Автор: Политова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Астрахани детский сад №54 "Полянка "
Населённый пункт: Г Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Развите фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного
возраста
Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? С
помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать
фонематический слух своего малыша?
Фонематический слух - это различение на слух звуков речи.
При нормально развитом фонематическом слухе ребенок правильно различает
звуки речи, благодаря чему, понимает смыл услышанного им, сказанного кем-то.
Кроме того, при развитом фонематическом слухе малыш слышит себя, осознает, что
он произносит слово неправильно, и пытается самостоятельно добиться правильного
произношения звуков в словах.
При нарушении фонематического слуха ребенок неправильно, некорректно
воспринимает некоторые звуки речи. Из-за этого он слышит не то, что ему сказали, а
то, что он услышал, что-то очень приблизительно. Например, «игла», превращается
во мглу, «лес» в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».
Кроме того, несовершенство развития фонематического слуха является одной из
причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на
слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Он просто
не замечает, что неправильно произносит звуки. Становление у ребенка правильного
звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без
четкого их различения.
Важно, что недоразвитие фонематического слуха у детей влечёт за собой
трудности в формировании фонематического восприятия, без которого
невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что
явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма. Поэтому
недостаточность развития фонематического слуха проявляется особенно ярко в
школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха
читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их
местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова.
Итак, фонематический слух является основой для понимания речи другого
человека, контроля над собственной речью и правильного звукопроизношения,
грамотного письма и чтения в дальнейшем.
Наибольший пик развития фонематического слуха выпадает на возраст 4-5 лет. У
детей этого возраста наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот
почему этот возраст очень важен для решения поставленной проблемы.
Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Цель игровых
упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок
начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию,
исправить дефектное произношение.
Система упражнений для развития фонематического слуха построена по
принципу от простого к сложному и делится на несколько этапов. Выявив, на каком
этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык
фонематического восприятия с этого уровня.