенка. Двигательная
активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояние организма:
усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций.
Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп
в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу легких,
способствуют насыщению организма ребенка кислородом, повышению
общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность
способствует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц,
увеличивает их мускулатурную силу, развивает необходимую координацию.
Игры способствуют развитию моторики ребенка, уменьшению
заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей.
Использование разнообразных действий и движений в игре активизирует
деятельность всей двигательной области коры головного мозга.
Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребенка,
активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и
нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень
всей психической деятельности ребенка.
Народные подвижные игры, как двигательная деятельность обладает
определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на
сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Он сам регулирует
использование своих движений: бежать, подпрыгивать, приостанавливаться,
приседать, идти осторожным шагом и т.п. Подвижные игры служат методом
совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков. В играх
применяется все то, что усваивается при систематических занятиях. В
процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не
на способ выполнения движений. Он действует целеустремленно,
приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым
совершенствуя движения. Поэтому, например, игра «Волк во рву»
проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.
Для физических качеств характерно то, что каждое из них может
проявляться в разных движениях, но имеет один и тот же показатель,
например, силы, скорости, чувства равновесия и т.п.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении народных
подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями в процессе
игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость,
воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.
Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном
осознании задач, в лучшей координации движений, более точной
ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе
выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их
радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли,
помогающей преодолевать различные препятствия.
Неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы
дошкольного учреждения является Региональная составляющая.
Использование в работе с детьми подвижных игр народов Поволжья,
позволяет решать аспекты толерантности в наших детях, что, безусловно,
является актуальной и практически значимой для дошкольного образования
проблемой. Помимо этого, важнейшим принципом ФГОС является
интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей. Использование в системе работы
с детьми народных подвижных игр, позволило мне, решая задачи раздела
«Физическая культура» интегрировать содержание данного раздела с такими
образовательными областями как «Социализация» и «Познание»,
«Коммуникация»
Таким образом, именно в процессе организации народных подвижных
игр, помимо решения задач по развитию физических качеств,
совершенствованию основных видов движений и укрепления здоровья
воспитанников, решаются задачи ознакомления с традициями и обычаями
народов среднего Поволжья, формированию толерантного отношения к
другим народностям.
Воспитательное значение народоведения заключается в том, что
знакомство детей с элементами культур русского народа, с культурами
других народов Поволжья, позволяет сформировать у детей национальное
сознание, приобщить их к восприятию людей другой культуры, других
традиций, выделяя в этих этнокультурах существенные отличия и
одновременно находя общечеловеческие качества и ценности: доброту,
дружбу, честность, взаимопомощь, быстроту реакции, силу, выносливость и
т.п.
Свою систему работы мы построили на основе комплексного подхода в
проектной деятельности, в ней решаются задачи физического развития и
укрепления здоровья воспитаников, а также сравниваются и переплетаются
особенности традиций, культуры, обычаев, таких народов среднего
Поволжья как башкиры, мордва, татары, чуваши, русские.
В связи с этим определили цель деятельности.
Цель: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через
народные подвижные игры.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Формирование основ здорового образа жизни, развитие
двигательных способностей, умений и навыков при помощи народной
подвижной игры.
2. Развивать интерес и расширять кругозор представлений
о разнообразии народных подвижных игр.
3. Познакомить детей с правилами народных подвижных игр,
формированием умения четко выполнять их, проявляя находчивость,
выдержку, ловкость и самостоятельность.
4. Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре,
традициям народов Поволжья, используя народные подвижные игры.
5. Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со
сверстниками и взрослыми, проявлять сопереживание, взаимопомощь.
6. Привлечь родителей к образовательному процессу.
Содержание, организация и проведение народных подвижных игр
рассматриваются нами в горизонтальной плоскости не как отдельные, а как
взаимосвязанные, взаимодополняющие культуры, проводятся исторические и
культурологические параллели, в чём и заключается нестандартный подход к
анализу обозначенной проблемы. Дети учатся находить сходства и выделять
отличия в народных подвижных играх, осознавать масштаб и единство
народов Поволжья.
Для этого в детском саду созданы все условия: спортивный зал,
спортивная площадка, участок для прогулок. В группе: спортивный уголок со
стандартным и нестандартным оборудованием, картотека народных игр по
возрастам. На каждый возрастной период нами разработано
планирование подвижных игр.
Ежемесячно организуется непрерывная образовательная деятельность,
которая включает в себя знакомство детей с народными играми,
устным народным творчеством, с историей народов Поволжья, с изделиями
разных народных промыслов, занятия оздоровительного цикла «Хочу
быть здоровым», «Путешествие в страну Неболейка».
В повседневной деятельности мы используем разные виды гимнастик,
физкультминутки, прогулки, закаливания, различные виды игровой
деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные,
спортивные, народные игры, игры-драматизации).
Систематически проводятся спортивные развлечения («Быстрее, выше,
сильнее», «В здоровом теле-здоровый дух»), народные праздники, досуги с
народными подвижными играми и эстафетами («Сабантуй», «Навруз»,
«Масленица», «Сороки», «Карга боткасы»)
Знакомство детей с народной подвижной игрой мы начали с
младшего дошкольного возраста. Ведь они привлекают своей простотой,
напевностью, эмоциональностью. Важно было привлечь внимание детей к
игре, привить желание играть. Для этого использовались простые игры
типа: «Догоните меня», «Васька серенький», «У медведя во бору», «Наседка
и цыплята». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений,
знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках
животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и
интересны детям. Основными методами знакомства с народной
подвижной игрой были наглядные, словесные, игровые. К концу года дети с
удовольствием играли со мной. Это был подготовительный этап в моей
работе.
Более углубленно продолжила работать в средней группе. Теперь
передо мной стояла задача – познакомить детей с подвижными играми
народов Поволжья. Научить понимать поставленную перед ними задачу,
ввести понятие водящий, выполнять роль водящего в игре, правила,
совместно играть, понимать слова диалекта. Объяснение новой игры
проходило по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. В ходе игры я
привлекала детей к ее содержанию. Задавала один-два уточняющих вопроса,
чтобы убедиться, что ребята поняли ее правило. Объясняла
последовательность игровых действий, слова диалекта, расположение
игроков и атрибутов, правила игры. Иногда коротко рассказывала о сюжете
игры, объясняя роль водящего. Следила за точностью движений.
Использовала игру не только в свободной деятельности, на прогулках, но и в
различных видах НОД. В своей работе придерживалась следующих
принципов:
1. Игра должна быть понятна, доступна по выполнению, интересна
детям.
2. При ознакомлении с игрой на роль водящего выбирается шустрый,
смышленый ребенок.
3.Ведущего может назначать:
- воспитатель. При этом он должен кратко обосновать свой выбор и
подробно объяснить водящему его задачу.
- участники игры. Этот способ нужно чаще применять, так как он
основан на инициативе ребят, и, кроме того, водящий, выдвинутый
коллективом, всегда старается как можно лучше справится с задачей игры.
- персонаж.
4. Действия водящего заключаются в легком касании рукой
убегающего, нельзя хватать за одежду, толкать, захватывать в объятия.
5. В процессе игры убегающим детям следует смотреть не только на
того, кто их ловит, но также обращать внимание на других участников во
избежание столкновения.
6. Во время игры произносить рифмовки вместе с детьми (ребенком,
задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.
7. В конце игры дать положительную (для малышей) оценку игры,
похвалить ведущего, активных детей, а также робких, застенчивых
малышей, обратить внимание на выполнение правил.
8. Игру проводить не более 2-3 раз. Для того чтобы сохранить интерес
к игре.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются
психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила,
координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
В работе с детьми нами широко используются следующие народные игры
Поволжья: – русские игры «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная
слепота», «Кривой петух», «Штандер», «Лунки», «Лапта» и другие; –
мордовские игры «Котел», «Раю-раю», «Круговой», «Салки»; – чувашские
игры «Стрельба из лука», «Хищник в море», «Луна или солнце», «Рыбки»; –
татарские игры «Серый волк» («Сары буре»), «Ловишки» («Тотышуены»),
«Жмурки» («Кузбайлаууены»), «Кто дальше бросит?» («Ыргытууены?»),
«Спутанные кони» («Тышаулыатлар»), «Тимербай», «Лисички и курочки»
(«Телькихамтавыклар»), «Продаем горшки» («Чулмакуены»).
Педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения составлен
перспективный план и продуманы этапы обучения народным играм Поволжья;
разработаны конспекты занятий и досуговой деятельности, рекомендации для
родителей воспитанников; подобраны методическая литература и
дидактический материал.
Работа по данному направлению может быть эффективной только при условии
его сотрудничества с родителями, которые должны стать активными
участниками педагогического процесса, а не пассивно принимать информацию.
Мировоззрение, уровень нравственного воспитания ребенка в целом зависит от
уровня осведомленности родителей в вопросах национальной культуры.
Поэтому мною выбраны наиболее актуальные формы взаимодействия с
родителями: 1) информационно-аналитическая (выявление интересов,
потребностей, запросов, уровня педагогической грамотности; проведение
срезов и опросов); 2) досуговая – совместные праздники, развлечения;
конкурсы и выставки изделий народного рукоделия, игрушек; изготовление
атрибутов к играм и участие в них.
Приобщение к национальной культуре носит живой, неформальный характер: в
форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий,
театрализованных представлений. Дети совместно с родителями отражают свои
впечатления от участия в народных играх в продуктивной деятельности:
рисунках, поделках, связанных с тематикой народного быта, забавами и
играми. Результатом тесного взаимодействия дошкольного учреждения с
семьей являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме
воспитания у детей любви и уважения к национальной культуре; у родителей
вырабатывается активная позиция, формируется чувство ответственности за
социально-коммуникативное и духовно-нравственное становление своих детей.
Все это побуждает их продолжить дома работу, начатую с ребенком в детском
саду.
Благодаря проведенной работе и внедрению новой технологии из года в год
просматривалась положительная динамика в приобщении детей к
ЗОЖ, посредством народной подвижной игры.
Вся наша работа дала положительные результаты: дети стали меньше болеть,
повысился показатель физического развития. Игра стала многообразна,
движения быстрые и красивые, а дети сильные, ловкие, выносливые. Они могут
не только сами организовать игру, но и дать ей оценку. Во время игры
проявляли смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Таким образом,
народные подвижные игры являются эффективным средством приобщения
детей к здоровому образу жизни. Благодаря знакомству с народными играми в
детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению,
тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. Безусловно, эти игры
– национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.