Напоминание

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста


Автор: Садреева Елена Витальевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР- д/с №39 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Альметьевск, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Роль игры в жизни детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль игры в жизни детей дошкольного возраста»

Игры

для

детей

являются

сложным,

многофункциональным

и

познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым

времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые

формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру,

а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому данная тема актуальна, так

как значение игр для детей раннего возраста очень велико, поскольку именно

в этот период происходят основные процессы развития ребенка.

ИГРА — это специфическая детская деятельность, разнообразная

по

своему

содержанию,

степени

самостоятельности

детей,

форме

организации, игровому материалу, причем каждый ее вид оказывает

определенное влияние на развитие ребенка и имеет много вариантов.

Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом

сегодня забывают многие родители, которые используют современные

методики раннего развития ребенка. Родители стараются пораньше научить

читать своего ребенка, который и сидеть еще толком не научился, думая, что

он вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память,

способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление

развиваются именно в играх.

-

ИГРА

это

свободная

развивающая

деятельность,

осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого

процесса деятельности, а не для какого-либо результата.

-

Игровая деятельность носит творческий импровизационный

характер.

-

Игровой

деятельности

сопутствуют

эмоциональная

приподнятость, соперничество, состязательность.

- Для ИГРЫ характерно наличие прямых или косвенных правил,

отражающих (регулирующих) содержание (ход) игры.

Вот интересные факты. Археологи при раскопках Трои, римского

города Помпеи, погибшего при извержении Везувия, в могилах времен

бронзового века, в скифских курганах обнаруживали куклы и другие

игрушки. Советским психологом Е. А. Аркиным по этому поводу был сделан

вывод: игра и игрушка – это есть то общее, что характеризует детство у всех

народов и во все времена. По-видимому, игра существует столько, сколько

существует человечество. И, надо полагать, что игра в жизни ребенка имеет

такое же значение, какое значение имел труд для человека на заре его

становления миллионы лет тому назад.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения

ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность

в общении.

Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием

впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни

и работе взрослых. Игра для ребенка наиболее доступный вид деятельности,

своеобразный

способ

переработки

полученных

впечатлений.

Она

соответствует

наглядно-образному

характеру

мышления

ребенка,

эмоциональности и активности. Подражая в игре труду взрослых, их

поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни

пробуждают у них разнообразные чувства, мечты о том, чтобы самим стать

такими же взрослыми, лечить больных, учить детей, водить автобус. В игре

обнаруживаются переживания ребенка и отношение к жизни.

Организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была

содержательной, интересной и увлекательной, - большая творческая

задача для воспитателя.

Еще два-три десятилетия назад, когда не было такого количества

развивающих игрушек, и главную роль в обучении детей играла школа,

именно здесь их учили читать, писать, считать, и основным фактором в

развитии ребенка были игры. С тех пор все кардинально поменялось и

теперь, чтобы ребенка взяли в хорошую и престижную школу, он порой

должен сдать не простые экзамены. Современные психологи обеспокоены

тем, что обучение сильнее и сильнее проникает в жизнь ребенка, иногда

занимая основную часть его времени. Они призывают сохранить детям

детство и возможность играть в игры.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, именно игры

являются основой детского развития и помогают детям усваивать легче и

быстрее все необходимые навыки и умения.

При

планировании

воспитательного

процесса

через

игру

я

придерживаюсь следующих правил:

-

Определить, что такое игра, и какова её роль в психическом

развитии ребенка.

-

Правильно организовать игровую деятельность и приобщить

к ней детей.

-

Развивать игровой опыт каждого ребенка.

-

Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и

игровому общению со сверстниками.

Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо

понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание

детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы

изучаем игру, чтобы лучше руководить ею. Для того чтобы игра, возникнув,

перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно

организовать. Я как воспитатель должна знать особенности организации

игры

в

детском

коллективе.

Это

требует

большого

искусства,

профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании

педагогики и психологии игры.

Используя игры в развитии детей дошкольного возраста, я опираюсь

на следующую классификацию игр:

-творческие;

- игры с правилами;

- народные.

Творческая группа игр. В них дети не просто копируют те или иные

стороны жизни взрослых. Дети творчески их осмысливают, воспроизводя с

помощью ролей и игровых действий. В игре у ребенка раскрываются те его

возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы

взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее,

сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.

Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других

детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с

родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра

формирует

у

ребенка

навыки

общения,

умение

устанавливать

со

сверстниками определенные взаимоотношения.

Сюжетно – ролевая игра имеет социальную природу и строится на все

более расширяющемся и усложняющемся представлении ребенка о жизни

взрослых

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать

не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь

социальным

нормам

и

правилам

поведения.

Соблюдение

правил

и

сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он

освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль

придает правилу смысл, наглядно показывает ребенку необходимость

следования ему.

Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно –

ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для детей дошкольного

возраста. Разновидностью сюжетно – ролевой игры являются режиссерские

игры и игры – драматизации.

Режиссерская игра – это детская игровая деятельность, которая тем

богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребенка, чем

обширнее его информация об окружающем мире.

В педагогический процесс могут быть включены игры – драматизации.

Игры – драматизации используются как один из методов обогащения

самостоятельных игр и формирования положительных взаимоотношений.

Игры – драматизации могут проводиться с использованием кукольного

театра. Различные сценки, этюды по составленным сценариям помогают

формировать у детей определенное мнение о поведении героев, отношение к

их поступкам.

Конструкторские (строительные) игры помогают ребенку понять мир

сооружений и механизмов, созданных руками человека.

Любая конструкторская игра содержит задачу «Как построить? Как

сконструировать?»,

которую

ребенок

решает

с

помощью

различных

материалов и действий. Испытывая трудности в достижении желаемого

результата, дошкольник понимает, что не владеет необходимыми умениями.

Тогда возникает стремление научиться строить, приобрести новые умения.

В строительной игре дети получают реальный результат в виде

постройки. Расширение, представлений детей об окружающем рукотворном

мире,

приобретение

коммуникативных

умений

и

технических,

«строительных» навыков приводит к появлению коллективных строительных

игр. В таких играх дети заранее распределяют функции. Конструкторские

(строительные)

игры,

как

и

сюжетно

ролевые,

отражают

про-

фессиональную деятельность взрослых. В процессе их освоения у детей

возникает позиция созидания, преобразования действительности, как и в

трудовой деятельности.

Другая группа игр - это игры с правилами, специально созданные

взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и

подвижные

игры.

Основу

этих

игр

составляют

четко

определенное

программное содержание, воспитательно-образовательные задачи. Взрослый

обучает детей таким играм, и только потом они проводят их самостоятельно.

Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться

соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой

привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем

придерживаться таких строгих ограничений.

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и

материал, а также зачастую роль и сюжет. Правила в таких играх выделены

до начала игры, открыты для ребенка. Хотя подвижные игры прямо

направлены на развитие основных движений и формирование двигательных

качеств, они оказывают влияние на многие стороны психического развития

ребенка. Прежде всего, это касается нравственно-волевой сферы личности. В

коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и

коммуникативных умений ребенка.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она

создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение

протекает на основе игровой и дидактической задачи.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные

компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу,

игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым

- сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому

основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, она скрыта от

ребенка игровой задачей. Ребенок просто играет, но по внутреннему

психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении

ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то

есть дидактическая игра отвечает возрастным особенностям детей.

Соблюдение правил выступает непременным условием решения

игровой и дидактической задачи. Таким образом, без правил дидактическая

игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях.

Средством

решения

дидактической

задачи

выступает

дидактический

материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и

дидактической задач. Решение обеих задач - показатель эффективности игры.

Дидактическая

игра

выступает

одновременно

как

вид

игровой

деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В

этом и состоит ее своеобразие.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств

всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной,

трудовой и другим сторонам культуры.

Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом,

умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие

дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими»

для

детей.

Использование в народных играх фольклорных песен наполняет их

содержанием, которое соответствует игровой ситуации. Детские психологи

утверждают, что народные игры имеют большое значение для формирования

и развития навыков общения и снятия психоэмоциональной нагрузки у детей.

Народные игры способствуют всестороннему развитию ребенка, они ярко

отражают образ жизни наших предков, их быт, колорит и национальные

традиции.

Их

динамичность,

выразительность

и

задор

активизируют

мыслительную деятельность ребенка, а также способствуют углублению и

расширению детских представлений об устройстве окружающего мира.

Таким образом, игра является ведущей деятельностью детей, и, эта

деятельность довольно разнообразна. По своему желанию дети вольны

выбирать любую игру, будь то сюжетно – ролевая, или игра со строительным

материалом, или игра- драматизация, игра- забава, подвижная игра, взрослый

предложит дидактическую игру – какое разнообразие видов игр! Но это

разнообразие не просто баловство для ребенка – это приятный и

занимательный труд, учение, воспитание.

В группе, где я работаю, все дети разные, общительные и замкнутые,

активные и молчаливые, гиперактивные, не всегда организованные и

наоборот, дисциплинированные, спокойные. У всех разные игровые умения:

одни умеют планировать свою игру, выполнять главные и второстепенные

роли, проявлять самостоятельность и творчество, другие наоборот, с низким

уровнем умений и навыков.

Продолжая работу по развитию игровой деятельности, постаралась

создать все необходимые условия для удовлетворения интересов детей в

разнообразных играх. Я тщательно продумывала условия и подбирала

материал для игр, чтобы, например, начав определенную игру до завтрака,

дети могли продлить ее в течение дня.

При планировании воспитательного процесса я учла, что есть

несколько детей малообщительных, которые стараются играть в одиночку.

Внимательно понаблюдав за ними, я поняла, что причина их скованности в

отсутствии хорошо развитых игровых навыков и, конечно же, в отсутствии

хорошо развитых речевых умений. Поэтому я стремилась, чтобы дети,

прежде всего, овладели необходимыми для той или иной игры знаниями,

умениями. И только после этого стала вливать детей в общие игры.

Также в работе я не забываю о «лидерах», к которым нужен особый

подход. Такие дети общительны, хорошие организаторы игр, но стараются

большую роль взять на себя. Поэтому я стала насыщать второстепенные роли

действиями, стала делать их более привлекательными и ненавязчиво

предлагала их детям. Они стали более внимательными и дружелюбными,

научились

договариваться.

Часто

конфликтующих

детей

я

старалась

привлекать

к

изготовлению

игрового

оборудования,

включать

их

в

общественно полезную деятельность, трудовую деятельность. В игре

предлагала такие роли, которые требовали бы аккуратности, сдержанности и

дисциплинированности.

Хотелось бы сделать вывод, о необходимости воспитателю владеть

мастерством руководства игры. Мы берем игру как жизнь детей со всеми

заключающимися

в

ней

противоречиями,

поступками,

в

общем,

с

проявлением цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть

самая настоящая жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно, мы

получаем большие возможности в воспитании детей в том или ином

отношении.



В раздел образования