Автор: Волкова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП детский сад "Ромашка",ГБОУ СОШ с.Красносамарское.
Населённый пункт: Кинельский район,Самарской области.
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы.
Раздел: дошкольное образование
Развитие
диалогической
речи
детей
дошкольного возраста в процессе беседы.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и
тематически объединённые, законченные отрезки. Это положение нашло своё отражение в
исследованиях в которых подчёркивается связь того или иного раздела с развитием связной речи.
Правильно выражать свои мысли и чувства – значит, строго поддерживаться норм литературной
речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые более
ярко характеризуют предмет или явления и в данной ситуации речи наиболее уместны и
стилистически оправданы.
Над работой по развитию связной речи детей дошкольного возраста работали такие известные
педагоги и психологи, как Л.С.Выготский, И.П.Короткова, А.П. Леушина, Л.Е.Пеньевская, Е.И.Тихеева,
О.С.Ушакова, Д.Б. Эльконин и др.
Развитие связной речи на современном этапе играет большую роль. Под связной речью понимают
смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Решая задачу развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста, следует отметить
беседу как одно из наиболее доступных и действенных методов используемых в дошкольных
учреждениях для успешной реализации.
Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на
заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления
с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Е.И.Радина в своём исследовании
подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В беседах
систематизируются и уточняются представления, полученные ребёнком в процессе его повседневной
жизни, в результате наблюдений и деятельности.
Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает
думать. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и
делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь.
Высказываясь в беседе, ребёнок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях.
Речевая деятельность ребёнка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним програм-
мированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-
доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию».
Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей
жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском
саду.
Беседы
способствуют
решению
задач
всестороннего
развития
и
воспитания
ребёнка
дошкольника,
Систематизировать
знания
в
беседе
возможно
при
условии
чёткого,
последовательного
расположения
материала,т.е.
при
правильном
конструировании.
Е.И.Радина
выделила
такие
структурные компоненты беседы,как :
-высказывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе вспоминания о
близких жизненному опыту явлениях;
- анализ этих явлениях в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей,
подводящих к выводам;
- элементарное обобщение ,уточняющее представления детей, способствующее выработке
соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определённое поведение в
дальнейшем.
Беседа является одним из эффективных педагогических методов в работе и обучении
дошкольников.
Беседа в педагогике – вопросно-ответный метод обучения, применяется с целью активизации
умственной деятельности воспитанников в процессе приобретения новых знаний или повторения и
закрепления полученных ранее. Характер беседы требует от ребёнка умения активно воспроизводить
свои знания, сравнивать , рассуждать, делать выводы. Беседа также обогащает ребёнка новыми
знаниями
или
показывает
знакомое
в
новом
аспекте.
Участвуя
в
беседе,
ребёнок
учится
концентрировать своё мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нём, приучается
логически мыслить. В беседе воспитатель учит ребёнка чётко выражать свои мысли, развивает
умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них, в зависимости от
характера вопроса, правильно задавать вопросы.
Выделяются следующие требования к беседе:
-Беседа ни в коем случае не должна преследовать цели словесного насаждения в головы детей
знаний. Её цель – систематизировать и закрепить живым словом знания, приобретённые опытным
путём.
Чтобы беседы носили оживлённый характер и достигали наибольшего результата надо стремиться
извлекать самостоятельную мысль детей, личное отношение их к предмету.
-Педагог должен держаться в стороне, не подавлять своим авторитетом :его роль главным образом
дирижёрская. Ребёнок должен учиться понимать,что в беседе мы не должны уклоняться от
главного,от того,что является основной темой.
Существуют методические приёмы при руководстве с беседой :
1.Не давать детям удаляться от главной темы.
2. Неуклонно вести к конечным выводам.
3.Не прерывать детей без условной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.
4.Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринуждённо. Краткий ответ,
раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.
5.Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них ,если возможно, достигнуть той же цели путём
краткого указания, напоминания.
6.Побуждать детей к вопросам.
7.Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
8.Вызывать соревнование в желание высказаться ясно и образно.
9.Беседы ведутся как индивидуально и коллективно. Начиная со среднего дошкольного возраста,
коллективные беседы преобладают.
В беседе педагог уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. представления и знания о жизни людей
и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в
разнообразной деятельности в семье и деском саду. Воспитывает у детей правильное отношение к
окружающему. Приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить. Беседа пронизана
диалогическим взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом.