Напоминание

Развите фонематического слуха у детей дошкольного возраста


Автор: Политова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Астрахани детский сад №54 "Полянка "
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Развите фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие фонематического слуха у детей дошкольного

возраста

Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? С

помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать

фонематический слух своего малыша?

Фонематический слух - это различение на слух звуков речи.

При нормально развитом фонематическом слухе ребенок правильно различает

звуки речи, благодаря чему, понимает смыл услышанного им, сказанного кем-то.

Кроме того, при развитом фонематическом слухе малыш слышит себя, осознает, что

он произносит слово неправильно, и пытается самостоятельно добиться правильного

произношения звуков в словах.

При нарушении фонематического слуха ребенок неправильно, некорректно

воспринимает некоторые звуки речи. Из-за этого он слышит не то, что ему сказали, а

то, что он услышал, что-то очень приблизительно. Например, «игла», превращается

во мглу, «лес» в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».

Кроме того, несовершенство развития фонематического слуха является одной из

причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на

слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Он просто

не замечает, что неправильно произносит звуки. Становление у ребенка правильного

звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без

четкого их различения.

Важно, что недоразвитие фонематического слуха у детей влечёт за собой

трудности в формировании фонематического восприятия, без которого

невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что

явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма. Поэтому

недостаточность развития фонематического слуха проявляется особенно ярко в

школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха

читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их

местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова.

Итак, фонематический слух является основой для понимания речи другого

человека, контроля над собственной речью и правильного звукопроизношения,

грамотного письма и чтения в дальнейшем.

Наибольший пик развития фонематического слуха выпадает на возраст 4-5 лет. У

детей этого возраста наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот

почему этот возраст очень важен для решения поставленной проблемы.

Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Цель игровых

упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок

начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию,

исправить дефектное произношение.

Система упражнений для развития фонематического слуха построена по

принципу от простого к сложному и делится на несколько этапов. Выявив, на каком

этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык

фонематического восприятия с этого уровня.



В раздел образования