Автор: Волкова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП детский сад "Ромашка",ГБОУ СОШ с.Красносамарское.
Населённый пункт: Кинельский район,Самарской области.
Наименование материала: Статья
Тема: Роль русского народного творчества в воспитание детей.
Раздел: дошкольное образование
Роль русского народного творчества в воспитание детей.
Пословицы, поговорки, прибаутки – это народная
мудрость, свод правил жизни. Народ всегда осуждал
глупость, лень, нерадивость, хвастовство. И восхвалял ум,
трудолюбие, добродушие, скромность. В пословицах и
поговорках выражается эмоциональное состояние:
(недовольство, восхищение, удивление), что еще более
усиливает воздействие на человека. Одно дело, например,
сказать ребенку, который уклоняется от поручений: « Это
стыдно, когда все выполняют поручения, а ты не хочешь.
Так не поступают». Поэтому для воспитательного эффекта
при общении с детьми желательного включать притчи,
пословицы и поговорки. Из множества русских пословиц и
поговорок мы выбираем те, которыемогут сопровождать
трудовую деятельность детей и, конечно обогащать их речь.
Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от
степени их иносказательности. Некоторые не имеют
переносного смысла, например: «Говорить легко - делать
трудно», «Играй, играй, да и дело знай». Такие пословицы ,
употребленные вовремя и к месту, понятны детям и без
разъяснения.
Весьма важно, чтобы пословица и поговорка
произносились выразительно, с разной интонацией, а также
сопровождались жестами, мимикой. Например: когда дети
отвлекаются от поручения разговорами, педагог с
сожалением может воскликнуть: «Ой, ребята, у вас дела на
вершок, а слов – мешок!» И жестом показать, как много
дела и как много слов. Сочетание пословиц с жестом,
мимикой более эффективны. Воспитатель, подбадривая
ребенка, который несмело приступает к выполнению
поручения , говорит ему: «Смелее ,смелее у тебя все
получиться». И походу выполнения задания оценивает его
результат: «Вот видишь, получается. Недаром говорят:
глаза боятся, а руки делают. Твои глазки боялись делать, а
ручки сделали». Тогда ребенку будет понятен смысл
данной пословицы. При выполнении поручений дети,
которые с неохотой отзываются на предложения шутливая
прибаутка, пословица могут точно выразить огорчение
взрослого, поставят ребенка перед выбором формы
поведения: «У лодыря, Егорки всегда отговорки. Люди
пахать, а он руками махать». Но если ребенок решает после
высказывания воспитателя принять участие, то его
необходимо поддержать. Детям, которые часто
отвлекаются на разговоры, на игру во время выполнения
поручений можно сказать:
- Где много слов, там дела нет.
- Большой говорун - плохой работун.
Похвала, высказанная в пословицах и поговорках, несет в
себе оттенок шутки, игры. А потому не дает повода для
зазнайства. Прибаутки, пословицы и поговорки можно
использовать вне конкретного поведения и действия детей
как средство создания определенного настроения.