Напоминание

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы.


Автор: Волкова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП детский сад "Ромашка",ГБОУ СОШ с.Красносамарское.
Населённый пункт: Кинельский район,Самарской области.
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие

диалогической

речи

детей

дошкольного возраста в процессе беседы.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и

тематически объединённые, законченные отрезки. Это положение нашло своё отражение в

исследованиях в которых подчёркивается связь того или иного раздела с развитием связной речи.

Правильно выражать свои мысли и чувства – значит, строго поддерживаться норм литературной

речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые более

ярко характеризуют предмет или явления и в данной ситуации речи наиболее уместны и

стилистически оправданы.

Над работой по развитию связной речи детей дошкольного возраста работали такие известные

педагоги и психологи, как Л.С.Выготский, И.П.Короткова, А.П. Леушина, Л.Е.Пеньевская, Е.И.Тихеева,

О.С.Ушакова, Д.Б. Эльконин и др.

Развитие связной речи на современном этапе играет большую роль. Под связной речью понимают

смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Решая задачу развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста, следует отметить

беседу как одно из наиболее доступных и действенных методов используемых в дошкольных

учреждениях для успешной реализации.

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на

заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления

с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Е.И.Радина в своём исследовании

подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В беседах

систематизируются и уточняются представления, полученные ребёнком в процессе его повседневной

жизни, в результате наблюдений и деятельности.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает

думать. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и

делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь.

Высказываясь в беседе, ребёнок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях.

Речевая деятельность ребёнка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним програм-

мированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-

доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию».

Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей

жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском

саду.

Беседы

способствуют

решению

задач

всестороннего

развития

и

воспитания

ребёнка

дошкольника,

Систематизировать

знания

в

беседе

возможно

при

условии

чёткого,

последовательного

расположения

материала,т.е.

при

правильном

конструировании.

Е.И.Радина

выделила

такие

структурные компоненты беседы,как :

-высказывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе вспоминания о

близких жизненному опыту явлениях;

- анализ этих явлениях в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей,

подводящих к выводам;

- элементарное обобщение ,уточняющее представления детей, способствующее выработке

соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определённое поведение в

дальнейшем.

Беседа является одним из эффективных педагогических методов в работе и обучении

дошкольников.

Беседа в педагогике – вопросно-ответный метод обучения, применяется с целью активизации

умственной деятельности воспитанников в процессе приобретения новых знаний или повторения и

закрепления полученных ранее. Характер беседы требует от ребёнка умения активно воспроизводить

свои знания, сравнивать , рассуждать, делать выводы. Беседа также обогащает ребёнка новыми

знаниями

или

показывает

знакомое

в

новом

аспекте.

Участвуя

в

беседе,

ребёнок

учится

концентрировать своё мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нём, приучается

логически мыслить. В беседе воспитатель учит ребёнка чётко выражать свои мысли, развивает

умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них, в зависимости от

характера вопроса, правильно задавать вопросы.

Выделяются следующие требования к беседе:

-Беседа ни в коем случае не должна преследовать цели словесного насаждения в головы детей

знаний. Её цель – систематизировать и закрепить живым словом знания, приобретённые опытным

путём.

Чтобы беседы носили оживлённый характер и достигали наибольшего результата надо стремиться

извлекать самостоятельную мысль детей, личное отношение их к предмету.

-Педагог должен держаться в стороне, не подавлять своим авторитетом :его роль главным образом

дирижёрская. Ребёнок должен учиться понимать,что в беседе мы не должны уклоняться от

главного,от того,что является основной темой.

Существуют методические приёмы при руководстве с беседой :

1.Не давать детям удаляться от главной темы.

2. Неуклонно вести к конечным выводам.

3.Не прерывать детей без условной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.

4.Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринуждённо. Краткий ответ,

раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.

5.Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них ,если возможно, достигнуть той же цели путём

краткого указания, напоминания.

6.Побуждать детей к вопросам.

7.Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

8.Вызывать соревнование в желание высказаться ясно и образно.

9.Беседы ведутся как индивидуально и коллективно. Начиная со среднего дошкольного возраста,

коллективные беседы преобладают.

В беседе педагог уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. представления и знания о жизни людей

и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в

разнообразной деятельности в семье и деском саду. Воспитывает у детей правильное отношение к

окружающему. Приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить. Беседа пронизана

диалогическим взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом.



В раздел образования