Автор: Садреева Елена Витальевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР- д/с №39 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Альметьевск, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Роль игры в жизни детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Роль игры в жизни детей дошкольного возраста»
Игры
для
детей
являются
сложным,
многофункциональным
и
познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым
времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые
формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру,
а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому данная тема актуальна, так
как значение игр для детей раннего возраста очень велико, поскольку именно
в этот период происходят основные процессы развития ребенка.
ИГРА — это специфическая детская деятельность, разнообразная
по
своему
содержанию,
степени
самостоятельности
детей,
форме
организации, игровому материалу, причем каждый ее вид оказывает
определенное влияние на развитие ребенка и имеет много вариантов.
Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом
сегодня забывают многие родители, которые используют современные
методики раннего развития ребенка. Родители стараются пораньше научить
читать своего ребенка, который и сидеть еще толком не научился, думая, что
он вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память,
способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление
развиваются именно в играх.
-
ИГРА
—
это
свободная
развивающая
деятельность,
осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого
процесса деятельности, а не для какого-либо результата.
-
Игровая деятельность носит творческий импровизационный
характер.
-
Игровой
деятельности
сопутствуют
эмоциональная
приподнятость, соперничество, состязательность.
- Для ИГРЫ характерно наличие прямых или косвенных правил,
отражающих (регулирующих) содержание (ход) игры.
Вот интересные факты. Археологи при раскопках Трои, римского
города Помпеи, погибшего при извержении Везувия, в могилах времен
бронзового века, в скифских курганах обнаруживали куклы и другие
игрушки. Советским психологом Е. А. Аркиным по этому поводу был сделан
вывод: игра и игрушка – это есть то общее, что характеризует детство у всех
народов и во все времена. По-видимому, игра существует столько, сколько
существует человечество. И, надо полагать, что игра в жизни ребенка имеет
такое же значение, какое значение имел труд для человека на заре его
становления миллионы лет тому назад.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний.
В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения
ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность
в общении.
Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием
впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни
и работе взрослых. Игра для ребенка наиболее доступный вид деятельности,
своеобразный
способ
переработки
полученных
впечатлений.
Она
соответствует
наглядно-образному
характеру
мышления
ребенка,
эмоциональности и активности. Подражая в игре труду взрослых, их
поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни
пробуждают у них разнообразные чувства, мечты о том, чтобы самим стать
такими же взрослыми, лечить больных, учить детей, водить автобус. В игре
обнаруживаются переживания ребенка и отношение к жизни.
Организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была
содержательной, интересной и увлекательной, - большая творческая
задача для воспитателя.
Еще два-три десятилетия назад, когда не было такого количества
развивающих игрушек, и главную роль в обучении детей играла школа,
именно здесь их учили читать, писать, считать, и основным фактором в
развитии ребенка были игры. С тех пор все кардинально поменялось и
теперь, чтобы ребенка взяли в хорошую и престижную школу, он порой
должен сдать не простые экзамены. Современные психологи обеспокоены
тем, что обучение сильнее и сильнее проникает в жизнь ребенка, иногда
занимая основную часть его времени. Они призывают сохранить детям
детство и возможность играть в игры.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, именно игры
являются основой детского развития и помогают детям усваивать легче и
быстрее все необходимые навыки и умения.
При
планировании
воспитательного
процесса
через
игру
я
придерживаюсь следующих правил:
-
Определить, что такое игра, и какова её роль в психическом
развитии ребенка.
-
Правильно организовать игровую деятельность и приобщить
к ней детей.
-
Развивать игровой опыт каждого ребенка.
-
Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и
игровому общению со сверстниками.
Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо
понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание
детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы
изучаем игру, чтобы лучше руководить ею. Для того чтобы игра, возникнув,
перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно
организовать. Я как воспитатель должна знать особенности организации
игры
в
детском
коллективе.
Это
требует
большого
искусства,
профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании
педагогики и психологии игры.
Используя игры в развитии детей дошкольного возраста, я опираюсь
на следующую классификацию игр:
-творческие;
- игры с правилами;
- народные.
Творческая группа игр. В них дети не просто копируют те или иные
стороны жизни взрослых. Дети творчески их осмысливают, воспроизводя с
помощью ролей и игровых действий. В игре у ребенка раскрываются те его
возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы
взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее,
сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.
Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других
детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с
родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра
формирует
у
ребенка
навыки
общения,
умение
устанавливать
со
сверстниками определенные взаимоотношения.
Сюжетно – ролевая игра имеет социальную природу и строится на все
более расширяющемся и усложняющемся представлении ребенка о жизни
взрослых
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать
не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь
социальным
нормам
и
правилам
поведения.
Соблюдение
правил
и
сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он
освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль
придает правилу смысл, наглядно показывает ребенку необходимость
следования ему.
Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно –
ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для детей дошкольного
возраста. Разновидностью сюжетно – ролевой игры являются режиссерские
игры и игры – драматизации.
Режиссерская игра – это детская игровая деятельность, которая тем
богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребенка, чем
обширнее его информация об окружающем мире.
В педагогический процесс могут быть включены игры – драматизации.
Игры – драматизации используются как один из методов обогащения
самостоятельных игр и формирования положительных взаимоотношений.
Игры – драматизации могут проводиться с использованием кукольного
театра. Различные сценки, этюды по составленным сценариям помогают
формировать у детей определенное мнение о поведении героев, отношение к
их поступкам.
Конструкторские (строительные) игры помогают ребенку понять мир
сооружений и механизмов, созданных руками человека.
Любая конструкторская игра содержит задачу «Как построить? Как
сконструировать?»,
которую
ребенок
решает
с
помощью
различных
материалов и действий. Испытывая трудности в достижении желаемого
результата, дошкольник понимает, что не владеет необходимыми умениями.
Тогда возникает стремление научиться строить, приобрести новые умения.
В строительной игре дети получают реальный результат в виде
постройки. Расширение, представлений детей об окружающем рукотворном
мире,
приобретение
коммуникативных
умений
и
технических,
«строительных» навыков приводит к появлению коллективных строительных
игр. В таких играх дети заранее распределяют функции. Конструкторские
(строительные)
игры,
как
и
сюжетно
–
ролевые,
отражают
про-
фессиональную деятельность взрослых. В процессе их освоения у детей
возникает позиция созидания, преобразования действительности, как и в
трудовой деятельности.
Другая группа игр - это игры с правилами, специально созданные
взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и
подвижные
игры.
Основу
этих
игр
составляют
четко
определенное
программное содержание, воспитательно-образовательные задачи. Взрослый
обучает детей таким играм, и только потом они проводят их самостоятельно.
Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться
соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой
привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем
придерживаться таких строгих ограничений.
В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и
материал, а также зачастую роль и сюжет. Правила в таких играх выделены
до начала игры, открыты для ребенка. Хотя подвижные игры прямо
направлены на развитие основных движений и формирование двигательных
качеств, они оказывают влияние на многие стороны психического развития
ребенка. Прежде всего, это касается нравственно-волевой сферы личности. В
коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и
коммуникативных умений ребенка.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она
создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение
протекает на основе игровой и дидактической задачи.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные
компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу,
игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым
- сюжет и роль.
Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому
основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, она скрыта от
ребенка игровой задачей. Ребенок просто играет, но по внутреннему
психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении
ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то
есть дидактическая игра отвечает возрастным особенностям детей.
Соблюдение правил выступает непременным условием решения
игровой и дидактической задачи. Таким образом, без правил дидактическая
игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась.
Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях.
Средством
решения
дидактической
задачи
выступает
дидактический
материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и
дидактической задач. Решение обеих задач - показатель эффективности игры.
Дидактическая
игра
выступает
одновременно
как
вид
игровой
деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В
этом и состоит ее своеобразие.
Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств
всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной,
трудовой и другим сторонам культуры.
Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом,
умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие
дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими»
для
детей.
Использование в народных играх фольклорных песен наполняет их
содержанием, которое соответствует игровой ситуации. Детские психологи
утверждают, что народные игры имеют большое значение для формирования
и развития навыков общения и снятия психоэмоциональной нагрузки у детей.
Народные игры способствуют всестороннему развитию ребенка, они ярко
отражают образ жизни наших предков, их быт, колорит и национальные
традиции.
Их
динамичность,
выразительность
и
задор
активизируют
мыслительную деятельность ребенка, а также способствуют углублению и
расширению детских представлений об устройстве окружающего мира.
Таким образом, игра является ведущей деятельностью детей, и, эта
деятельность довольно разнообразна. По своему желанию дети вольны
выбирать любую игру, будь то сюжетно – ролевая, или игра со строительным
материалом, или игра- драматизация, игра- забава, подвижная игра, взрослый
предложит дидактическую игру – какое разнообразие видов игр! Но это
разнообразие не просто баловство для ребенка – это приятный и
занимательный труд, учение, воспитание.
В группе, где я работаю, все дети разные, общительные и замкнутые,
активные и молчаливые, гиперактивные, не всегда организованные и
наоборот, дисциплинированные, спокойные. У всех разные игровые умения:
одни умеют планировать свою игру, выполнять главные и второстепенные
роли, проявлять самостоятельность и творчество, другие наоборот, с низким
уровнем умений и навыков.
Продолжая работу по развитию игровой деятельности, постаралась
создать все необходимые условия для удовлетворения интересов детей в
разнообразных играх. Я тщательно продумывала условия и подбирала
материал для игр, чтобы, например, начав определенную игру до завтрака,
дети могли продлить ее в течение дня.
При планировании воспитательного процесса я учла, что есть
несколько детей малообщительных, которые стараются играть в одиночку.
Внимательно понаблюдав за ними, я поняла, что причина их скованности в
отсутствии хорошо развитых игровых навыков и, конечно же, в отсутствии
хорошо развитых речевых умений. Поэтому я стремилась, чтобы дети,
прежде всего, овладели необходимыми для той или иной игры знаниями,
умениями. И только после этого стала вливать детей в общие игры.
Также в работе я не забываю о «лидерах», к которым нужен особый
подход. Такие дети общительны, хорошие организаторы игр, но стараются
большую роль взять на себя. Поэтому я стала насыщать второстепенные роли
действиями, стала делать их более привлекательными и ненавязчиво
предлагала их детям. Они стали более внимательными и дружелюбными,
научились
договариваться.
Часто
конфликтующих
детей
я
старалась
привлекать
к
изготовлению
игрового
оборудования,
включать
их
в
общественно полезную деятельность, трудовую деятельность. В игре
предлагала такие роли, которые требовали бы аккуратности, сдержанности и
дисциплинированности.
Хотелось бы сделать вывод, о необходимости воспитателю владеть
мастерством руководства игры. Мы берем игру как жизнь детей со всеми
заключающимися
в
ней
противоречиями,
поступками,
в
общем,
с
проявлением цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть
самая настоящая жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно, мы
получаем большие возможности в воспитании детей в том или ином
отношении.